Цель: изучить многообразие птиц, рассмотреть особенности строения связанные с образом жизни и средой обитания, раскрыть значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека.
Задачи.
Образовательные: дать знания о строении, жизнедеятельности птиц в связи с приспособлением их к жизни в разнообразных условиях среды; сформировать понятие о разнообразном значении представителей вышеуказанных отрядов птиц в природе и жизни человека.
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний об отрядах птиц, осуществить природоохранное и эстетическое воспитание.
Развивающие: развитие умений и навыков анализировать, сравнивать, делать выводы, работать на ПК и интерактивной доске.
Оборудование: ПК (3), атласы птиц, энциклопедии о птицах, распечатки о Дневных хищных птицах, Совах и Куриных.
Циклограмма:
- Орг. момент – 1 мин.
- Актуализация знаний – 2 мин.
- Изучение нового материала – 37 мин.
- Закрепление – 3 мин.
- Итог урок – 1 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
- Каких животных называют хищниками?
- А есть ли среди хищников птицы? Приведите примеры.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим хищных птиц, которые относятся к отрядам Дневные хищные птицы и Совы, а также познакомимся с представителями отряда Куриные.
3. Изучение нового материала
Класс заранее поделен на 3 группы, причем каждая группа имеет название одного из представителей отрядов птиц. У каждой группы на столе установлен ноутбук, атласы птиц, энциклопедии.
Учитель: Сейчас каждая группа получает задания, на тех же распечатках приведена роль каждого ученика в группе, например, докладчик – презентует работу всей группы, помощник докладчика – дополняет, ответственный за презентацию, редактор – решает какая информация наиболее важна (можно обговорить их заранее для экономии времени). В итоге, после обработки материала, необходимо сделать презентацию. На работу отводится 15-20 минут.
1 группа
Проблема: По каким внешним признакам можно отнести птицу к отряду Дневных хищных птиц.
- Рассмотрите птиц, которые относятся к отряду Дневные хищные птицы - орлы, беркуты, ястребы, соколы, луни, грифы, коршуны (фото птиц на партах).
- Как влияет мощный, крючковатый, загнутый книзу клюв на образ жизни птиц?
- Какие еще внешние признаки (кроме клюва) позволят отнести птиц к хищникам?
- В чем заключается польза Дневных хищных птиц для человека и для окружающей среды?
2 группа
Проблема: Есть ли признаки, которые есть и отряда Дневные хищные птицы и у отряда Совы?
- Рассмотрите птиц, которые относятся к отряду Совы – сыч. мохноногий, филины, совы, сплюшка. (фото птиц на партах).
- Выявите внешние признаки, которые являются общими для отрядов Дневные хищные птицы и Совы.
- Почему у Сов такие большие глаза?
- Какое значение имеет для Сов наличие ушных раковин?
- Почему Совы всех видов подлежат строгой охране?
3 группа
Проблема: В чем заключается экономическое значение Куриных?
- Рассмотрите птиц, относящихся к отряду Куриных.
- Отметьте, какие виды куриных встречаются в вашей местности?
- Каково значение куриных для человека?
Далее идет презентация работы групп (по 5 минут каждой группе). В это время остальные ученики работают с технологической картой. (Приложение 1)
Презентации групп представлены в приложении 2.
4. Закрепление
В качестве закрепления предлагаю поработать с интерактивной доской и развести по отрядам предложенные иллюстрации птиц.
5. Итог урока
Сегодня на уроке мы с вами поговорили о представителях нескольких отрядов птиц. Выяснили их отличительные черты. Рассмотрели их значение в природе и жизни человека.
6. Домашнее задание: параграф 29 прочитать, ответить на опросы после параграфа.