Занятие по курсу "Изобразительное искусство" для учащихся 6–7 лет "Герб моего города и моей семьи"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Обучение изобразительному искусству – процесс многогранный, кропотливый и длительный. Одной из задач освоения языка искусства является развитие основ стилизованного рисунка. В арсенале педагогов находится множество приемов и способов осуществления образовательных процессов, одним из которых, является разработка герба.

Цель разработки:  ввести обучающихся  в мир истории родного края, используя, геральдические образы с последующим воплощением их в творческих работах.

Обучающий аспект: обучить технике изображения  – «стилизация»
для создания Герба своей семьи.

Воспитывающий аспект: подборка материалов для наглядных пособий направлены воспитывать:

  • чувство гордости за свою страну,
  • чувство собственной причастности к региональной культуре,
  • уважительное отношение к своей малой  Родине,
  • чувство гордости за место своего проживания.

Развивающий аспект: развитие внимания, образного мышления, творческого воображения, обогащения  нравственного опыта, развитие моторики рук.

Оборудование, материалы и инструменты:

  • столы, стулья, ТСО.
  • материалы: бумага, карандаши, фломастеры, акварельные краски.

Теоретическое обоснование темы.

Что такое символы в геральдике  – государственные, не государственные, является одной из интереснейших тем. Наш край богат событиями, которые оставили неизгладимый след в истории не только нашей страны, но и всего мира. Это все можно прочесть на гербе нашего города и гербах  городов нашей области. Старинные гербы русских городов рассказывают о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвета фона. В русских гербах голубой цвет выражал красоту и величие, зеленый изобилие, красный – мужество и храбрость. Используя этот язык можно создать свой герб – герб своей семьи, таким образом, мы становимся причастными к истории своей малой Родины.

Курс – изобразительное искусство.

Группа:  3-й год обучения кружка «Волшебная кисточка», 6-7 лет.

Тип занятия:  комбинированное.

Форма занятия: творческая мастерская.

Цель:  создание герба своей семьи, используя знания о геральдике.

Задачи:

  • Научить выполнять сложные символические композиции, используя условность в изображении (стилизацию).
  • Познакомить с геральдикой своей страны и родного края.
  • Развивать образное и конструктивное мышление.
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания

План занятия.

1. Подготовка к занятию. Организация внимания – 3 мин.
2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия – 3 мин.
3. Презентация темы «Герб моего города и моей семьи»
– Герб Российской Федерации.
– Возникновение гербов
– Герб Царицына
– Герб Волгограда
– Гербы городов Волгоградской области: Волжского, Камышина, Урюпинска – 9 мин.
4. Знакомство со стилизацией  и условностью в изображении гербов – 5 мин.
5. Практическая часть занятия: выполнение композиции – герба своей семьи при помощи условности в изображении – 20 мин.
6. Подведение итогов и анализ занятия – 5 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка к занятию. Организация внимания

Приветствие педагога, концентрация внимания.

2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия

Педагог объявляет тему занятия: «Герб моего города и моей семьи».
Мы с вами сегодня познакомимся с геральдикой и на основе полученных знаний составим герб своей семьи.

3. Презентация темы: «Герб моего города и моей семьи»

Мы свами живем в России. В разные времена наша страна называлась
по-разному. Современное ее название  –  Российская Федерация.  Как и все страны, наша страна имеет свои официальные символы: Герб, Флаг, Гимн (Слайд 1)

Герб во все времена был символом величия и славы государства!

Орел на государственном Гербе России олицетворяет – могущество. Три короны олицетворяют суверенитет, как всей Российской федерации. Так и ее частей. Скипетр с державой которые, двуглавый орел держит в своих лапах, символизируют государственную власть и единое государство.
На груди орла , изображен всадник, поражающий копьем дракона. Так всегда на Руси изображали Святого Георгия  Победоносца. Он по сей день считается защитником, заступником и покровителем России и является символом мужества, мудрости, героизма.
Гербы государств создавались очень  с давних времен. Гербы имели города, так же существовали гербы разных знатных семей, а именно гербы имели дворянские роды и отдельные лица.
В изображениях гербов использовались символы, которые  обозначали какие-нибудь понятия, явления, идеи.   

В изображениях старинных гербов русских городов рассказывалось о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах.
При этом значение имеет не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражал красоту и величие, зеленый – изобилие, красный – мужество и храбрость.
В России гербы городов стали создавать по приказу царя Петра I и герб нашего города, тогда он назывался Царицыным, был создан 19 веке.

Герб города Царицына создавался в середине 19 века и имел следующее описание: Щит разделен на две равные части горизонтальной линией. В верхней части помещен герб уездного Саратова, а в нижней части на красном поле две перекрещенных серебряных стерляди. Венчала герб городская корона с тремя зубцами, что соответствовало статусу уездного города (Слайд 2)
Шли века, наш город менял названия: Царицын – Сталинград – Волгоград. Изменился город, также изменился герб – города.

Герб города Волгограда был утвержден в 1968 году  и имел следующее описание: Золотой французский щит, разделенный по горизонтали на две части лентой медали  «За оборону Сталинграда». Верхняя половина герба символическое изображение  неприступной крепости на Волге. Она представлена в виде зубцов крепостной стены, окрашенный в красный цвет. Тему героического прошлого дополняет медаль «Золотая звезда». В нижней половине изображена золотая шестерня и золотой сноп пшеницы – символ изобилия волгоградской земли. Голубой цвет символизирует  Волгу (Слайд 3)
В составе  Волгоградской области  находятся 33 района, 25 городов
Города Волгоградской области также имеют свои гербы.       
Мы рассмотрим с вами гербы городов Волжского, Камышина, Урюпинска

Герб города Волжского имеет следующее описание: «В щите,  пересеченном лазурью и золотом, волнистый противоцветный пояс. В лазурном поле золотая восьми-лучевая звезда, в золотом поле натуральное тутовое дерево». Герб был утвержден в 1993 году (Слайд 4)

Герб города Камышина  имеет следующее описание: В серебряном поле изображены три стебля камыша, выходящие из голубой ленты символизирующей Волгу. Герб венчает башенная корона, которая обозначает, что город Камышин является районным городом в составе Волгоградской области (Слайд 5)

Герб города Урюпинска  представляет собой щит цветов флага Российской Федерации, котором помещено черное дерево с наложенным на него щитком. В щитке – раненый стрелой олень, идущий в левую сторону (Слайд 6)

4. Знакомство со стилизацией и условностью в изображении гербов

Теперь рассмотрим, как составлялись гербы.
Мы с вами заметили, что в изображениях гербов применяется условный рисунок – стилизация. Так же герб имеет свои составляющие, с которыми мы сейчас познакомимся:
Составляющие Герба : щит, корона.
(Есть еще составные части гербов. Их мы рассматривать не будем, так
как, занятие рассчитано на обучающихся 6-7 лет).

  • Щит  мог быть следующей формы:
    • Треугольный,
    • Испанский,
    • Французский,
    • Закругленный  (Слайд 7).
  • Корона  могла быть следующей:
    • Императорской,
    • башенной  (Слайд 8).

Так же цвета, используемые в изображениях гербов, тоже имели свою символику.

Красный – мужество, храбрость,
Зеленый – изобилие,
Голубой – красоту и величие.

Гербовое поле (поверхность щита) так же могло быть разделено на части. Разделяют три основных деления щита:

  • Рассечение (вертикальное деление),
  • Пересечение (горизонтальное деление)
  • Скошение (деление по диагонали)   (Слайд 9)

В каждом поле могут быть помещены одна или несколько фигур. Всякая фигура занимает на щите герба определенное положение, почетным считается центральная, верхняя и правая части гербового щита.

Мы с вами познакомились с изображениями гербов нашей страны, города, в котором мы живем, с изображениями гербов городов нашей Волгоградской области. Так же мы познакомились с основами символики составления герба. И на основе полученных знаний выполним практическую работу.

5. Практическая работа

Выполнение герба своей семьи, используя геральдическую символику в обозначении профессий и увлечений родителей, бабушек, дедушек.
После выполнения задания дети «расшифровывают»  герб своей семьи.

6. Подведение итогов и анализ занятия

Выставка работ учащихся.
Обсуждение работ и выявление лучших.

Используемая литература.

  1. Воротилова С.В., Горбова М.А, Евстратова Ю.В. и др.
  2. Символы Волгоградской Области. Учебное пособие. – Москва. Глобус, 2008.
  3. Карташев Н.Н. Школьная валеология. Учебное пособие для студентов педуниверситетов. – Волгоград, Перемена, 1997.
  4. Сериков В.В. Общая педагогика, Перемена. –  Волгоград,2004.

Наглядные материалы.

  1. Мультимедийная презентация по теме «Герб моего города и моей семьи».
  2. Наглядные таблицы с изображением гербов России,  Волгограда и городов Волгоградской области.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3