УМК: Система Л.В.Занкова
Учебник: Полякова А.Г.
Номинация – проблемный урок с использованием ИКТ
Тип урока – открытие новых знаний.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области русский язык по теме «Три склонения имен существительных».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
- Ориентация на понимание причин успешной деятельности.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
- Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
- Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Учить определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме.
- Устанавливать причинно-следственные связи при исследовании существенных признаков существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
- Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.
Учебные материалы: Учебник Русский язык 3 класс автор А.В.Полякова, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки с именами существительными.
ХОД УРОКА
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД | |
1 этап. Мотивация к учебной
деятельности. (Минутка вхождения в урок) |
– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? |
– Ребята отвечают. – Веселым,
запоминающимся, поучительным, интересным… |
Личностный результат Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. |
|
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | – Для начала повторим то, что уже
знаем. Использую слайд 1 Презентации. Посмотрите
на экран. Поэт посвятил стихи вьюге, метели, бурану. Обозначь имена существительные. Определи падеж и окончание у существительных вьюге, метели, бурану. – Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания? |
– Вьюге – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -е.Метели – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Бурану – сущ. Стоит в Д.П. ед.ч. окончание -у. Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением. |
Метапредметный результат Определение общей цели и путей их достижения. Предметный
результат Предметный результат. |
|
3 этап. Постановка учебной задачи | – Какова же цель нашего урока? | – Определить от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах. | Умение ставить цель и планировать свои действия. | |
4 этап. «Открытие» нового знания. | – У вас на партах лежат карточки
со словами (красного, зеленого, синего цвета) Постройтесь в круг. Прочитайте слова. Назовите общие признаки по которым можно объединить слова в одну группу. Звезда, снег, метель, гора, лед, метель, дядя, мороз, ночь, печь, холод, папа, елка, солнце, лень, каток, сосна, снеговик, тень, облако, земля, окно. – Назовите признаки по которым можно разделить слова на группы. – Проведите группировку по цвету: первый
столбик – слова красного цвета, второй
столбик – слова зеленого цвета, третий столбик –
слова синего цвета. – Определите общие существенные признаки
существительных 1 склонения – 1 столбик слов. Слайд 2. – Давайте проверим правильно ли мы
рассуждали. Чтение правила в учебнике страница 14. |
– Это имена существительные в единственном числе, Именительном падеже. – Род, окончания имен существительных,
орфограммы, цвет. – Ребята работают в группах у доски.
Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен
существительных. – К 1 склонению относятся имена
существительные женского и мужского рода с
окончаниями -а, -я в И.п. – Тема урока: Определение склонения имен существительных. |
Предметный результат Использование опыта и знаний. Метапредметный
результат |
|
5 этап. Первичное закрепление. | – Давайте поупражняемся в
определении типа склонения имен
существительных. Работа в группах. Работа по инструкционной карте. Слайд 3. – Давайте составим алгоритм действий при
определении типа склонения имен
существительных. Слайд 4. |
Работа в группе: получение заданий,
выбор уровня сложности, распределение ролей и
выполнение задания. Презентация работ группы.
– Ребята составляют алгоритм на экране презентации. – Нужно поставить слово в начальную форму. |
Личностный результат Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметный
результат |
|
6 этап. Физкультминутка. | Музыкальная разминка. Слайд 5 | Ребята выполняют упражнение под музыку. | Личностный результат Формирование установки на здоровый образ жизни. |
|
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Слайд 6. Составь из слов три предложения о зиме. Определи склонение имен существительных. Снежинка, падает, с, пушистая, неба |
Самостоятельная работа, затем проверка. Ситуация успеха и ее самоощущение. |
Предметный результат Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи. |
|
8 этап. Включение в систему знаний и повторение. | Слайд 7. Составь четверостишие по рифме. Снежинка Определи склонение имен существительных. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. |
Работа в парах. Установка локальных связей нового знания с имеющимися. |
Предметный результат. Представление знаний |
|
9 этап. Рефлексия. Итог деятельности. | – Вернемся к решению проблемы, которая
была поставлена в начале урока. Так почему в
именах существительных в одном и том же падеже мы
наблюдали разные окончания? – С какой целью необходимо научиться определять склонение имен существительных? Дерево
самооценки. На доске новогодняя елка. Д/з Написать 3 предложения про Новый Год. Определить склонение имен существительных. |
– У них разные склонения. – Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах. |
Метапредметный и личностный
результаты. Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода. Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке. |