Тема проекта: "Секреты моей бабушки – стилизация и современное прочтение". 8-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип проекта: практико-ориентированный, групповой, краткосрочный.

Цели: создать пространство творческой активности, комфортности и мотивации деятельности учащихся  в изготовлении изделия декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • Обучающие:
    • инициировать потребность учащихся включаться в продуктивную деятельность, направленную на раскрытие и реализацию способностей видеть окружающий мир в образах;
    • обеспечить наращивание опыта художественно-эстетического выражения чувств и их  отображения в процессе работы с нитями как перевода освоенной информации (знания) в конечный продукт;
  • Развивающие:
    • развивать творческие способности учащихся,  самопознание, овладение умениями и навыками изготовления изделий из нитей;
    • содействовать раскрытию и развитию индивидуальных познавательных, рефлексивных, критических процессов и интересов учащихся, творческой инициативы, мотивов к деятельности;
  • Воспитательные:
    • активизировать коммуникативно-ценностное отношение к достижениям региональной культуры, умение видеть прекрасное, осознавать его роль в жизни общества;
    • инициировать осознание чувства сопричастности к культуре донского региона;
    • актуализировать значение и достоинство человека образованного, воспитанного, способного к преемственности культур.

Прагматическая цель: разработка и изготовление изделия.

Проблема: социальная значимость выполненных изделий, как экспонатов для школьной комнаты «Казачья горница»

Задачи учебно-педагогические:

  • создать диалоговую среду, инициирующую потребность и мотив включаться в предлагаемую деятельность;
  • обеспечить освоение учащимися содержания бытовой культуры казачества;
  • содействовать развитию чувства сопричастности и ответственности за культурно-исторические перспективы родной культуры;
  • обеспечить восприятие содержания темы урока на основе личностно-ориентированных технологий.

Учебные предметы: технология (изо, история).

Участники: учащиеся 8б класса.

Продолжительность: 10 уроков

Продукты: изделия в технике филейного кружева: салфетки, скатерти, шторы, кайма для рушников.

Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): учитель изобразительного искусства, литературы, истории, специалисты районного краеведческого музея, педагог-библиотекарь, местная вышивальщица  А. Н.Клименко.

ЗУН и общеучебные навыки:

  • владение определенными знаниями по истории и культуре Донского края, ИЗО,   литературе;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной  литературой,      выделять главную мысль, вести поиск нужной  информации;
  • умение использовать приемы традиционной художественной обработки материалов разных видов.

Мотивация к познанию, работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, самореализация.

Предполагаемые «приращения»: новое содержание и новый взгляд на тему, изучение культурных и современных традиций в прикладном творчестве; новые практические приемы; обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

Новые методические (практические) приемы:  знакомство и изучение вещественно- исторических источников (экспонаты музея, старинные предметы быта), экскурсия в районный краеведческий  музей.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знание истории и культурного наследия казачества.

Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
  • самостоятельного принятия решения;
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работа с источниками информации, анализа, синтеза, структурирования информации;
  • самоанализа и рефлексии.

 Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.

ХОД ПРОЕКТА

1. Определение потребности в изделиях, выполненных в технике филейного кружева

Ручное вязание – очень давнее искусство, рожденное свойственной людям тягой к красоте, к творчеству. Происхождение его рождено человеком, будет жить вместе с ним вечно, открывая безграничные просторы для фантазии. Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и в домашнем интерьере. Вязание крючком  всегда было одним из самых интересных занятий. Вещи, связанные крючком отличаются удивительной воздушной красотой и ажурностью. Вязать крючком очень просто, достаточно немного терпения для того, чтобы научиться основным приемам вязания.
Учащиеся 8б класса, посетив школьную комнату «Казачья горница», познакомившись с экспонатами донских казаков, задумались: «Какое изделие можно выполнить самим на уроках технологии на донскую тематику для пополнения  экспонатов?»

2. Краткая  формулировка задачи

Разработать и изготовить  изделие в технике вязания крючком для школьной комнаты «Казачья горница».

3. Сообщение познавательных сведений об истории возникновения вязания

Издавна, стараясь украсить свой дом, разнообразить быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство.  
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.
В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.

Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов – египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор – вязаный берет.

На территории России вязание крючком распространилось с  конца 19 века. Рукодельницы в основном вязали кружева, используя для них узоры из ткачества и вышивки крестом.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал – пряжу – можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно.

Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.

4. Определение направлений деятельности по проекту («мозговой штурм»).

Структура:

1 этап.  Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с традициями донского казачества, анализ в группах экспонатов прикладного творчества, в частности рукоделия, выполненных в технике филейного вязания – подзоров, рушников, салфеток, шалей. Проведение аналогии с современными традициями. Зарисовки отдельных фрагментов вязаных изделий, изучение материалов, из которых выполнены экспонаты.

Предложение учащимся в выборе материалов и изделия, которое они будут разрабатывать (Приложение 1).

2 этап. Разделение учащихся на группы (по 4 человека), проведение «мозгового штурма» в группах: «Какие изделия, отражающие заданную тематику, можно сделать из выбранного вами материала?» – с последующим обсуждением. 

Предложение вариантов изделий из выбранного материала, оценка и выбор наиболее лучшего  для дальнейшей проработки (Приложение 2). Учащиеся советуются друг с другом (группы коллективного обучения),  детально прорабатывают выбранную идею,  представляют ее на проектном листе с комментариями,  записывают  критерии (Приложение 3).

3 этап. Учащиеся работают в группах с одинаковыми материалами. Учитель предлагает проанализировать готовые технологические карты,  а затем, обсудив последовательность изготовления своих изделий, составить технологические карты по выполнению изделия, консультирует  учащихся. (Приложение 4).

4 этап. Учитель инструктирует учащихся персонально или по группам, консультирует учащихся по вопросам изготовления и испытания изделий. Учащиеся изготавливают изделия, пользуясь технологической картой. Если нужно изменяют и обосновывают последовательность операций (Приложение 5).

5. Контроль качества и испытание изделия

Были соблюдены основные требования к полотну вязаного изделия:

  • равномерная по всей длине вязка полотна;
  • с равной силой по всей длине набор петель;
  • органическая связь узора с вещью;
  • единство декоративной и утилитарной функций;
  • чувство материала.

Было проведено испытание изделия на эластичность, растяжение, соответствие выбранного размера, цветовое решение, композиционная завершенность.

В результате: изделие соответствует предъявленным требованиям, внешний вид оригинален и привлекателен.

6. Расчет затрат на изготовление рушника

1. Чтобы изготовить такой рушник, требуется  2 мотка нитей «ирис» по цене 50 рублей за штуку.

С1 = 50 * 2 = 100 руб.

2. Хлопчатобумажная ткань размером  100 * 45 см. При стоимости 1 * 0,90 м ткани 80 руб. затраты составят: С2 = 36 руб.

3. Нитки  «мулине» зеленого, красного, фиолетового цветов, при стоимости пасмы 15 руб. Затраты составят:  С3 = 45 руб.

4. Белые катушечные нитки, крючки, вышивальные иглы  имеются в наличии.

5. Общие затраты на приобретение материалов:

См = С1 + С2 + С3 = 181 руб.

Затраты на электроэнергию

1. Так как все работы предполагается проводить в дневное время, то затраты на освещение не учитываются.

2. При изготовлении рушника необходимо применение утюга. Общее время работы с утюгом = 15 минут. При мощности утюга 1000Вт расход электроэнергии 2 кВт/час. Цена 1 кВт/час –2,45 руб., следовательно. Затраты на электроэнергию составят:

Сэ = 2,45 * 2 * 1/4 = 1 руб. 25 коп.

Итого:  См + Сэ =181 руб. + 1 руб.25 коп = 182 руб.25 коп.

7. Самооценка проделанной работы,  выводы

Работа над изделием заняла 10 часов, с учетом выполнения схемы. Закончив свой проект, можно сделать вывод, что не все из того, что было задумано, получилось. Узор каймы был связан не полностью, так как ширина рушника была меньше  длины раппорта  узора. Если начать работу заново, то необходимо связать кайму определенной длины, а затем отрезать ткань для рушника.

Анализируя выполненную работу, считаем, что выполнены цели и задачи, решена  проблема  проекта, так как  получилось красивое изделие, которое будет храниться в школьной комнате «Казачья горница». При работе над проектом были использованы знания основ родовой  казачьей культуры, исторического прошлого Донского края, навыки рисования при выполнении эскизов объекта труда, различных видов вышивки, филейного вязания. В процессе изготовления изделия  совершенствовались  навыки и приемы работы с крючком, техника  художественной вышивки. Завершив работу, мы испытали радость и чувство глубокого удовлетворения,  что изделие получилось таким, как мы хотели, ощутили себя, что являемся участниками возрождения традиций наших предков. Презентация  работ  проведена на внеклассном мероприятии, посвященном народным промыслам.

Используемая литература:

1. Самарина Н.В., Витюк О.Г. История донского края (учебник для 7-8 кл.); Ростов-на-Дону; Донской издательский дом, 2004г.
2. Донская история в вопросах и ответах (Под ред. Е.И.Дулимова и С.А.Кислицына); Ростов-на-Дону: ДЮИ;1997г.
3. Гордеев А.А. История казаков: в 4 кн. – Москва, Страстной бульвар, 1991г.
4. Журналы «Ажурное вязание», Москва,  ООО «Финтрекс» 2005г
5. Журналы «Валя-Валентина»  2004г.
6. Энциклопедия рукоделия.  Москва,1996г.
7. Сайты по рукоделию:

Rukodelie.ru
Mastera-rukodeliya.ru
Big-big.ru
Rozochka.com