Урок русского языка по теме "Три склонения имен существительных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (483 кБ)


УМК: Система Л.В.Занкова

Учебник: Полякова А.Г.

Номинация – проблемный урок с использованием ИКТ

Тип урока – открытие новых знаний.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области русский язык по теме «Три склонения имен существительных».

Учебные задачи, направленные на достижение  личностных результатов обучения:

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
  • Ориентация на понимание причин успешной деятельности.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
  • Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
  • Самостоятельно находить несколько  вариантов решения учебной задачи.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • Учить определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме.
  • Устанавливать причинно-следственные связи при исследовании существенных признаков существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
  • Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.

Учебные материалы: Учебник Русский язык 3 класс автор А.В.Полякова, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки  с именами существительными.

ХОД УРОКА

Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.                             УУД
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
(Минутка вхождения в урок)

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание
К нам без опоздания.

– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
– А каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– А что вы для этого должны делать?

– Ребята отвечают.

– Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным…
– Мы должны дружно работать, помогать товарищам, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы…

Личностный результат
Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности – Для начала повторим то, что уже знаем.
Использую слайд 1 Презентации.

Посмотрите на экран.
Спиши предложение:  

Поэт посвятил стихи вьюге, метели, бурану.               

 Обозначь имена существительные. Определи падеж и окончание у существительных вьюге, метели, бурану.

– Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания?

 

 

– Вьюге –  имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -е.Метели – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Бурану – сущ. Стоит в Д.П. ед.ч. окончание -у.

Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением.

Метапредметный результат
Определение общей цели и путей их достижения.

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Предметный результат.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

3 этап. Постановка учебной задачи – Какова же цель нашего урока? – Определить от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах. Умение ставить цель и планировать свои действия.
4 этап. «Открытие» нового знания. – У вас на партах лежат карточки со словами (красного, зеленого, синего цвета)
Постройтесь в круг. Прочитайте слова. Назовите общие признаки по которым можно объединить слова в одну группу.

Звезда, снег, метель, гора, лед, метель, дядя, мороз, ночь, печь, холод, папа, елка, солнце, лень, каток, сосна, снеговик, тень, облако, земля, окно.

– Назовите признаки по которым можно разделить слова на группы.

– Проведите  группировку по цвету:  первый столбик – слова красного цвета,  второй столбик – слова зеленого цвета, третий столбик – слова синего цвета.
У вас получилось три группы слов, ровно столько, сколько существует типов склонений в русском языке.

– Определите общие существенные признаки существительных 1 склонения – 1 столбик слов.
– Определите общие существенные признаки существительных 2 склонения – 2 столбик слов.
– Определи общие существенные признаки существительных 3 склонения – 3 столбик слов.
–  Кто может сформулировать вывод?

Слайд 2.

–  Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике страница 14.
– Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

 

 

 

–  Это имена существительные в единственном числе, Именительном падеже.

–  Род, окончания имен существительных, орфограммы, цвет.
– Ребята прикрепляют магнитиками карточки к доске в три столбика.

–  Ребята работают в группах у доски. Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных.
Группы отмечают признаки.

–  К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п.
Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е в И.п.
К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в И.п.
Вывод появляется на слайде 2.
– Читают правило в учебнике.

– Тема урока: Определение склонения имен существительных.

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Метапредметный результат
Умозаключение, обобщение, вывод.

5 этап. Первичное закрепление. – Давайте поупражняемся в определении типа склонения имен существительных.

Работа в группах.

Работа по инструкционной карте.

Слайд 3.

– Давайте составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных.
– Как определить склонение имени существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

Слайд 4.

Работа в группе: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей и выполнение задания.
Презентация работ группы.

 

 

 

– Ребята составляют алгоритм на экране презентации.

– Нужно поставить слово в начальную форму.

Личностный результат
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметный результат
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

6 этап. Физкультминутка. Музыкальная разминка. Слайд 5 Ребята выполняют упражнение под музыку. Личностный результат
Формирование установки на здоровый образ жизни.
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 6.

Составь  из слов три предложения о зиме. Определи склонение имен существительных.

Снежинка, падает, с, пушистая, неба
В, зимой, сад, красногрудые, снегири, прилетают
Снег, искрится, белый, на , солнце

Самостоятельная работа, затем проверка.
Ситуация успеха и ее самоощущение.
Предметный результат
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.
8 этап. Включение в систему знаний и повторение. Слайд 7.

Составь четверостишие по рифме.

Снежинка
Пушинка
Летает
Сверкает

Определи склонение имен существительных. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи.

Работа в парах.
Установка локальных связей нового знания с имеющимися.
Предметный результат.
Представление знаний
9 этап. Рефлексия. Итог деятельности. – Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
– С какой целью необходимо научиться определять склонение имен существительных?

Дерево самооценки. На доске новогодняя елка.
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красный шарик, если все хорошо – желтый, если не получилось так, как хотелось – зеленый.

Д/з  Написать 3 предложения про Новый Год. Определить склонение имен существительных.

 

– У них разные склонения.

– Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах.

Метапредметный и личностный результаты.
Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке.

Приложение 1