Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления
Цель урока: на примере литературного произведения найти ответ на вопрос: «Зачем нужна фантазия?»
Задачи урока:
- обсудить особенности жанров сказки, небылицы, стихотворения и рассказа, чем они различаются по своей цели и построению;
- вспомнить литературный приём – олицетворение;
- развивать мыслительные операции и навыки устной речи;
- воспитывать позитивное отношение к чтению и учёбе;
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Примечания |
Организационный момент – Прозвенел звонок – начинается урок. Посмотрите на себя, на своё рабочее место. Всё ли в порядке? Готовы ли к уроку? Посмотрите на соседа, улыбнитесь. Начинаем урок. |
Дети приводят в порядок рабочие места. | Регулятивные УУД (самоконтроль) |
|
Актуализация знаний 1. Речевая разминка. Чистоговорки.
|
Проводит у доски ученик. Дети повторяют хором. | Коммуникативные УУД | |
– Как называется этот жанр? Для чего их используют в речи? | Чистоговорки, используют для развития речи, артикуляционного аппарата, умения складывать рифмы, для игры | Познавательные УУД | Слайд № 2 |
2. Работа по определению жанров – Послушайте внимательно отрывок из произведения и определите жанр?
|
Дети угадывают жанры литературных
произведений: 1) сказка |
Коммуникативные УУД | Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 |
3. Анализ жанров – Что общего в этих жанрах? |
Дети отвечают, что в них есть выдумка, фантазия, вымысел. | Личностные УУД (отношение к героям) | Слайд № 6 |
– Какой из этих жанров легко узнаваем? (Стихотворение) – Почему? |
Рифма, закон стихотворения |
Познавательные УУД | |
– Какие жанры сложно отличить друг от друга? Почему? | В них есть элементы и небылицы, и фантазии, и выдумки | ||
Постановка цели урока Определите цель нашего урока. |
Будем учиться находить признаки, по которым их можно будет различать | Регулятивные УУД (целеполагание) |
|
Изучение нового материала –
Откройте учебники на стр.114. |
Ученики называют автора произведения. | Регулятивные УУД | Слайд № 7 |
1. Знакомство с биографией автора | У доски рассказывает биографию автора ученик. | Познавательные УУД | Слайд № 8 (портрет) |
2. Знакомство с новым произведением
«Автобус» – Определите жанр прочитанного мной текста.
|
Слайд № 8 | ||
3. Выход на проблемную ситуацию. – Это
сказка или рассказ? Мнения ребят из клуба «Ключ и
заря» разделились. |
Ученики высказывают свои мнения | Коммуникативные УУД | Уч. с.116 Уч. с. 117 Слайд № 9 |
– Прав ли Костя? | Ученики определяют, что Костя не прав. | Коммуникативные УУД | |
– Тогда обсудим мнения Маши и Миши. – Хорошо, а давайте посмотрим по построению. |
Ученики делают вывод: по цели – это рассказ, по построению это тоже рассказ, т.к. это произведение « рассказывает» случай из жизни и раскрывает характеры конкретных людей. События в произведении – подчиняются случаю. | Коммуникативные УУД | |
Физминутка | Дежурные проводят физминутку у доски | Коммуникативные УУД | |
Первичное закрепление 1. Чтение учащимися рассуждений членов клуба |
Ученики обмениваются мнениями, высказывают свои точки зрения. | Слайд № 10 | |
2. Самостоятельное чтение с заменой слова «автобус» словом «пёс» | Ученики читают текст с заменой слова. | ||
– Попробуйте заменить в тексте слово «автобус» на слово «пёс». Изменится ли цель и построение нашего произведения? | Делают вывод, что это – рассказ. | ||
– Какой приём использует в произведении автор? | Дети называют приём – олицетворение. | ||
– Что можно сказать об авторе произведения Т. Пономарёвой? Какой она человек в жизни? | Высказывают свои предположения. | ||
Итог урока – Так почему люди фантазируют? Как меняется мир, если смотреть на него сквозь волшебное стекло воображения? |
Ученики отвечают, что под взглядом человека с развитым воображением и фантазией, обычные предметы становятся чудесными. Мир, в котором мы живём, становится красочнее и ярче, полный неожиданностей. | Слайд № 11 | |
– А сейчас для вас кроссворд на тему
нашего урока. – У вас на столах лежат кроссворды. Прочитайте внимательно вопросы и напишите ответы. (Приложение 1) |
Ученики разгадывают кроссворд. | ||
Проверка ответов с контрольным
вариантом на слайде. Самооценка |
Выполняют самопроверку, оценивают свою работу | ||
Домашнее задание С. 116-117, чит. плакат Летучей Мыши, повтор. цели жанров и построение. Придумать свой рассказ с элементами выдумки, небылицы и фантазии. |