Урок-семинар по теме "Предложение"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся предложении как предикативной единице языка, строении и грамматическом значении предложений;
  • сформировать навык согласования членов предложения.

Задачи урока:

  • развитие навыков критического и системного мышления;
  • развитие ответственности за результат своей работы;
  • развитие умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

ХОД  УРОКА

Восьмиклассники сидят по группам.

Здравствуйте! Запишите сегодняшнюю дату. А тему занятия попробуем определить вместе.
Обратите внимание на слайд (№3). Какая синтаксическая единица представлена? (Предложение).
А какие это предложения? (Разные по характеристике: односоставные, двусоставные, распространенные, нераспр., восклиц., невосклиц и прочее).
Все, что вы назвали верно. Но чего нам недостает в данный момент? Обратите внимание на слайд (№4). Найдите различия (хаотичное движение, расположение человечков и хоровод, системе, строй).
Сегодня нам с вами предстоит привести в порядок, в систему наши знания о предложении.
Для чего нам это необходимо? (чтобы научиться оформлять свои мысли точно, стилистически верно).
Запишите тему занятия. Слайд (№5). «Систематизация знаний по теме «Предложение» (3 мин.).

Для решения поставленных задач необходим следующий план урока (только для учителя, не читать):

Группы готовят характеристику указанных в задании признаков предложений, примеры приводят свои.
Согласно своему № группа озвучивает приготовленный материал.
Разбор новых предложений по ранее указанным признакам.
Творческая работа.
Презентация сочинений.
Д/З. Приготовить задание для одного участника группы, в которой ты работал(а), по теме «Предложение»
Рефлексия.

ЭТАП 1.  Каждому участнику группы дана карточка с заданием: «Прочитайте текст; подготовьте краткий устный ответ на основании прочитанного, для этого сформулируйте вопросы по тексту друг другу, ответьте на них. Приведите примеры». У каждой группы представлены разные характеристики предложений. 4 минуты. Демонстрируется слайд (№6).

Группа №1.  Предложение  – это синтаксическая единица, служащая средством формирования, выражения и сообщения мыслей, передачи чувств, эмоций.  Предложение  формируется из словосочетаний и является основной единицей общения людей.  Предложение  всегда является высказыванием о предмете речи, так как содержит в себе либо сообщение, либо вопрос, либо побуждение к чему-либо.
Как высказывание,  предложение  характеризуется интонационной законченностью (интонацией конца  предложения ), которая отражает цель построения  предложения.

Группа № 2. Строение  предложения  определяется его грамматической основой. Она может состоять из двух главных членов, а может быть представлена только одним членом предложения – подлежащим или сказуемым.

Предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов, называется двусоставным.
Предложение, в котором только один главный член предложения – подлежащее или сказуемое – называется односоставным.
Предложение может иметь одну грамматическую основу (это простое предложение) и несколько (сложное предложение).
По наличию второстепенных членов предложения могут быть распространенные и нераспространенные. Распространённые предложения имеют второстепенные члены (хотя бы один), нераспространенные предложения состоят только из грамматической основы:

Звезды этой нескончаемой ночи начали блекнуть, исчезать. (А.Н. Толстой).
Ночь наступила. День угас.

Распространенными и нераспространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения:

Соловья баснями не кормят. (Пословица).
Не торопись, не спеши, подождем. (К. Симонов).
Сладко пахнет елками жаркий летний бор. (И. Бунин).

Предложения, включающие однородные подлежащие или однородные сказуемые и не имеющие второстепенных членов, являются нераспространенными:

Мал золотник, да дорог. (Пословица).
Полощется, и трепещет, и хлопает парус. (А. Куприн).

Группа №3. По цели высказывания предложения (и простые, и сложные) делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Целью повествовательного предложения является сообщение.
Повествовательные предложения – самый распространённый вид предложений.
Целью побудительного предложения является волеизъявление, побуждение адресата к действию.

Значение побуждения часто опирается на формы повелительного наклонения:

Разворачивайтесь в марше! (В. Маяковский).

Побуждение может выражать инфинитив:

Веселей кружитесь, дамы! На носки не наступать! (А. Твардовский).

Кроме того, значение побуждения могут принимать формы других наклонений:

– Ты бы ушёл, дед, – просил Ваня. (К. Паустовский).
– Пошёл прочь! – твёрдо сказал Фома. (М. Горький).

Волеизъявление также может быть выражено без специальных глагольных форм, посредством интонации и частиц:

Вам бы, знаете, во флот с вашим аппетитом. (А. Твардовский).

Содержанием вопросительного предложения является вопрос (в том числе и риторический, не требующий ответа):

Чей конь во весь опор по грозной площади несётся? (А. Пушкин).
Какая в нём гордость может быть? (М. Горький).

Вопрос часто оформляется вопросительными частицами (разве, ли, неужели) и вопросительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько, где, почему и т.д.). Вопросительные частицы не являются членами предложения, вопросительные местоимения выполняют роль членов предложения:

Разве я говорю что-нибудь дурное? (М. Горький).

Группа №4. По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Восклицательное предложение заключает эмоциональное отношение, которое выражено синтаксически (порядком слов, употреблением междометий и др.) и формальным образом (с помощью восклицательного знака). Форма восклицательного предложения включает эмоционально окрашенную интонацию, частицы что за, как, какой, вот так, ну и и др., а также междометия. Этими средствами высказыванию сообщается значение положительной или отрицательной оценки, передаются чувства радости, восхищения, грусти, негодования, страха, удивления и т.п.

Восклицательному предложению противостоит предложение невосклицательное, лишённое эмоциональной окрашенности:

Сияла ночь. (А. Фет).
Жил некто человек безродный, одинокий, вдали от города, в глуши. (И. Крылов).

По цели высказывания восклицательное предложение не является особым типом – оно совмещается с повествовательным, побудительным или вопросительным.
Разновидностью вопросительного предложения с восклицательной интонацией является риторический вопрос. Риторический вопрос не требует ответа, так как содержит в себе скрытое утверждение или отрицание:

Разве я когда-нибудь уйду от цветущей яблони в саду, от весны в березовом хмелю, от людей, которых я люблю?  (М. Лисянский).

В конце риторических вопросов ставится вопросительный или восклицательный знак (иногда оба).

Группа №5. Порядок слов в русском языке не является постоянным, закрепленным.

Когда подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение – определяемому слову, несогласованное определение идёт вслед за определяемым словом, обстоятельство образа действия стоит перед глаголом, дополнение и все остальные обстоятельства располагаются после глагола, говорят, что в предложении прямой порядок слов:
Часто прямой порядок слов нарушается, что придает речи большую выразительность и позволяет усилить смысловую нагрузку отдельных членов предложения. Изменение прямого порядка слов в предложении называется инверсией:

Редеет облаков летучая гряда. (А. Пушкин).

В тексте инверсия является одним из средств связи его частей, связывая предложения в более крупную синтаксическую единицу – текст.

Этап 2. Защита (7 мин.). Итак, выслушаем ответ группы №1. Давайте проверим, все ли правильно. Смотрим слайды по порядку (№7-12) (так с каждой группой).
К чему нас привела данная работа? В чем помогла?

Этап 3. Творческая работа.

Обратите внимание на слайд (№13). Что перед нами? (переписка в ICQ). Как часто мы в жизни сталкиваемся с современными коммуникативными жанрами (смс-общением, чат-общением, общением на интернет форуме, твиттере и прочими)?
В чем синтаксическая и стилистическая особенность данных предложений? (емкость, краткость, сжатие, неоправданная стилистически инверсия, отсутствие или избыток знаков препинания и другое). Мы наблюдаем действие закона экономии языковых средств.
Исправьте синтаксические (грамматические) и пунктуационные ошибки в предложениях. Запишите, что получилось.
(Обсуждение и исправление 5 мин.)

Этап 5. Презентация результатов и обсуждение (7 мин.). Демонстрируется слайд (№14).

Сделаем выводы. Назовите плюсы и минусы ежедневного использования современных средств общения. Может ли наша речь становиться более скудной? Как этого избежать?

Этап 6. Д/З (1 мин.) Приготовь задание для одного участника группы, в которой ты работал(а), по теме «Предложение».Демонстрируется слайд (№15).

Этап 7.  Рефлексия. Вспомним, какую цель мы поставили в начале занятия? Удалось ли ее достичь? Демонстрируется слайд  (№16).

Самое важное, что вы узнали на уроке (из предложенных вариантов на листке).
Кто как  работал на уроке (с удовольствием, активно, неуверенно, пассивно)? В определении этого вам поможет количество жетончиков.
Какой вам показалась работа в группе (комфортной, некомфортной, без затруднений, ощущали поддержку)?(3 мин.)

Список использованной литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 классы.  Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. – М.: Дрофа, 2012 – 320с. 
  2. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы. Учебное пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение (Дидактические материалы) – М.: Дрофа, 2013 – 272с.
  3. Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углублённое изучение (Рабочая тетрадь) – М.: Дрофа, 2013 – 144с.