Цели (слайд 1):
- познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных;
- развитие орфографической зоркости и наблюдательности;
- воспитание бережного отношения к животным, приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
Оборудование: предметные картинки, карточки, «олимпийские медали», экран, проектор, электронная презентация к уроку.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с
вами совершим виртуальное путешествие в город
Сочи, на Зимние Олимпийские Игры 2014 года (слайд
2).
– Ребята, скажите, пожалуйста, а какой сейчас
год по Восточному календарю?
Дети читают стихотворение Л. Лукановой (слайд 3).
В зоопарке есть лошадка,
За высокою оградкой.
Там она копытцем бьёт,
В путь дорогу нас зовет.
– А как вы думаете, куда она нас зовет?
– Билеты на Олимпиаду, к сожалению, уже все
проданы, но остался один счастливый билет, и он
достанется вам в том случае, если вы грамотно
выполнили домашнее задание.
ІІ. Проверка домашнего задания (слайд 4)
– Что называется именем существительным?
– Как определить род имен существительных?
– Прочитайте предложения из упражнения № 50,
назовите имена существительные и их род.
ІІІ. Чистописание (слайд 5)
– Вот мы и на Олимпиаде. Первые соревнования – это спуск с горы на лыжах. Но прежде чем надеть лыжи, вы должны освободить их от букв. Для этого нужно их прописать каллиграфически правильно в тетрадь.
Дети пишут в тетради буквы: Жж, Шш, Чч, Щщ.
– Что вы можете сказать об этих буквах?
– Какие орфограммы связаны с этими буквами?
– Какие звуки они обозначают?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на
уроке?
– Наша задача узнать, когда пишется после
шипящих у существительных мягкий знак.
ІV. Актуализация знаний (игра-тренажер «Меткий стрелок»)(слайд 6)
Индивидуальная работа.
– На олимпиаде все спортивные игры
интересные и увлекательные. Следующее
соревнование у нас – «Меткий стрелок». Чтобы
попасть в цель, надо быть вам внимательными,
сообразительными, умеющими применять изученные
орфограммы.
– Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.
– В первом предложении найдите имена
существительные, определите их род.
– Во втором предложении подчеркните
грамматическую основу и второстепенные члены
предложения.
Сквозь густые суч…я д…рев…ев б…леет небо. В…р…б…и прыгали по у…кой д…ро…ке. Лоша…ь – кр…сивое ж…вотное.
– Найдите в этих предложениях слова с мягким
знаком.
– Какую роль играет мягкий знак в этих словах?
– А что это за буква «ь»?
– Придумайте сами и запишите еще по два
примера к каждому случаю.
V. Самоопределение к деятельности (слайд 7)
– Ребята, любите ли вы кататься на санках? Предлагаю вам принять участие в соревнованиях по бобслею. Победителем окажется тот, кто справится с заданием в «Картинном диктанте».
На доске поочередно демонстрируются предметные картинки, дети записывают слова в тетрадь (слайд 8).
Ответы обучающихся – учитель, коньки, соловьи, семья, ночь, мышь, конь, малыш.
– Чем похожи эти слова?
– Какое слово лишнее?
– Распределите их по группам.
– А к какой группе отнесете слова «ночь»,
«мышь»?
– На какие согласные звуки они
заканчиваются?
– Найдите имена существительные
мужского рода с шипящим на конце и запишите в
первый столбик.
– Найдите имена существительные
женского рода с шипящим на конце и запишите в
второй столбик.
– Сравните существительные с шипящим на
конце женского и мужского рода (слайд 9).
– Что вы заметили?
– Сформулируйте правило, когда в именах
существительных с шипящим на конце пишется
мягкий знак (слайд 10).
Правило: Существительные женского рода с шипящим на конце пишутся с мягким знаком. Существительные мужского рода с шипящим на конце пишутся без мягкого знака. |
– Приведите свои примеры.
VІ. Работа по теме урока.
Работа по учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»).
Страница 31, упражнение 51 (устно).
– Прочитайте слова по группам.
– По какому признаку вы распределили слова?
– На что указывает мягкий знак на конце
существительных после букв, обозначающих
шипящие звуки?
– Что можно сказать о существительных
мужского рода с шипящим на конце?
VІІ. Физкультминутка (под музыку)
VІІІ. Закрепление изученного материала (работа в парах)
Звучит музыка.
– Вот мы и оказались на льду фигурного катания (слайд 11). Победит та пара, которая докажет своё «мастерство» в выполнении следующих заданий:
(1-й ряд) На карточке даны слова. Ваша задача разделить слова на две группы, выделить общие признаки.
Полноч..., багаж..., врач..., туш…, дич..., лещ..., ландыш…
(2-й ряд) Подобрать синонимы:
Неправда – …, сила – …, состоятельный человек – …, маленький ребенок – …
(3-й ряд) Учебник, страница 32, упражнение № 54.
ІХ. Рефлексия
– Вот и закончилось наше путешествие по Олимпийским играм. Вновь мы в своём уютном кабинете. За окном падает снег, великолепный вид зимней природы. Так и хочется написать сочинение-миниатюру (слайд 12). Составьте три предложения с опорными словами: ночь, тишь, камыш. (Наступила ночь. Кругом стояла тишь. Камыш шептался с рекою).
– Предлагаю вам проверить свои знания, приобретенные на уроке. Я читаю слова. Если у существительного с шипящим на конце пишется мягкий знак, то вы ставите знак «+», а если нет, то ставите знак «–».
Скрипач, речь, помощь, еж, вещь.
Х. Подведение итогов
– Когда у существительных после шипящих
пишется мягкий знак, а когда не пишется?
– Какие задания выполняли с удовольствием?
– Оцените свою работу.
ХІ. Домашнее задание (слайд 13)
Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа
России»).
Страница 33, упражнение 56.
Литература:
1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное
пособие по русскому языку. – М: Издательство:
«АСТ», «Астрель», 2006.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник
«Русский язык» (3 класс). – М.: Издательство
«Просвещение», 2013.