Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации.
В своей работе я систематически внедряю в учебный процесс ИКТ с целью научить работать с информацией, самостоятельно добывать знания. Компьютер используется на всех этапах: при подготовки занятия, в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле. Роль компьютера: демонстратор, проверяющий, тренажер, иллюстратор; заинтересовывает учащихся, мобилирует и активизирует их работу, сокращает время проверки.
Применение Цифровых образовательных ресурсов на занятиях оживляет подачу материала, повышает наглядность и помогает учащимся усваивать материал на более высоком уровне. Опыт создания ресурсов показал: сегодня более востребовано взаимодействие пользователя и компьютера – интерактивность.
Занятия проводятся в соответствии с тематическим планированием составленной по авторской программе. Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний, показывает сформированные умения и по ходу устраняет выявленные пробелы.
ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы, так как данный предмет предусматривает использование большого объема наглядного материала, лаборатории и экскурсии, проектную деятельность. Для реализации данных задач в настоящее время без компьютерных технологий не обойтись.
В презентации мы говорим об удивительных животных, которых нужно беречь, не подвергать различным заболеваниям, вовремя проводить, ветеринарно-профилактические мероприятия, правильно содержать и кормить, что позволяет сделать урок информативным и наглядным. Работа сделана в виде презентации, к ней прилагается интерактивный тест. Данная презентация может быть использована на уроках Окружающего мира.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей, о кроликах, их болезнях, ветеринарно-профилактических мероприятиях и правильном их содержании, а также полученные навыки и умения подтвердить на практике.
Задачи:
- выявить знания о родословной кролика, разнообразии пород и правильном содержании в приусадебных хозяйствах;
- развивать познавательный интерес учеников, логическое мышление, воображение, наблюдательность, чувства понимания и восхищения уникальностью живого мира;
- воспитывать экологическую грамотность, самостоятельность, активность, любовь к домашним животным, формировать навыки культуры труда.
Оборудование:
1. Плакаты «Породы кроликов», «Части туловища
кролика»;
2. Таблица «Антропометрические данные кролика»;
3. Амбулаторная карта кролика;
4. Муляжи овощей и фруктов;
5. Аптечка для лечения животных;
6. Удостоверения Айболят;
7. Телефон;
План занятия
I. Организационный момент, сообщение темы и
целей занятия
II. Вступительная беседа, эмоциональный настрой
III. Повторение изученных тем:
1. «Болезни кроликов»;
2. «Зоогигиена и ветеринарно-профилактические
мероприятия»;
3. «Лекарственные препараты, травы и их
применение»
4. «Методы выращивания и содержания кроликов».
IV. Итог занятия. Рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Cообщение темы
Педагог: Сегодня у нас интереснейшее
занятие. Мы с вами отправимся… К кому?..
– Это вы узнаете, когда отгадаете загадку.
– Кто из сказочных героев лечил зверей? (Айболит).
– Как называется профессия человека, который
лечит животных? (Ветеринар).
– Хотите помочь доктору Айболиту лечить зверей? (Да)
Для этого нужно попасть к нему на прием. А наше
занятие так и называется «На приеме у Айболита».
– Мы с вами еще раз вспомним пройденные темы о
кроликах, их болезнях,
ветеринарно-профилактических мероприятиях и
правильном их содержании, а также полученные
навыки и умения подтвердим на практике.
III. Ход занятия
– Мои, юные друзья! На сегодняшнем занятии Айболитом буду я.
Ой, у нас зазвонил телефон (звонит телефон)
Слышу кашель и жалобный стон
Хрипы, всхлипы и насморк, и плач
Это нужен кому-то врач.
Адрес? Кролики? Где школа и пляж?
Я готова! Готов саквояж!
Там аптечка, пинцет и шипцы,
Витамины, таблетки, шприцы
Все в аптечку сложила с утра
Все проверить настала пора.
Авва, Чи-чи скорее сюда!
Помогают во всем мне всегда!
(Собака Авва и обезьянка Чи-чи: «Здравствуйте,ребята! Мы помощники Айболита!).
Педагог: Авва, Чи-чи принесите-ка, пожалуйста, нам аптечки
Задание №1. «Аптечка Айболита» (слайд№2)
Педагог: Ребята, чтобы оказать своевременную помощь животным вам нужно правильно собрать аптечку и объяснить, какие медикаменты и материалы необходимы для этого. (В аптечку входят:
- стерильный бинт, бинт элостичный;
- вата гигиеническая, ватные палочки;
- йод, раствор бриллиантовый зеленый, фурацилин, борная кислота;
- пластырь бактерицидный;
- мази: скипидарная, цинковая, свинцовая;
- камфорное масло;
- жгут кроостанавливающий).
Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Вы великолепно справились с первым заданием. А впереди вас ждут еще несколько испытаний.
Задание №2. «На приеме у Айболита» (сл.№3-11)
– Ребята, вы же ученики Айболита? А чтобы звание
оправдать, хочу Вас проэкзаменовать!
Выберите из трех вариантов один правильный
(работа с карточками).
1. На сколько дней помещают в изолятор новоприбывших кроликов?
а) На 1 день
б) На 10 дней
в) На 30 дней.*
2. Чего боятся кролики?
а) Темноты
б) Сквозняков*
в) Насекомых
3. Какое из этих заболеваний относится к инфекционным болезням?
а) Стоматит*
б) Коньюктивит
в) Пододерматит
4. Какое из этих заболеваний относится к неинфекционным болезням?
а) Ренит
б) Миксоматоз
в) Обморожение *
5. Какой из препаратов относится к дезинфицирующим средствам?
а) Раствор фурацилина
б) Раствор борной кислоты
в) Хлорный раствор*
6. Какую мазь применяют от ушного клеща?
а) Тетрациклиновая
б) Скипидарная*
в) Борная
7. Какую мазь применяют при обморожении?
а) Камфорная мазь*
б) Цинковая
в) Свинцовая
8. В какие лечебные учреждения необходимо обратиться больному кролику?
а) Полевой госпиталь
б) Ветеринарная лечебница*
в) Лесная поликлиника
9. Признаки заболевания инфекционного ренита?
а) Чихание*
б) Кашель
в) Высокая температура
10. Признаки заболевания нифекционного стоматита?
а) Воспаление слизистой оболочки глаз
б) Воспаление слизистой оболочки ротовой полости*
в) Учащенное дыхание
Доктор Айболит: Ой, какие молодцы! Настоящие знатоки! Авва, Чи-чи, посмотрите, какие помощники растут!
(сл. №12-14) Задание№ 3. «Доскажи словечко»
Ранку смажь скорее,
Пусть немного жжет.
Заживет быстрее – это же ведь … (йод)Хоть ищи, хоть не ищи,
В ухе кролика клещи
Поможет легендарная,
Мазь наша … (скипидарная).Лапка кролика болит,
Ясно всем – поддерматит!
И лечить ее взялась наша … (цинковая мазь).Чтобы кролик не чихал
Нам аптекарь капли дал,
Знаю там пенициллин
Вместе с ним … (фурацилин).Глаз у кролика болит
У него коньюктивит
Поможет мазь отборная,
Как говорится … (борная).Чтобы звери не болели,
Мало нам, чтоб их жалели,
Надо о болезнях знать
И … (лечение назначать).Кролик требует ухода,
И заботы, и тепла,
Клетку надо обработать,
Чтобы чистая была.
Можно … (хлором), … (огнем) можно,
Только очень … (осторожно).
Доктор Айболит: Авва, Чи-чи, ребята и с этим заданием справились хорошо!
Задание №4. «Зеленая аптека» (сл.№15-19)
Педагог: Ребята, говорят, что лес-это зеленая аптека. Почему так говорят? Или на деревьях растут таблетки и микстуры? Какие вы знаете лекарственные растения, и при каких заболеваниях их применяют, сейчас мы и проверим. (Карточки с изображением лекарственных растений. За правильный ответ на вопрос – морковка).
1. Кролик простудился и просит вас помочь. Подскажите чем ему лечиться?.
а) Малина
б) Мать-и-мачеха*
в) Полынь
г) Чистотел
2.Кролик поранил бок. Какие лекарственные травы применяются при лечении ран?
а) Ромашка
б) Ландыш
в) Подорожник*
г) Петрушка
3. Кролик ничего не ест. Какие растения надо добавлять в рацион для поднятия аппетита?
а) Алоэ
б) Укроп*
в) Ромашка
г) Дурман
4. У кролика заболел живот. Какую траву необходимо дать?
а) Полынь*
б) Иван-чай
в) Мать-и-мачеха
г) Крапива
5. У кролика болят глаза. Какие отвары применяются при опухлости век и постоянном слезотечении?
а) Лопух
б) Одуванчик
в) Клевер
г) Ива-чай*
Доктор Айболит: Молодцы! Вы знаете, что лес помогает бороться с любыми болезнями и, конечно, с разными микробами и вирусами.
Задание №5. «Корзинка-витаминка» (сл.№20)
Доктор Айболит: Чтобы наши животные никогда не болели, им надо есть больше овощей и фруктов. Авва, Чи-чи заходите и корзинки заносите. А вы, ребята, не зевайте витаминки разбирайте.
VI. Итог занятия
Доктор Айболит: Уважаемые юные кролиководы! Поделитесь своим мнением:
– Что интересного и полезного вы узнали на
сегодняшнем занятии?
– Какое задание было наиболее трудным?
– Какое задание было самым интересным
– Вы смогли бы самостоятельно лечить домашних
животных?
– Вы хотели бы стать ветеринаром?
– Чтобы получить профессию, что нужно делать в
первую очередь? (учиться).
Рефлексия
Прежде, чем мы разойдемся.
И к делам своим вернемся.
Айболит попросит вас,
Карточки поднять сейчас.
Кролик с грустными глазами –
Это плохо между нами.
Если вы довольны всем –
Кролик улыбается
И хорошее в душе нашей не кончается.
Доктор Айболит: Ребята, почему вы подняли карточку с грустным кроликом, объясните? А остальные ответьте, почему подняли карточку с веселым кроликом?
Собака Авва и обезьянка Чи-чи:
Мы сегодня удивились!
Хорошо вы потрудились!
Проявляли вы сноровку,
С практикой справлялись ловко.
Думаем, что все недаром,
Быть вам всем ветеринаром!
Собака Авва: С такими знатоками никакие трудности не страшны.
Доктор Айболит: Ну, что ж, пора прощаться. Если мне нужна будет помощь, я обязательно вас позову. А сейчас позвольте вам вручить удостоверения. (А Авва и Чи-чи в этом мне помогут). Вы теперь Айболята. На удостоверении есть «Клятва Айболят». Давайте произнесем ее вслух и запомним.
МЫ, ЮНЫЕ АЙБОЛЯТА, КЛЯНЕМСЯ:
- Любить животных
- Не оставлять их в беде
- Оказывать им посильную помощь
- В тяжелых случаях обращаться к ветеринару
Удостоверение Айболят
УДОСТОВЕРЕНИЕ № Фамилия ___________________ Имя _______________________ Отчество ___________________ Выдано _____________ 200_ г. ЭБО объединение «Юный кроликовод» |
Список литературы:
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в Экологию.Санкт-Петербург2003г.
- Буковская Г.В. Занятия по формированию экологии в младших классах. М.:2002г.
- Чуковский К.И. Доктор Айболит.