Известное в неизвестном. Газовые законы на Марсе

Разделы: Физика


Цели урока:

  • образовательная:
    • продолжить формировать умение применять газовые законы для объяснения процессов, протекающих в природе;
    • обобщить и систематизировать знания учеников о свойствах газов;
    • проверить умение решать задачи по данной теме, производить построение и анализ графиков при решении соответствующих задач;
    • продолжить формирование умений производить вычисления при решении задач.
  • воспитательная:
    • показать связь предмета с реальной действительностью;
    • сформировать убеждение о единстве законов живой и неживой природы;
    • содействовать экологическому воспитанию учащихся;
    • продолжить формировать интерес к физике.
  • развивающая:
    • способствовать развитию творческого мышления, предлагая тестовые нестандартные задания;
    • продолжить формирование умений переключаться с одного вида деятельности на другой при максимальном разнообразии видов деятельности;
    • способствовать развитию познавательной активности учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Вид урока: урок-исследование

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки-задания, оборудование для лабораторной работы .

План урока.

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Обобщение и закрепление изученных способов действия.
  4. Презентация учащимися результатов своей деятельности.
  5. Рефлексия, подведение итогов.

Ход урока

Этапы

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

1 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность

Добрый день, друзья. Я рад вас видеть. Сегодня мы с вами совершим увлекательное виртуальное космическое путешествие, и, надеюсь, вы откроете для себя что-то новое.

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний

7 мин.

  • Активизировать учащихся на обобщение и систематизацию знаний о свойствах газов.
  • Организовать выполнение учащимися учебного действия.
  • Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

Работая в космических условиях, мы с вами применим знания газовых законов для решения конкретных задач. В группах вы проведете исследования и затем презентуете результаты своей работы. Здесь нам потребуются хорошие знания законов физики.

Что бы преодолеть все трудности в нашем путешествии нужно разгадать кроссворд для запуска нашего корабля

(Приложение 1)

Молодцы!

Запускает видеофрагмент – удаление от поверхности Земли с ночной ее стороны.

Слушают.

Деление на 3 команды, путем вытягивания листов с номером команды.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают догадку, предположение.

Обобщение и закрепление изученных способов действий

15 мин.

  • Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).
  • Организация возможности применения изученного способа действий для решения всех заданий данного типа (работа с лабораторным оборудованием).
  • Организация повторения учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
  • Формирование коммуникативных действий, навыков групповой самоорганизации.

У каждой группы своя цель и свое название. Перед вами технологические карты, с помощью которых вы реализуете работу в группе.

Оценивает активность работы учащихся в группе. Корректирует действия. Следит за регламентом.

Изучают в группе представленные материалы.

Обсуждают и реализуют прописанные этапы работы (см. Технологические карты)

Презентация учащимися результатов своей деятельности

15 мин.

  • Проверка умения решать задачи по данной теме, производить построение и анализ графиков при решении соответствующих задач.
  • Развитие познавательной активности учащихся.
  • Формирование коммуникативных действий.
  • Совершенствование умений использовать мультимедийное оборудование (работа с документ камерой)

Оценивает результаты работы в группе и выступающих учеников.

Акцентирует внимание на сравнении параметров Земли и Марса для дальнейшего их сравнения на этапе рефлексии для ответов на вопросы.

От каждой группы выходят ее представители для презентации своей работы. Результат работы выводиться на экран с помощью документ камеры. Остальные задают вопросы. Уточняют, корректируют, делают соответствующие записи в тетрадях. Для эксперимента идет совместная оценка погрешности.

Рефлексия

7 мин.

Совершенствование навыков самооценки, умения определять “проблемные зоны” в усвоении учебного материала.

Мы рассмотрели термодинамические условия на Марсе, с Земными условиями вы знакомы. Сравним условия на этих планетах с помощью диаграммы Венна.

Вы смотрели фильм “Вспомнить все” с Арнольдом Шварценеггером о путешествии на Марс. Не исключено, что придет время, и люди полетят туда жить и работать. Какие условия для их жизни нужно создать, как это, по-вашему, можно осуществить?

Обсудите в группе в течение минуты, что сегодня получилось, что получилось недостаточно хорошо? Определите, каких знаний, умений не хватило для достижения более высокого результата работы?

Подводит итог результатов работы в группах и выставляет отметки.

Каждая группа, используя бумагу и фломастеры, сравнивает характеристики планет, выделяя общие, похожие параметры и существенные различия

Учащиеся работают над диаграммой Венна и высказывают свою точку зрения.

Выявляют закономерности между Землей и Марсом.

Обсуждают. Выступают по алгоритму:

  1. Получилось…
  2. Получилось недостаточно хорошо…
  3. “Проблемные зоны…”

 Приложение