Цель: обобщить представлнеия о величинах и свойства величин (на примере величин длина, масса, объем).
Результаты:
- Предметные:
- умение отличать свойства предметов, которые являются величинами, от тех свойств, которые не являются величинами;
- знания о том, что можно делать с величинами: сравнивать, измерять, выполнять арифметические действия;
- умение сравнивать величины и их числовые значения;
- умение практически измерять длину и объем;
- умение выполнять сложение и вычитание величин;
- умение применять знания о свойствах равенства величин (симметричность: если а = б, то б = а, транзитивность: если а = б, б = с, то а = с) и неравенства величин (антисимметричность: если а < б, то б > а, транзитивность: если а < б, б < с, то а < с).
- Метапредметные:
- умение сравнивать объекты;
- умение работать в группе.
- Личностные:
- развивать интерес (мативацию) к изучению математики.
Оборудование:
- Л.Г. Петерсон «Математика. 1 класс», учебник (УМК «Перспектива»);
- Л.Г. Петерсон «Математика. 1 класс», рабочая тетрадь «Учусь учиться»;
- А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 класс», учебник;
- Компьютер и мультимедийный проектор;
- Презентация к уроку;
- Карточки с заданиями группам.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Актуализация знаний.
Выполни действия (Слайд №3).
(Учащиеся на листе для ученика записывают ответы. Проверяют по эталону на слайде).
– Какие действия с величинами мы выполняли?
= Складывали, вычитали.
– Откройте учебник с.18 №1. Рассмотрите схему. (Слайд
№4)
– Назовите величины.
= Масса, длина, объем, время, температура.
– Почему они являются величинами?
= Их можно измерить.
III. Повторение и закрепление пройденного
– Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на
уроке?
= Мы будем говорить о величинах.
– Чтобы узнать побольше о них, я предлагаю вам
поработать в группах. Каждая группа получит
свое задание, в котором нужно выполнить
практическую работу.
– Работая в группе мы должны соблюдать правила. (Слайд
№5)
- В группе должен быть ответственный.
- Один говорит – другие слушают.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Если не понял, переспроси.
- Работать должен каждый на результат.
Задание 1 группе
1) Вставь число, которое соответствует массе животного 8, 5 и 2. (Слайд №6)
2) Поставь знаки больше, меньше или равно.
8 кг | 5 кг | |
2 кг | 5 кг |
3) Сравни массу мешочков с кормом для животных (К – кот, С – собака) (Слайд №7)
Задание 2 группе
1) Измерь длину рыбки по линейке и запиши. (Слайд №8)
2) Соотнеси их длину с длиной отрезка.
3) Восстанови запись:
4) Найди лишнее: (Слайд №9)
Локоть вершок пуд сажень дюйм
Задание 3 группе
1) Измерь на рисунке длину лыж и палок, используя разные мерки (полоски: Б – большая, М – маленькая). (Слайд №10)
2) Запишите количество мерок.
3) Восстанови запись:
Задание 4 группе
Выполни практическую работу. (Слайд №11)
1) Измерь объём кружки, стакана, банки, используя мерку – кружку и запиши данные.
2) Восстанови запись:
3) Расположи старинные меры жидкостей в порядке уменьшения. (Слайд №12)
Бочка кружка ведро
IV. Обобщение. Выводы по группам.
1 группа
– Какая величина была в вашем задании?
= Масса.
– Что вы делали с единицами массы?
= Соотносили, сравнивали.
– В каких единицах измеряли массу? (кг)
– А какие старинные единицы массы вы знаете?
– Что можете сказать про массу мешочков с кормом?
= Массы равные (масса корма кота равна массе корма
собаки).
Величина | Современные ед. измерения | Старинные ед. измерения |
Масса | 1 кг | берковец пуд фунт |
– Для чего человек это должен знать?
= При покупке товаров в магазине.
(При ответах детей заполняется таблица.)
2 группа
– С какой величиной работали вы?
= Мы работали с длиной.
– Какие действия вы выполняли?
= Соотносили, измеряли линейкой.
= Сравнивали длину рыб.
– Что у вас получилось?
= Меченосец больше Гуппи, Гуппи больше Данио, а
значит Меченосец больше Данио.
– Какое свойство вы применили?
– Прочитайте цепочку старинных единиц
измерения, какое слово оказалось лишним?
= Пуд.
Величина | Современные ед. измерения | Старинные ед. измерения |
Длина | 1 см | Дюйм вершок локоть сажень |
3 группа
– А с какой величиной работали вы?
= Длиной.
– Какая единица измерения длины была у вас?
= Мерка.
– Почему у вас получилось разные числа при
измерении?
= Разные мерки. Чем больше мерка, тем меньше число.
– Сравните длину лыж и палок.
= Лыжи длиннее палок, а палки короче лыж.
– Какое свойство вы применили?
– Зачем нам надо знать длину лыж?
= Для подбора их для нашего роста.
– А эта мерка нам поможет при выборе лыж?
= Нет.
– Кто из вас помнит, как мы подбирали лыжи и палки
на уроке физкультуры?
= Лыжи подбираем на высоту поднятой руки,а палки
по подмышку.
4 группа
– С какой величиной работали вы?
= Объемом.
– Какой меркой вы пользовались?
= Кружкой.
– Что у вас получилось при сравнении кружки,
банки, стакана?
= Объем кружки равен объему стакана, объем
стакана равен объему банки, объем кружки равен
объему банки.
– Кружка – это старинная единица измерения
жидкости.
– А какой единицей измерения мы пользуемся
сейчас?
= Литром.
– Где нам могут пригодится эти знания?
= В магазине при покупке товаров: молока, кваса,
сока…
= При приготовлении пищи.
– Прочитайте старинные меры измерения жидкостей
в порядке уменьшения?
= Бочка, ведро, кружка.
Величина | Современные ед. измерения | Старинные ед. измерения |
Объём | 1 л | Бочка ведро кружка |
Вывод делается по таблице которая получилась в ходе ответов уч-ся. (Слайд № 13)
Величина | Единицы измерения |
Старинные ед. измерения |
Свойства величин |
Масса | 1 кг | Берковец пуд фунт | если а = б то б = с |
Длина | 1 см | Дюйм вершок локоть сажень | если а > б, б > c, то а > с если a > б, то б < а |
Объём | 1 л | Бочка, ведро, кружка | если а = б, б = с, то а = с |
– Какие действия мы выполняли с величинами?>
= Измеряли, соотносили, сравнивали величины,
сравнивали единицы величин.
Повторение свойств по таблице
V. Работа над задачей
– А сейчас при решении задачи мы будем использовать арифметические действиями с величинами. (Слайд №14)
Емеля отправился за водой. В одном ведре у него было 8 л, а в другом на 2кг меньше. Сколько литров было во втором ведре?
– Это задача?
= Да, но она не имеет решения. В задаче разные
единицы измерения.
– Измените условие так, чтобы она имела решение.
= Надо кг заменить на л.
– Выбери нужную схему и реши задачу.
8 – 2 = 6 (л)
Ответ: 6 литров.
Проверка по слайду.
VI. Срезовая работа по вариантам
1 вариант. Выберите действия с единицами
массы и вычисли.
2 вариант. Выберите действия с единицами
длины и вычисли.
(Слайд №15)
7 кг – 2 кг – 1 кг
4 см + 4 см – 3 см
6 л – 3 л + 0 л
8 кг + 0 кг – 7 кг
2 см + 3 см – 5 см
Проверка по слайду.
– С какими единицами измерения мы действия
не выполняли?
= Литрами.
– Какую величину измеряют литрами?
Итог
– Длина, масса, объем – это ...
– Какие единицы измерения этих величин вы
знаете?
= Киллограмм, сантиметр, литр.
– Какие действия можно выполнять с ними?
= Сравнивать, измерять, складывать, вычитать.
– Из каких уроков мы использовали задания в
группах?
= Окружающий мир, физкультура.
– Где эти знания нам пригодятся?
= В жизни.
Рефлексия
Лесенка успеха (Слайд №16).