Учебное занятие рассчитано на сдвоенный урок (90 минут), в рамках которого повторяются и обобщаются знания, полученные по теме. А также повторяется учебный материал, изученный ранее в курсе “Биология–8. Человек”. Главная цель учебного занятия вывести учащихся через содержание учебного материала на цефализацию, как основное направление антропогенеза. Это понятие в дальнейшем будет опорным при изучении темы “Ноосфера”. Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга.
Цели урока.
Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся об антропогенезе, биологических и социальных факторах эволюции человека, выявить качество их усвоения школьниками.
Раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; содействовать формированию знаний о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания.
Повторить и обобщить знания о строении основных отделов головного мозга: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, и выполняемых данными отделами мозга функциях.
Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельного анализа источников информации, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: cформировать убеждённость в том, что в основе процесса происхождения и исторического развития человека лежат естественные природные закономерности.
Закрепить материалистическое понимание работы головного мозга; понимание необходимости освоения наук о человеке как уникальном живом организме на нашей планете.
Показать значимость возникновения социальной среды, ее роль на этапах эволюции человека.
Тип урока: комбинированный.
Учебное пособие: Биология. Общая биология. 10-11 классы. П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г. М. Дымшиц и др. – уч. для общеобр. учреждений, профильн. уровень. Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009.
Список литературы.
1. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. Вузов. - 4-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 1998. -336 с.: ил.
2. Журналы “Биология в школе” № 3 за 1986 г. № 6 за 1990 г. № 3 за 2002 г.
3. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Биология 3 том, Москва, “Мир”, 1990 г.
4. Н.Н.Воронцов, А.Н.Сухорукова. Эволюция органического мира. Москва, “Просвещение”, 1991 г.
6. М.Ф.Ивахненко, В.А.Корабельников. Живое прошлое земли. Москва, “Просвещение”, 2004 г.
7. Ч. Дарвин. Происхождение человека и половой отбор.
Материалы образовательного видеопортала "Interneturok.ru"
1 этап урока – организационный
Мотивационный этап. (Учитель обращается к классу):
Зачем мы изучаем данную тему?
Высказывания учащихся суммируются по направлениям:
Чтобы знать своё происхождение и не терять связи с живой природой.
Чтобы знать, как наука объясняет вопрос о происхождении человека, поскольку в обычной жизни мы порой сталкиваемся с научно необоснованными взглядами.
2 этап урока – работа с учебником: п.84. Происхождение человека. Обсуждение основных этапов эволюции приматов.
Просмотр фрагментов видеоурока “Эволюция человекообразных приматов”, “От обезьян к архантропам” и фрагментов видеопрезентации “Филогенетическое дерево рода Homo”
П. 85. Первые представители рода Homo. Обсуждение влияния социальных факторов на развитие представителей рода Homo. Олдовайская культура.
Просмотр фрагмента видеоурока “Появление палеоантропов” и фрагментов презентации “Биологические и социальные факторы антропогенеза”.
П. 86. Появление человека разумного. Работа со схемой эволюции гоминид, картой расселения человека.
Просмотр фрагмента видеоурока “Становление человека разумного”.
Аналитическая работа со схемой и ответы на вопросы:
- Назовите основные этапы эволюции приматов.
- Почему вымерли австралопитеки?
- Почему человека умелого относят не к австралопитекам, а к роду человек?
- Что позволяет считать, что человек прямоходящий мог владеть речью?
- Чем принципиальное отличие человека неандертальского от его предшественников?
- Почему кроманьонец более развит в социальном плане, чем неандерталец? В чем причина такого различия?
- Если между человеком и приматами много общего, то почему нельзя человека отнести к обезьянам с научной точки зрения?
- Назовите основные факторы антропогенеза.
- Какой континент можно считать прародиной человека и почему?
- Какие научные данные генетики подтверждают этот вывод?
3 этап урока – Проверка знаний по теме “Антропогенез”. В форме тестового опроса.
1. В каком порядке появились на Земле люди?
А) неандерталец, человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец;
Б) человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец;
В) человек прямоходящий, человек умелый, кроманьонец, неандерталец.
2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:
А) лемуры;
Б) австралопитеки;
В) дриопитеки;
Г) гориллы.
3. Череп человека отличается от черепа обезьян:
А) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями;
Б) преобладанием мозговой части черепа над лицевой;
В) преобладанием лицевой части черепа над мозговой;
Г) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы.
4. Человек отличается от человекообразных обезьян:
А) наличием волосяного покрова;
Б) развитым большим пальцем, противопоставленным остальным;
В) наличием ногтей;
Г) формой ушей.
5. Освобождение руки в процессе эволюции человека способствовало:
А) прямохождению; Б) лазанию по деревьям; В) собиранию пищи; Г) копанию
6. Установите порядок последовательности, согласно которой появлялись люди на Земле.
а) неандерталец; б) питекантроп; в) австралопитек; г ) кроманьонец; д) дриопитек.
7. Результатом эволюции является:
а) дрейф генов; б) многообразие видов; в) мутационная изменчивость;
г) приспособленность организмов к условиям внешней среды;
д) повышение организации живых существ; е) борьба за существование.
8. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
а) возникших мутациях; б) о проявлении атавизма;
в) нарушении развития плода в организме; г) происхождении человека от животных.
9. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к
а) использованию различной пищи; б) наземному образу жизни;
в) жизни в различных природных условиях;
г) невосприимчивости к различным заболеваниям.
10. В отличие от человекообразных обезьян у человека
а) имеется резус – фактор; б) появилась рассудочная деятельность;
в) имеется четырёхкамерное сердце; г) развито абстрактное мышление;
4 этап урока – Решение открытой задачи методом учебного мозгового штурма (проблемная работа с текстом): учащимся предлагается ознакомиться с содержанием стихотворного текста.
Первый мост
И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.
На берегу другом - добыча, -
Для всей семьи его - еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада...
Себе представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.
И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою, сведен.
И вдруг - голодный, низколобый -
Он встал, упорен и высок.
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев - гнилье! -
Он стал раскачивать ее.
И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.
И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
И пот со лба отер усталой -
Уже не лапой, а рукой.
Вадим Шефнер. Годы и миги.
Москва: Современник, 1983.
Создание банка идей (гипотезы) | Критический анализ идей (обсуждение) |
Записываются все объяснения, что автор и мы можем предполагать под понятием “мост” | Идеи обсуждаются и анализируются до тех пор, пока кто-либо из учащихся не выскажет идею Варолиева моста. В крайнем случае, учитель наводит учащихся на эту мысль. |
Выводы: Обсуждается структура, роль и значение указанного отдела головного мозга. Ретикулярная формация, как связующее звено. Другие отделы головн. мозга. |
В ходе критического анализа идей используется презентация “Мозг”, в которой рассматривается строение головного мозга, структура, роль и значение его отделов. Учащиеся повторяют материал, изученный в курсе биологии человека, и углубляют полученные ранее знания. В процессе обсуждения учитель подводит учащихся к выводу: Эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга.
Домашнее задание: повторить материал § 84-86. Подготовить сообщение о роли ретикулярной формации и отделов головного мозга в формировании условных рефлексов, памяти, воображения, критического мышления.