Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь могут предоставить педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями. Очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Родителей приглашаем посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомим малыша с детьми, и т.д. Даются рекомендации родителям, как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы адаптация прошла менее болезненно и быстрее.Проблемой адаптации детей к ДОУ я занимаюсь третий год, адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, эмоциональном. Изучив педагогическую литературу, я обратила внимание, что исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина). Поставила перед собой цель: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста, разработать систему способствующую созданию эмоционального комфорта детей в период адаптации.
Определила задачи на адаптационный период:
1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному
физическому развитию детей: организовать рациональный режим дня в группе,
обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт; формировать у
детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки
самообслуживания; обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных
процессов; воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной
активности.
3. Закладывать основы будущей личности: воспитывать у детей уверенность в самих
себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность,
самостоятельность; закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым,
формируя доверие и привязанность к воспитателю; закладывать основы
доброжелательного отношения детей друг к другу.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, в группе “Полянка” я использую такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению), элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения). Совместная деятельность в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду. При адаптации детей раннего возраста я предлагаю использовать нетрадиционные методы и приемы. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления. Также используем:
– Шумовые игрушки. Наиболее эффективным, а иногда и единственным приемом
работы при адаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая
как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети будут не только
прислушиваться к шуму, но и с удовольствием разглядывать содержимое, потому что
сама ёмкость – игрушка обязательно должна быть прозрачной. В процессе игры дети
приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и
моторные игры.
– Водные игры. Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают
ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать
волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно – пространственная
ориентация. При этом вырабатывается глазомер и координация движения руки.
– Мыльные пузыри. Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до
них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции.
– Пескотерапия. Эти упражнения развивают тактильно – кинетическую
чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряженность. В данном
случае я предлагаю заменить песок крупой – пшеном. Использование игр и игровых
упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным
действием.
– Тестопластика. Наряду с задачами по адаптации малышей решается ряд других
задач. Всё взаимосвязано в работе с детьми. Формирование словаря происходит в
процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного
материала, способов действия с ним. Кроме того, во время практических действий
(лепка из солёного теста) ведется непрерывный разговор с детьми о способе и
последовательности выполнения работы.
– Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами). Не меньше удовольствия
детям раннего возраста приносит рисование. Именно нетрадиционное рисование
создает атмосферу непринужденности и эмоционально – положительное отношение к
деятельности. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и
бумаге помогает решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет
потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование
фломастерами – маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Цвет, который
выбран для рисунка, помогает понять, как в данный момент на душе у ребенка –
тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Таким образом, создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, обеспечивается решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса. В заключении хочется сказать, анализ уровня адаптации воспитанников МАДОУ 1 младшей группы в январе 2014 показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно, 90% детей адаптировались к условиям ДОУ в легкой и средней степени.