Цель: выявление интересов, проверка возможностей учащихся на основе познавательно-игровой программы составить представление о характере профессионального труда людей.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей возникновения профессии, классификацией типов профессий.
- Развивать внимание, креативное мышление, умение сравнивать, анализировать.
- Воспитывать умение работать в команде.
Форма проведения: познавательно-игровая программа
Возраст учащихся: 14-15 лет
Оформление зала: в зале полукругом расставлены столики и стулья. Слева от сцены расположен экран.
Оборудование: ручки, маркеры, альбомные листы, ватман, карточки с творческим заданием.
Музыкальное оформление: отрывки из песен
- "Бродячие артисты" (музыка и слова Л. Варданян),
- "Морячка" (музыка и слова О. Газманов),
- "Наши учителя" (музыка Ю. Чичков, слова К. Ибряев),
- "Первым делом – самолеты" (музыка В. Соловьев-Седой, слова С. Фогельсон),
- "Песня шофера" (музыка и слова О. Анофриев),
- "Строительная мистерия" (музыка и слова Г. Виноградов),
- "Спят курганы тёмные" (музыка Н. Богословский, слова Б. Ласкин).
Техническое оформление: ноутбук, слайд проектор, экран, презентация слайдов, видеокамера, музыкальная и световая аппаратура.
Действующие лица: Ведущая – Макарюк Р.Ф., педагог-организатор МБОУ ДОД ЦРТДЮ г. Киселёвска. Участники познавательно-игровой программы – учащиеся 8 "Б" класса МБОУ «ООШ № 3».
Сценарный ход
(Слайд 1)
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята!
Я рада приветствовать вас на
познавательно-игровой программе "В мире
профессий"!
Несмотря на то, что вы учитесь только в 8 классе,
вы наверняка уже задавались вопросом выбора
профессии. И хотя некоторым из вас может быть
кажется, что 11 класс и ЕГЭ где там, за горизонтом,
поверьте, время пролетит незаметно и вам нужно
будет по окончании школы подать документы в
нужное для вас высшее учебное заведение (Слайд
2).
А чтобы понять куда же лучше поступать,
необходимо определить какая же профессия вам по
душе. И я надеюсь, что наши познавательные
программы, которые будут проходить раз в месяц,
не только познакомят вас с современными видами
трудовой деятельности, но и помогут в
профессиональном самоопределении. Я думаю вы
согласитесь с тем, что профессия должна
приносить удовольствие и обеспечивать
максимальную реализацию возможностей (Слайд
3).
Ведь как сказал автор афоризмов и цитат
профессор Илья Нисонович Шевелёв: "Если
профессия становится образом жизни, то ремесло
превращается в искусство".
Ну, а сейчас немного из истории возникновения
профессии. Как вы считаете, когда же появились
первые профессии? (Слайд 4)
Ответы ребят
Ведущая: Спасибо за ответы. А сейчас,
внимание на экран. (Слайд 5)
Первые профессии начали появляться ещё в
доцивилизационную эпоху, когда человек начал
создавать оседлые поселения, заниматься
сельским хозяйством, овладел гончарным и
кузнечным делом. (Слайд 5)
С появлением централизованного государства
начался новый виток развития профессионального
деления людей. Правителям требовались воины для
охраны своих владений и управляющие этими
владениями. Так начали формироваться военные и
управленческие профессии. Человечество
основательно встало на путь профессионального
разделения труда. (Слайд 7)
С началом индустриализации появилось множество
новых профессий, связанных с разработкой и
обслуживанием машин: инженеры, рабочие на
заводах, машинисты и т. п. Из-за возросших
потребностей цивилизации в новых видах и больших
количествах ресурсов также расширились списки
добывающих профессий: появились шахтёры,
нефтяники и др. (Слайд 8)
С развитием автоматизации потребность в тяжёлом
ручном труде начала падать. Сократилось рабочее
время. Вместо 14-16 часов в сутки люди могут
работать по 9 часов. Естественно, появилось
больше свободного времени, которое люди начали
тратить на потребление информации, поэтому в
ответ на спрос появилось предложение — начали
развиваться средства массовой информации:
телевидение, радио, а в конце XX века — и
интернет. С развитием массовой компьютеризации
возник целый пласт профессий информационных
работников, чья деятельность связана с
переработкой и производством информации. Таким
образом, большое значение в профессиональном
развитии теперь имеют не механические навыки,
как в предыдущую, индустриальную эпоху, а знания
и творческое мышление. (Слайд 9)
А сейчас, после небольшого исторического
экскурса мне хочется узнать ваше мнение, ребята,
о том, что несёт в себе профессия и что она значит
для человека.
Ответы ребят.
(Слайд 10)
Ведущая: А теперь, я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе на знание профессий. Итак, кто больше всех назовёт профессий, тот и победил. По итогам всех наших творческих заданий, мы отметим самых активных участников нашей программы.
Конкурс "Калейдоскоп профессий"
Ведущая: Спасибо, вы назвали много профессий. Ребята, а как вы считаете, можно ли классифицировать профессии по разным признакам?
Ответы ребят
(Слайд 11)
Ведущая: Наиболее известной системой классификации профессий является система Евгения Александровича Климова. В ней все профессий делятся на типы, классы, отделы и группы. (Слайд 12) Итак, внимание на экран. В соответствии с объектом труда выделяются 5 типов профессий:
1. «Человек – живая природа» (П)
Представители этого типа имеют дело с
растительными и животными организмами,
микроорганизмами и условиями их существования.
2. «Человек – техника» (Т)
Работники имеют дело с техническими объектами
труда.
3. «Человек – человек» (Ч)
Предметом интереса, распознавания, обслуживания,
преобразования здесь являются социальные
системы, сообщества, группы населения, люди
разного возраста.
4. «Человек – знаковая система» (З)
Естественные и искусственные языки, условные
знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные
миры, которые занимают представителей профессий
этого типа.
5. «Человек – художественный образ» (Х)
Явления, факты художественного отображения
действительности – это именно то, что занимает
представителей 5 типа профессий. (Слайд 13)
Все типы профессий разделяют по признаку целей на три класса:
1. Гностические (распознать, определить)
специальности (Г)
2. Преобразующие (обработать, обслужить)
специальности (Пр)
3. Изыскательские (Изобрести, придумать)
специальности (И)
В качестве примера вам представлена на экране
таблица. (Слайд 14)
По признаку основных средств труда в каждом
классе выделяются четыре отдела: (Слайд 15)
1. Профессии ручного труда (Р)
2. Профессии машинно-ручного труда (М)
3. Профессии, связанные с применением
автоматизированных и автоматических систем
(А)
4. Профессии, связанные с преобладанием
функциональных средств труда (Ф). (Слайд 16)
По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:
1. Работа в условиях микроклимата, близких к
бытовым, "комнатным" (б)
2. Работа, связанная с пребыванием на открытом
воздухе в любую погоду (о)
3. Работа в необычных условиях на высоте, под
водой, под землей, при повышенных и пониженных
температурах и т.п. (н)
4. Работа в условиях повышенной моральной
ответственности за жизнь, здоровье людей,
большие материальные ценности (м). (Слайд
17)
Ведущая: Ребята, зная принцип
классификации профессий, можно составить
формулу любой профессии, используя буквенные
обозначения типов, классов, отделов и групп. На
экране вы видите формулу профессии СТАЛЕВАР.
Я предлагаю разделиться на две команды и
поучаствовать в конкурсе. Каждой команде
будут даны карточки с классификацией профессий.
Первой команде нужно будет составить формулу
профессии ПСИХОЛОГ, второй – ШАХТЁР. Посмотрим,
какая команда быстрее справится с заданием.
Конкурс "Формула профессии"
Формула профессии ПСИХОЛОГ | Формула профессии ШАХТЁР |
Ч : Пр : Ф : б |
Т : Пр : М : н |
(Слайд 18)
Ведущая: Ребята, мы с вами уже выяснили, что профессии делятся на пять типов. И сейчас я хочу предложить командам поучаствовать в творческом конкурсе, который так и называется "Типы профессий". У каждой команды на столике лежат ватман и маркеры. Выберите любой тип профессий, нарисуйте каким вы его видите и подготовьте презентацию своего эскиза.
Конкурс "Типы профессий". Выступление ребят.
(Слайд 19)
Ведущая: О профессиях можно не только говорить, но и петь! И следующий конкурс будет именно песенным. Ребята, для каждой команды прозвучать отрывки из песен. Вам необходимо назвать профессию, о которой поётся в песне.
Муз. тр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Отрывок из песни "Бродячие артисты"
Никогда не расстаются
С нами музыка и смех.
Если зрители смеются
Значит празднуем успех. Ответ: артисты
Отрывок из песни "Морячка"
Долго дома мне нельзя – сердце просится в моря,
Посмотреть, как в океане начинается заря. Ответ: моряк
Отрывок из песни "Первым делом – самолеты"
Мы друзья, перелётные птицы
Только быт наш одним не хорош,
На земле не успели жениться
А на небе жены не найдёшь... Ответ: пилоты
Отрывок из песни "Спят курганы тёмные"
Девушки пригожие тихой песней встретили,
И в забой отправился парень молодой. Ответ: шахтёр
Отрывок, "Песня шофера"
Пусть пропахли руки дождем и бензином
Пусть посеребрила виски седина,
Радостно встречать тебя с маленьким сыном
Выйдет к перекрестку любовь и жена. Ответ: водитель
Отрывок из песни "Наши учителя"
Не за горами и лесами
Живут волшебники сейчас.
Они приходят в школу с нами –
Вернее – чуть пораньше нас. Ответ: учитель
Отрывок из песни "Строительная мистерия"
Мы от низа до карниза
Поднимаем города. Ответ: строитель
(Слайд 20)
Ведущая: Дорогие ребята, спасибо вам за участие в нашей программе. Надеюсь, вы для себя сегодня узнали что-то новое. А сейчас я хочу отметить самых активных и творческих участников. Начинаем церемонию награждения!
Вручение грамот самым активным участникам программы.
Интернет-ресурсы:
- Высказывания великих и успешных людей о профессиях [Электронный ресурс] // http://constructorus.ru/aforizmy/vyskazyvaniya-velikix-i-uspeshnyx-lyudej-o-professiyax.html
- Классификация профессий [Электронный ресурс] // http://www.no-stress.ru/Uchebniki/PsyLabor/klas-prof.html
- Классификация типов профессий Е.А. Климова [Электронный ресурс] // http://brainmod.ru/tests/klimovs-types/
- Профессия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%F4%E5% F1%F1%E8%FF