Цель: развитие художественно-эстетического чувства старших дошкольников посредством народно-прикладного творчества (“Вологодские кружева”).
Программные задачи: продолжать знакомить с народным промыслом - русским кружевом; закреплять знания о вологодском кружеве; развивать умение рассматривать кружева, рассказывать о них; учить новой технике - рисованию манной крупой; учить составлять узор на круглой форме (пластинках); развивать творческую фантазию, самостоятельности в составлении композиции из знакомых элементов; воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями; учить получать радость от проделанной работы.
Материал к занятию.
Демонстрационный: мультимедийный экран; презентация на тему: “Путешествие в мир кружева”; указка; предметы для выставки кружевных изделий; письмо; готовый образец.
Раздаточный: фартуки; клеёнки; пластинки; клей ПВА; кисти; манная крупа в розетках.
Предварительная работа: Беседа с детьми о прославленном искусстве кружевоплетения; рассматривание открыток с изображением кружевных изделий; рассматривание кружевных изделий (салфеток, платков, воротников, занавесок); поиск аналогий между кружевами и другими композициями: природными объектами (морозными узорами, паутина, узор на листьях растений и т.д.).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель приглашает детей посетить виртуальный музей детского сада “Путешествие в мир кружева”. Дети садятся на стульчики перед мультимедийным экраном. Педагог начинает свой рассказ (см. презентацию – приложение 1 и текст к презентации – приложение 2).
- Вам понравилось экскурсия в музей?
Ответы детей.
- А сейчас я хочу вас посетить ещё одну замечательную выставку, которую вы собрали вместе со своими родителями.
Дети подходят к выставке, оформленной кружевными изделиями, и встают полукругом.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько кружева вокруг!
Правда, дети, здесь красиво?
Аж захватывает дух!
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать: есть в стране
Чудо — люди-мастера!
Дети рассматривают выставку.
- Посмотрите, какие красивые изделия. Все они связаны из ниток крючком. Крючком можно связать салфетки, платки, шапочки, шляпки, жилеты, кофточки, платья, покрывала и т.д. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами. Как называют мастериц? (Ответы детей) Молодцы, ребята. А старинный город Вологда всегда славился своими кружевами. Какой город славится кружевами? (Ответы детей). Да, именно в этом городе мастерицы плетут кружева, вот только не крючком, а на палочках-коклюшках (стук в дверь). Посмотрите, нам кто-то прислал письмо, интересно от кого оно?
Сейчас я его прочитаю: “Здравствуйте, ребята детского сада №126. Пишут вам кружевницы из старинного города Вологда. У нас скоро состоится ярмарка кружевных изделий, а мы не успеваем подготовить к ярмарке кружева. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Кружевницы” Поможем кружевницам-мастерицам?
Ответы детей.
- Молодцы! Но перед началом работы давайте поиграем.
Физкультминутка Хоровод “Матрешки”.
- Отдохнули? А теперь надо поработать. Вы сейчас превратитесь в мастеров. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым, надевайте фартуки, помогите друг другу завязать их, садитесь за столы.
Дети садятся за заранее подготовленные столы.
- Как же нам быть? Коклюшек у нас нет, да и крючком вязать вы пока не научились. Я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным способом - с помощью манной крупы. Посмотрите, на ваших столах лежат салфетки. Их мы и будем украшать. (Воспитатель показывает два-три образца, дети рассматривают элементы, их расположение.) Какие элементы вы узнали на салфетках? (Зигзаг, волнистые линии, точки, петельки). Правильно. Молодцы. А рисовать вы будете клеем. С его помощью нужно наносить красивый узор на свои салфетки. Узор должен быть симметричный, линии - тонкие. Поэтому сильно нажимать на клей не нужно. Вот так (показать). Затем вы посыпаете свой рисунок манной крупой. Нужно засыпать так, чтобы все линии были покрыты манкой (показать). После этого лишнюю крупу стряхиваете на лист бумаги. С чего нужно начинать работу? Правильно, нарисовать узор клеем. А что делать потом? (Засыпать манкой весь рисунок). Молодцы! Не забудьте, что лишнюю крупу необходимо ссыпать на чистый лист. Начинать работу лучше начать из центра.
Дети работают самостоятельно, воспитатель ведёт индивидуальную работу. Дети составляют узор и наносят его клеем ПВА на пластинку.
- Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. А кто хочет рассказать о работе своего товарища?
(Анализ работы детьми).
- Когда работы высохнут, мы сложим кружева в посылку и отправим вологодским кружевницам. Я думаю, что они будут нам благодарны за помощь.