Обучение изобразительному искусству – процесс многогранный, кропотливый и длительный. Одной из задач освоения языка искусства является развитие основ стилизованного рисунка. В арсенале педагогов находится множество приемов и способов осуществления образовательных процессов, одним из которых, является разработка герба.
Цель разработки: ввести обучающихся в мир истории родного края, используя, геральдические образы с последующим воплощением их в творческих работах.
Обучающий аспект: обучить технике
изображения – «стилизация»
для создания Герба своей семьи.
Воспитывающий аспект: подборка материалов для наглядных пособий направлены воспитывать:
- чувство гордости за свою страну,
- чувство собственной причастности к региональной культуре,
- уважительное отношение к своей малой Родине,
- чувство гордости за место своего проживания.
Развивающий аспект: развитие внимания, образного мышления, творческого воображения, обогащения нравственного опыта, развитие моторики рук.
Оборудование, материалы и инструменты:
- столы, стулья, ТСО.
- материалы: бумага, карандаши, фломастеры, акварельные краски.
Теоретическое обоснование темы.
Что такое символы в геральдике – государственные, не государственные, является одной из интереснейших тем. Наш край богат событиями, которые оставили неизгладимый след в истории не только нашей страны, но и всего мира. Это все можно прочесть на гербе нашего города и гербах городов нашей области. Старинные гербы русских городов рассказывают о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвета фона. В русских гербах голубой цвет выражал красоту и величие, зеленый изобилие, красный – мужество и храбрость. Используя этот язык можно создать свой герб – герб своей семьи, таким образом, мы становимся причастными к истории своей малой Родины.
Курс – изобразительное искусство.
Группа: 3-й год обучения кружка «Волшебная кисточка», 6-7 лет.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: творческая мастерская.
Цель: создание герба своей семьи, используя знания о геральдике.
Задачи:
- Научить выполнять сложные символические композиции, используя условность в изображении (стилизацию).
- Познакомить с геральдикой своей страны и родного края.
- Развивать образное и конструктивное мышление.
- Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания
План занятия.
1. Подготовка к занятию. Организация внимания –
3 мин.
2. Постановка цели, выделение дидактических задач
занятия – 3 мин.
3. Презентация темы «Герб моего города и моей
семьи»
– Герб Российской Федерации.
– Возникновение гербов
– Герб Царицына
– Герб Волгограда
– Гербы городов Волгоградской области:
Волжского, Камышина, Урюпинска – 9 мин.
4. Знакомство со стилизацией и условностью в
изображении гербов – 5 мин.
5. Практическая часть занятия: выполнение
композиции – герба своей семьи при помощи
условности в изображении – 20 мин.
6. Подведение итогов и анализ занятия – 5 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Подготовка к занятию. Организация внимания
Приветствие педагога, концентрация внимания.
2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия
Педагог объявляет тему занятия: «Герб моего
города и моей семьи».
Мы с вами сегодня познакомимся с геральдикой и на
основе полученных знаний составим герб своей
семьи.
3. Презентация темы: «Герб моего города и моей семьи»
Мы свами живем в России. В разные времена наша
страна называлась
по-разному. Современное ее название –
Российская Федерация. Как и все страны, наша
страна имеет свои официальные символы: Герб,
Флаг, Гимн (Слайд 1)
Герб во все времена был символом величия и славы государства!
Орел на государственном Гербе России
олицетворяет – могущество. Три короны
олицетворяют суверенитет, как всей Российской
федерации. Так и ее частей. Скипетр с державой
которые, двуглавый орел держит в своих лапах,
символизируют государственную власть и единое
государство.
На груди орла , изображен всадник, поражающий
копьем дракона. Так всегда на Руси изображали
Святого Георгия Победоносца. Он по сей день
считается защитником, заступником и
покровителем России и является символом
мужества, мудрости, героизма.
Гербы государств создавались очень с давних
времен. Гербы имели города, так же существовали
гербы разных знатных семей, а именно гербы имели
дворянские роды и отдельные лица.
В изображениях гербов использовались символы,
которые обозначали какие-нибудь понятия,
явления, идеи.
В изображениях старинных гербов русских
городов рассказывалось о красоте и богатстве
родной земли, о ратных подвигах, о народных
сказаниях и легендах.
При этом значение имеет не только изображенные
на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах
голубой цвет выражал красоту и величие, зеленый
– изобилие, красный – мужество и храбрость.
В России гербы городов стали создавать по
приказу царя Петра I и герб нашего города, тогда
он назывался Царицыным, был создан 19 веке.
Герб города Царицына создавался
в середине 19 века и имел следующее описание: Щит
разделен на две равные части горизонтальной
линией. В верхней части помещен герб уездного
Саратова, а в нижней части на красном поле две
перекрещенных серебряных стерляди. Венчала герб
городская корона с тремя зубцами, что
соответствовало статусу уездного города (Слайд 2)
Шли века, наш город менял названия: Царицын –
Сталинград – Волгоград. Изменился город, также
изменился герб – города.
Герб города Волгограда был
утвержден в 1968 году и имел следующее описание:
Золотой французский щит, разделенный по
горизонтали на две части лентой медали «За
оборону Сталинграда». Верхняя половина герба
символическое изображение неприступной
крепости на Волге. Она представлена в виде зубцов
крепостной стены, окрашенный в красный цвет. Тему
героического прошлого дополняет медаль «Золотая
звезда». В нижней половине изображена золотая
шестерня и золотой сноп пшеницы – символ
изобилия волгоградской земли. Голубой цвет
символизирует Волгу (Слайд 3)
В составе Волгоградской области находятся
33 района, 25 городов
Города Волгоградской области также имеют свои
гербы.
Мы рассмотрим с вами гербы городов Волжского,
Камышина, Урюпинска
Герб города Волжского имеет следующее описание: «В щите, пересеченном лазурью и золотом, волнистый противоцветный пояс. В лазурном поле золотая восьми-лучевая звезда, в золотом поле натуральное тутовое дерево». Герб был утвержден в 1993 году (Слайд 4)
Герб города Камышина имеет следующее описание: В серебряном поле изображены три стебля камыша, выходящие из голубой ленты символизирующей Волгу. Герб венчает башенная корона, которая обозначает, что город Камышин является районным городом в составе Волгоградской области (Слайд 5)
Герб города Урюпинска представляет собой щит цветов флага Российской Федерации, котором помещено черное дерево с наложенным на него щитком. В щитке – раненый стрелой олень, идущий в левую сторону (Слайд 6)
4. Знакомство со стилизацией и условностью в изображении гербов
Теперь рассмотрим, как составлялись гербы.
Мы с вами заметили, что в изображениях гербов
применяется условный рисунок – стилизация. Так
же герб имеет свои составляющие, с которыми мы
сейчас познакомимся:
Составляющие Герба : щит, корона.
(Есть еще составные части гербов. Их мы
рассматривать не будем, так
как, занятие рассчитано на обучающихся 6-7 лет).
- Щит мог быть следующей формы:
- Треугольный,
- Испанский,
- Французский,
- Закругленный (Слайд 7).
- Корона могла быть следующей:
- Императорской,
- башенной (Слайд 8).
Так же цвета, используемые в изображениях гербов, тоже имели свою символику.
Красный – мужество, храбрость,
Зеленый – изобилие,
Голубой – красоту и величие.
Гербовое поле (поверхность щита) так же могло быть разделено на части. Разделяют три основных деления щита:
- Рассечение (вертикальное деление),
- Пересечение (горизонтальное деление)
- Скошение (деление по диагонали) (Слайд 9)
В каждом поле могут быть помещены одна или несколько фигур. Всякая фигура занимает на щите герба определенное положение, почетным считается центральная, верхняя и правая части гербового щита.
Мы с вами познакомились с изображениями гербов нашей страны, города, в котором мы живем, с изображениями гербов городов нашей Волгоградской области. Так же мы познакомились с основами символики составления герба. И на основе полученных знаний выполним практическую работу.
5. Практическая работа
Выполнение герба своей семьи, используя
геральдическую символику в обозначении
профессий и увлечений родителей, бабушек,
дедушек.
После выполнения задания дети
«расшифровывают» герб своей семьи.
6. Подведение итогов и анализ занятия
Выставка работ учащихся.
Обсуждение работ и выявление лучших.
Используемая литература.
- Воротилова С.В., Горбова М.А, Евстратова Ю.В. и др.
- Символы Волгоградской Области. Учебное пособие. – Москва. Глобус, 2008.
- Карташев Н.Н. Школьная валеология. Учебное пособие для студентов педуниверситетов. – Волгоград, Перемена, 1997.
- Сериков В.В. Общая педагогика, Перемена. – Волгоград,2004.
Наглядные материалы.
- Мультимедийная презентация по теме «Герб моего города и моей семьи».
- Наглядные таблицы с изображением гербов России, Волгограда и городов Волгоградской области.