Урок обучения грамоте "Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д д, развития речи, памяти, логического мышления.
Тип урока Решение учебной задачи.Изучение нового материала.
Планируемые результаты (предметные) Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтение предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные результаты Проявляют интерес к окружающему миру.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
  • Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
  • Познавательные:
    • общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации;
    •  логические –  характеризуют звуки [д], [д'] и буквы Д д.
  • Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Основное содержание темы, понятия и термины Согласные  буквы Д д.   Заглавная,  строчная, печатная и письменная буквы;  слого-звуковой анализ слова; рассказ , пословица, предложение, загадка.
Образовательные ресурсы
  • Итерактивная доска SMART.
  • Предметные картинки с изображением дома, дороги, дерева, дятла.
  • Заголовки к рассказу и пословицы (напечатанные мини-плакаты).
  • Презентация  к уроку, выполненная учителем Вайсенберг М.В.

Сценарий урока

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

I. Организационный    момент – Сегодня на урок к нам пришли  гости. Поприветствуем гостей.
– Садитесь на свои места. Улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок. Пожелаем друг другу успехов.

Мы умные, мы дружные
Мы – внимательные, мы – старательные
Мы в первом классе учимся
И все у нас получится!

Регулятивные действия
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
II. Актуализация опорных  знаний Чтение  учителем рассказа  Г.Юдина  «Доброе утро». (Имена героев заменены на Дима и Даша)
– Кто главный герой рассказа?  (Медведь)
– Он сегодня у нас в гостях.
– Почему у Мишки не получалось сделать доброе дело?
– Кто помог Мишке совершить полезное дело?
– А вы знаете, что значит учиться? (Значит добывать знания)
– Давайте покажем, как мы  умеем учиться. Поможет нам в этом ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК – ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК. (Презентация)
– О чем говорит первый лепесток.
– На какие группы делятся звуки? (Гласные и согласные).
– Что вы можете сказать про гласные звуки? (Ударные и безударные)
– Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие).
– Как звали детей из рассказа Юдина. (Дима и Даша).
– Поработаем в парах. Раздаются таблицы для звукового разбора. (Приложение 1)
– Вспомним правила работы в паре. (Работаем сообща. Один говорит ,другой слушает…)
– Выполни звуковой разбор и обозначить буквами изученные звуки этих слов на листах. (Буквой  «Д»  не обозначили звуки Д и Д»)
Проверка.
 Познавательные УУД
III. Работа над новым материалом – С какого звука начинается имя мальчика? (Со звука д)
– Что можно сказать об этом звуке? (Согласный, твердый)
– С какого звука начинается имя девочки ? (Со звука Д»)
– Что можно сказать об этом звуке? (Согласный мягкий)
– Кто догадался ,какая тема сегодняшнего урока? (Знакомство с буквой Д д) .
– Почему не обозначили звук в словах? (Не знаем букву)
– Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Познакомится с буквой Д, научится читать слоги слова с буквой Д, определять звук этой буквы в словах).
– Что  будем узнавать? На какой вопрос будем отвечать?
– Какой буквой обозначаются звуки  Д и Д»? (Вопрос записывается на доску). Ответить на вопрос урока вам поможет задание в конвертах.
Приложение 2 (картинки разрезаются, листы-помощники и план ответа раскладываются по конвертам для каждой группы)  
Собрать картинку–букву Д, по плану ответа защитить свою работу.
– Работаем в группах. Правила работы в группах.
Каждая группа получает конверт с заданиями и листами помощниками.  См. Приложение 1. На работу отводится 3-5 минут.
– Закончили.
Защита работы у доски. (Защищают свою работу и делают вывод, опираясь на рабочие листы).
Познавательные УУД.
Самостоятельное формирование познавательной цели.
Познавательные УУД.
Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.
III.Физкультминутка под музыку. Под музыку выполняют упражнения.  
IV.Закрепление. – Итак,  на какой вопрос урока мы искали ответ? (зачитываем вопрос).
– Можем ответить на вопрос урока? (Звуки Д и Д» обозначаются буквой Д).
– Где будем применять полученные  знания ? (В письме, при чтении).

1. Работа по рабочей тетради «Пиши красиво»

– Проверка посадки учащихся.
– Пальчиковая гимнастика.

1) Отработка зрительного образа Д, д (печать буквы Д д)
– закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Д.
2) Сравнение буквенного состава слова.(Позиция звука Д вначале, в середине, в конце слова).

2. Развитие речи

– Выберите картинки из предложенных (дубок, росток, дети) на доске, в словах, которых слышится звук Д и Д». (Дети, дубок)
Приложение 3
– А это что такое? (Росток)
– А что такое росток ? (Это стебель растения в самом начале его развития из семени, корневища).
– А дубок можно назвать ростком? (Нет)
– Оставим слова на доске и чуть позже вернемся к ним. А вы скажите, зачем я обратилась к этим словам на уроке.

3. Работа по учебнику. Подготовка к чтению

Хоровое проговаривание скороговорки (тихо, громко, медленно, быстро).

ДЕД ДОДОН В ТРУБУ ДУДЕЛ,
ДИМКУ ДЕД ТРУБОЙ ЗАДЕЛ.

Составление  и чтение слогов на интерактивной доске.
Чтение слов на доске. Соотнесите картинки на доске с словом. (Дубок – дубок, росток – росток, дети – дети)
Приложение 4
– Вам понадобятся еще эти слова. Мы вернемся к ним позже.
– Открываем Азбуку на с. 12. Посмотрите на рассказ.
– Что вы заметили? (Нет названия)
– Можем мы сразу дать название этому рассказу? (Нет)
– А что нужно сделать? (Нужно прочитать)
– Верно.
– Чтоб дать название нужно прочитать его.
Первичное чтение учащимися.
– Возьмите простой карандаш и подчеркните все знаки препинания .
– Какие знаки вам встретились? Прочитайте слова, разделенные  на слоги.
– Прочитайте шепотом рассказ, не мешая друг другу.
– Какие непонятные слова встретились в тексте?
– Кто был в лесу?
– Что увидели дети?
– Из чего вырос дубок?
– От чего оберегали деревья дубок? Вернемся к словам, которые висят на доске.
– Прочитайте варианты названий.
– Какое название подходит к рассказу?
– Выберите название.
– Прочитаем по предложению выборочно.
– Найдите предложение, в котором говорится про росток и прочитайте.
– Сколько слов  в этом предложении?  Составьте схему этого предложения. 
– Найдите в тексте слова, в которых слышится звук Д и Д». Прочитайте слова.
– Определите жанр, тему. (Рассказ,  о природе)
– Зачем дубы оберегали росток?
– Соберите пословицы. (Приложение 5)
– Прочитайте пословицы.
– Как вы понимаете их смысл?
– Какая пословица подходит к данному рассказу?
– Какова идея произведения?  (Берегите природу!)

Познавательный УУД.
Моделирование объекта.
Познавательный УУД.

Смысловое чтение.
Познавательный УУД.
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

V. Итог урока. Рефлексия – Что интересного вы узнали? Какие моменты урока особо запомнились вам? Что получилось , а в чем были трудности?
– Определите свое значение в уроке, выбрав листочек на парте (красный – были трудности, желтый – справился, но не совсем, зеленый – все получилось).
– Прикрепите  на дерево свой листок.
Регулятивные УУД.
Выделение и осознание усвоенного материала.
Личностные УУД.
Словообразование.
Оценивание усвояемого материала.