Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имен существительных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели (слайд 1):

  • познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных;
  • развитие орфографической зоркости и наблюдательности;
  • воспитание бережного отношения к животным, приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

Оборудование: предметные картинки, карточки, «олимпийские медали», экран, проектор, электронная презентация к уроку.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами совершим виртуальное путешествие в город Сочи, на Зимние Олимпийские Игры 2014 года (слайд 2).
– Ребята, скажите, пожалуйста, а какой сейчас год по Восточному календарю?

Дети читают стихотворение Л. Лукановой (слайд 3).

В зоопарке есть лошадка,
За высокою оградкой.
Там она копытцем бьёт,
В путь дорогу нас зовет.

– А как вы думаете, куда она нас зовет?
– Билеты на Олимпиаду, к сожалению, уже все проданы, но остался один счастливый билет, и он достанется вам в том случае, если вы грамотно выполнили домашнее задание.

ІІ. Проверка домашнего задания (слайд 4)

– Что называется  именем существительным?
– Как определить род имен существительных?
– Прочитайте предложения из упражнения № 50, назовите имена существительные и их род.

ІІІ. Чистописание (слайд 5)

– Вот мы и на Олимпиаде. Первые соревнования – это спуск с горы на лыжах. Но прежде чем надеть лыжи, вы должны освободить их от букв. Для этого нужно их прописать каллиграфически правильно в тетрадь.

Дети пишут в тетради буквы: Жж, Шш, Чч, Щщ.

– Что вы можете сказать об этих буквах?
– Какие орфограммы связаны с этими буквами?
– Какие звуки они обозначают?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Наша задача узнать, когда пишется после шипящих у существительных мягкий знак.

ІV. Актуализация знаний (игра-тренажер «Меткий стрелок»)(слайд 6)

Индивидуальная работа.

– На олимпиаде все спортивные игры интересные и увлекательные. Следующее соревнование у нас – «Меткий стрелок». Чтобы попасть в цель, надо быть вам внимательными, сообразительными, умеющими применять изученные орфограммы.
– Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.
– В первом предложении найдите имена существительные, определите их род.
– Во втором предложении подчеркните грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Сквозь густые суч…я д…рев…ев б…леет небо. В…р…б…и прыгали по у…кой д…ро…ке. Лоша…ь  – кр…сивое ж…вотное.

– Найдите в этих предложениях слова с мягким знаком.
– Какую роль играет мягкий знак в этих словах?
– А что это за буква «ь»?
– Придумайте сами и запишите еще по два примера к каждому случаю.

V. Самоопределение к деятельности (слайд 7)

– Ребята, любите ли вы кататься на санках? Предлагаю вам принять участие в соревнованиях по бобслею. Победителем окажется тот, кто справится с заданием в «Картинном диктанте».

На доске поочередно демонстрируются предметные картинки, дети записывают слова в тетрадь (слайд 8).

Ответы обучающихся – учитель, коньки, соловьи, семья, ночь, мышь, конь, малыш.

– Чем похожи эти слова?
– Какое слово лишнее?
– Распределите их по группам.
– А к какой группе отнесете слова «ночь», «мышь»?
– На какие согласные звуки они заканчиваются?
– Найдите имена существительные мужского рода с шипящим на конце и запишите в первый столбик.
– Найдите имена существительные женского рода с шипящим на конце и запишите в второй столбик.
– Сравните существительные с шипящим на конце женского и мужского рода (слайд 9).
– Что вы заметили?
– Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак (слайд 10).

Правило:
Существительные женского рода с шипящим на конце пишутся с мягким знаком.
Существительные мужского рода с шипящим на конце пишутся без мягкого знака.

– Приведите свои примеры.

VІ. Работа по теме урока.

Работа по учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»).

Страница 31, упражнение 51 (устно).

– Прочитайте слова по группам.
– По какому признаку вы распределили слова?
– На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки?
– Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце?

VІІ. Физкультминутка (под музыку)

VІІІ. Закрепление изученного материала (работа в парах)

Звучит музыка.

– Вот мы и оказались на льду фигурного катания (слайд 11). Победит та пара, которая докажет своё «мастерство» в выполнении следующих заданий:

(1-й ряд) На карточке даны слова. Ваша задача разделить слова на две группы, выделить общие признаки.

Полноч..., багаж..., врач..., туш…, дич..., лещ..., ландыш…

(2-й ряд) Подобрать синонимы:

Неправда – …, сила  – …, состоятельный человек – …, маленький ребенок – …

(3-й ряд) Учебник, страница 32, упражнение № 54.

ІХ. Рефлексия

– Вот и закончилось наше путешествие по Олимпийским играм. Вновь мы в своём уютном кабинете. За окном падает снег, великолепный вид зимней природы. Так и хочется написать сочинение-миниатюру (слайд 12). Составьте три предложения с опорными словами: ночь, тишь, камыш. (Наступила ночь. Кругом стояла тишь. Камыш шептался с рекою).

– Предлагаю вам проверить свои знания, приобретенные на уроке. Я читаю слова. Если у существительного с шипящим на конце пишется мягкий знак, то вы ставите знак «+», а если  нет, то ставите знак «–».

Скрипач, речь, помощь, еж, вещь.

Х. Подведение итогов

– Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?
– Какие задания выполняли с удовольствием?
– Оцените свою работу.

ХІ. Домашнее задание (слайд 13)

Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»).
Страница 33, упражнение 56.

Литература:

1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку. – М: Издательство: «АСТ», «Астрель», 2006.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник «Русский язык» (3 класс). – М.: Издательство «Просвещение», 2013.