Цели урока:
- систематизировать знания учащихся предложении как предикативной единице языка, строении и грамматическом значении предложений;
- сформировать навык согласования членов предложения.
Задачи урока:
- развитие навыков критического и системного мышления;
- развитие ответственности за результат своей работы;
- развитие умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
ХОД УРОКА
Восьмиклассники сидят по группам.
Здравствуйте! Запишите сегодняшнюю дату. А
тему занятия попробуем определить вместе.
Обратите внимание на слайд (№3). Какая
синтаксическая единица представлена?
(Предложение).
А какие это предложения? (Разные по
характеристике: односоставные, двусоставные,
распространенные, нераспр., восклиц., невосклиц и
прочее).
Все, что вы назвали верно. Но чего нам недостает
в данный момент? Обратите внимание на слайд (№4).
Найдите различия (хаотичное движение,
расположение человечков и хоровод, системе,
строй).
Сегодня нам с вами предстоит привести в
порядок, в систему наши знания о предложении.
Для чего нам это необходимо? (чтобы научиться
оформлять свои мысли точно, стилистически верно).
Запишите тему занятия. Слайд (№5).
«Систематизация знаний по теме «Предложение» (3
мин.).
Для решения поставленных задач необходим следующий план урока (только для учителя, не читать):
Группы готовят характеристику указанных в
задании признаков предложений, примеры приводят
свои.
Согласно своему № группа озвучивает
приготовленный материал.
Разбор новых предложений по ранее указанным
признакам.
Творческая работа.
Презентация сочинений.
Д/З. Приготовить задание для одного участника
группы, в которой ты работал(а), по теме
«Предложение»
Рефлексия.
ЭТАП 1. Каждому участнику группы дана карточка с заданием: «Прочитайте текст; подготовьте краткий устный ответ на основании прочитанного, для этого сформулируйте вопросы по тексту друг другу, ответьте на них. Приведите примеры». У каждой группы представлены разные характеристики предложений. 4 минуты. Демонстрируется слайд (№6).
Группа №1. Предложение – это
синтаксическая единица, служащая средством
формирования, выражения и сообщения мыслей,
передачи чувств, эмоций. Предложение
формируется из словосочетаний и является
основной единицей общения людей.
Предложение всегда является высказыванием о
предмете речи, так как содержит в себе либо
сообщение, либо вопрос, либо побуждение к
чему-либо.
Как высказывание, предложение
характеризуется интонационной законченностью
(интонацией конца предложения ), которая
отражает цель построения предложения.
Группа № 2. Строение предложения определяется его грамматической основой. Она может состоять из двух главных членов, а может быть представлена только одним членом предложения – подлежащим или сказуемым.
Предложение, грамматическая основа которого
состоит из двух членов, называется двусоставным.
Предложение, в котором только один главный член
предложения – подлежащее или сказуемое –
называется односоставным.
Предложение может иметь одну грамматическую
основу (это простое предложение) и несколько
(сложное предложение).
По наличию второстепенных членов предложения
могут быть распространенные и
нераспространенные. Распространённые
предложения имеют второстепенные члены (хотя бы
один), нераспространенные предложения состоят
только из грамматической основы:
Звезды этой нескончаемой ночи начали
блекнуть, исчезать. (А.Н. Толстой).
Ночь наступила. День угас.
Распространенными и нераспространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения:
Соловья баснями не кормят. (Пословица).
Не торопись, не спеши, подождем. (К. Симонов).
Сладко пахнет елками жаркий летний бор. (И.
Бунин).
Предложения, включающие однородные подлежащие или однородные сказуемые и не имеющие второстепенных членов, являются нераспространенными:
Мал золотник, да дорог. (Пословица).
Полощется, и трепещет, и хлопает парус. (А.
Куприн).
Группа №3. По цели высказывания предложения (и простые, и сложные) делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Целью повествовательного предложения является
сообщение.
Повествовательные предложения – самый
распространённый вид предложений.
Целью побудительного предложения является
волеизъявление, побуждение адресата к действию.
Значение побуждения часто опирается на формы повелительного наклонения:
Разворачивайтесь в марше! (В. Маяковский).
Побуждение может выражать инфинитив:
Веселей кружитесь, дамы! На носки не наступать! (А. Твардовский).
Кроме того, значение побуждения могут принимать формы других наклонений:
– Ты бы ушёл, дед, – просил Ваня. (К.
Паустовский).
– Пошёл прочь! – твёрдо сказал Фома. (М.
Горький).
Волеизъявление также может быть выражено без специальных глагольных форм, посредством интонации и частиц:
Вам бы, знаете, во флот с вашим аппетитом. (А. Твардовский).
Содержанием вопросительного предложения является вопрос (в том числе и риторический, не требующий ответа):
Чей конь во весь опор по грозной площади
несётся? (А. Пушкин).
Какая в нём гордость может быть? (М. Горький).
Вопрос часто оформляется вопросительными частицами (разве, ли, неужели) и вопросительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько, где, почему и т.д.). Вопросительные частицы не являются членами предложения, вопросительные местоимения выполняют роль членов предложения:
Разве я говорю что-нибудь дурное? (М. Горький).
Группа №4. По эмоциональной окраске
предложения делятся на восклицательные и
невосклицательные.
Восклицательное предложение заключает
эмоциональное отношение, которое выражено
синтаксически (порядком слов, употреблением
междометий и др.) и формальным образом (с помощью
восклицательного знака). Форма восклицательного
предложения включает эмоционально окрашенную
интонацию, частицы что за, как, какой, вот так, ну и
и др., а также междометия. Этими средствами
высказыванию сообщается значение положительной
или отрицательной оценки, передаются чувства
радости, восхищения, грусти, негодования, страха,
удивления и т.п.
Восклицательному предложению противостоит предложение невосклицательное, лишённое эмоциональной окрашенности:
Сияла ночь. (А. Фет).
Жил некто человек безродный, одинокий, вдали от
города, в глуши. (И. Крылов).
По цели высказывания восклицательное
предложение не является особым типом – оно
совмещается с повествовательным, побудительным
или вопросительным.
Разновидностью вопросительного предложения с
восклицательной интонацией является
риторический вопрос. Риторический вопрос не
требует ответа, так как содержит в себе скрытое
утверждение или отрицание:
Разве я когда-нибудь уйду от цветущей яблони в саду, от весны в березовом хмелю, от людей, которых я люблю? (М. Лисянский).
В конце риторических вопросов ставится вопросительный или восклицательный знак (иногда оба).
Группа №5. Порядок слов в русском языке не является постоянным, закрепленным.
Когда подлежащее предшествует сказуемому,
согласованное определение – определяемому
слову, несогласованное определение идёт вслед за
определяемым словом, обстоятельство образа
действия стоит перед глаголом, дополнение и все
остальные обстоятельства располагаются после
глагола, говорят, что в предложении прямой
порядок слов:
Часто прямой порядок слов нарушается, что
придает речи большую выразительность и
позволяет усилить смысловую нагрузку отдельных
членов предложения. Изменение прямого порядка
слов в предложении называется инверсией:
Редеет облаков летучая гряда. (А. Пушкин).
В тексте инверсия является одним из средств связи его частей, связывая предложения в более крупную синтаксическую единицу – текст.
Этап 2. Защита (7 мин.). Итак, выслушаем
ответ группы №1. Давайте проверим, все ли
правильно. Смотрим слайды по порядку (№7-12) (так с
каждой группой).
К чему нас привела данная работа? В чем помогла?
Этап 3. Творческая работа.
Обратите внимание на слайд (№13). Что перед
нами? (переписка в ICQ). Как часто мы в жизни
сталкиваемся с современными коммуникативными
жанрами (смс-общением, чат-общением, общением на
интернет форуме, твиттере и прочими)?
В чем синтаксическая и стилистическая
особенность данных предложений? (емкость,
краткость, сжатие, неоправданная стилистически
инверсия, отсутствие или избыток знаков
препинания и другое). Мы наблюдаем действие
закона экономии языковых средств.
Исправьте синтаксические (грамматические) и
пунктуационные ошибки в предложениях. Запишите,
что получилось. (Обсуждение и исправление 5
мин.)
Этап 5. Презентация результатов и обсуждение (7 мин.). Демонстрируется слайд (№14).
Сделаем выводы. Назовите плюсы и минусы ежедневного использования современных средств общения. Может ли наша речь становиться более скудной? Как этого избежать?
Этап 6. Д/З (1 мин.) Приготовь задание для одного участника группы, в которой ты работал(а), по теме «Предложение».Демонстрируется слайд (№15).
Этап 7. Рефлексия. Вспомним, какую цель мы поставили в начале занятия? Удалось ли ее достичь? Демонстрируется слайд (№16).
Самое важное, что вы узнали на уроке (из
предложенных вариантов на листке).
Кто как работал на уроке (с удовольствием,
активно, неуверенно, пассивно)? В определении
этого вам поможет количество жетончиков.
Какой вам показалась работа в группе
(комфортной, некомфортной, без затруднений,
ощущали поддержку)?(3 мин.)
Список использованной литературы
- Русский язык. Теория. 5-9 классы. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. – М.: Дрофа, 2012 – 320с.
- Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы. Учебное пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение (Дидактические материалы) – М.: Дрофа, 2013 – 272с.
- Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углублённое изучение (Рабочая тетрадь) – М.: Дрофа, 2013 – 144с.