Цели урока.
Материальное обеспечение урока:
1) Учебник “Технология” - 9 кл. В.Д. Симоненко изд. “Вентана-Граф”.
Дидактическое обеспечение урока:
- Компьютерная презентация: “Профессия – вышивальщица”.
- Карточки с заданиями - раздаточный материал.
- Плакат: “Изделия народной вышивки”.
- Готовые работы, выполненные в техниках вышивки крестом и бисером по канве.
Техническое оснащение урока.
1) Компьютер.
2) Мультимедийный проектор.
Оборудование на партах.
1) Учебник.
2) Тетрадь и принадлежности.
3) Раздаточный материал - карточки с заданиями.
4) Принадлежности для вышивания крестом.
Тип урока: практическое закрепление знаний, умений, навыков.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Ход урока
1. Организационный этап:
- приветствие уч-ся;
- проверка наличия уч-ся в классе;
- выявление готовности уч-ся к уроку;
- сообщение темы и цели урока, запись темы и цели урока учащимися в тетрадь.
2. Актуализация знаний:
Вопросы уч-ся:
- Дайте определение понятию “декоративно-прикладное искусство”?
- Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны?
Каждый вид декоративно-прикладного искусства может стать вашим увлечением или хобби, а может превратиться в вашу будущую профессию.
Знакомство с профессией – вышивальщица, просмотр компьютерной презентации “Профессия – вышивальщица”.
Вышивание - это древнее народное искусство. Многие века ручная, а затем машинная вышивка украшают одежду и предметы быта. Это яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Великие художники России - Б.Борисов-Мусатов и А.П.Тропинин, Западной Европы - Клод-Моне и М.А.Зичи. с восхищением отразили в своих полотнах труд вышивальщицы.
Общая характеристика профессии.
1. Вышивальщица выполняет технологические операции художественной вышивки: вышивание вручную или на специальном оборудовании.
2. Создает узоры, рисунков различной степени сложности, используемых в качестве декоративного оформления швейных изделий различного ассортимента и назначения, рассчитывает расположение рисунка на материале по образцу, разметке.
3. Подбирает по образцу нитки, бисер, выполняет вышивки в различных техниках.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста:
- хорошая зрительная память тонкое цветоразличение,
- точная зрительно-моторная координация (на уровне движений рук),
- хорошее пространственное воображение.
Медицинские противопоказания.
Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями:
- верхних отделов позвоночника,
- ограничивающих подвижность кистей рук;
- органов пищеварения (язвенная болезнь, сахарный диабет и др.);
- почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.);
- органов зрения (миопия средней и высокой степени, нарушения цветоразличения).
Области применения профессии.
Вышивальщицы работают на предприятиях сферы услуг населения:
- в ателье индивидуального пошива;
- на предприятиях швейной промышленности;
- на специализированных фабриках, входящих в систему художественных промыслов РФ;
- в театральных мастерских.
Работа с плакатом “Изделия народной вышивки”.
Вопросы уч-ся:
- Какие виды вышивок изображены на плакате? (Художественная и счетная)
- Какие счетные швы вы знаете? (“Крест” и “полу крест”, гобеленовый шов)
- Покажите на схеме, начерченной на доске обозначив цифрами, порядок формирования гобеленового шва и шва крест горизонтального направления? (К доске вызывается одна учащаяся, остальные выполняют тоже задание, на местах используя карточные задания)
- Человек, у которого правая рука является ведущей (правша) выполнит вышивку справа налево, как измениться направление вышивки у “левшей”?
- Какой из этих швов будет использоваться при счетной вышивке бисером? (Гобеленовый шов)
Демонстрация готовой работы выполненной в технике вышивки бисером по канве.
- Покажите на схеме, начерченной на доске порядок пришивания бисерин в подобной вышивке? (К доске вызывается одна учащаяся, остальные выполняют тоже задание, на местах используя карточные задания).
- Как выглядит шов с обратной стороны вышивки? (В виде горизонтальных черточек)
- Покажите на схеме, начерченной на доске порядок формирования шва “крест” вертикального направления и по диагонали? (К доске вызывается одна учащаяся, остальные выполняют тоже задание, на местах используя карточные задания)
- Какой вывод можно сделать на основании данной схемы?
Вывод. Формирование данных швов производится выполнением отдельных крестиков поочередно!
Демонстрация готовой работы выполненной в технике вышивки крестом по канве.
3. Изучение новых понятий и способов действия.
На прошлом уроке мы выполняли все эти приемы, используя один цвет. Как поступить если вы вышиваете одним цветом, но на пути ряда встречается несколько стежков другого цвета?
(Учитель демонстрирует выполнение перехода, используя схему на доске)
При смене цвета в одном ряду пропускают максимум три стежка! В остальных случаях происходит смена нити на нить другого цвета, и вышивка осуществляется зонированно.
4. Учебно-тренировочный этап.
Выполнение учащимися образца вышивки, используя смену нити одного цвета на другой. (В промежутках между работой выполняются упражнения на расслабление мышц рук и спины).
5. Заключительный этап.
Вывод урока. Определение учащимися достижения цели урока поставленной в начале урока. Выставление оценок за работу учащихся на уроке, с комментариями учителя. Что подготовить к следующему уроку.
Используемая литература
1. Учебник “Технология” - 8 кл. В.Д.Симоненко, Изд. М.: “Вентана-Граф”.
2. Программа “Технология”. 5-11 кл. В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев. изд. М.: “Вентана-Граф”.
3. “Технология. Дополнительные и занимательные материалы” 5-9 кл. Л.Д.Караченцева, О.П.Власенко. Изд. Волгоград. “Учитель” 2009 г.
4. “Английская королевская школа вышивания” - Салли Сандерс, г. Тверь: “Издательская группа “Контэнт””. 2009 г.
5. “Вышивка” - М.Максимова, М Кузина. Изд. М.: “Эксмо”. 1997 г.
6. “Энциклопедия рукоделия” - Лусинда Гандертон. Изд.М.: “АСТ-ПРЕСС”. 2002 г.
7. “Вышивка бисером” - А.Гринченко. Изд. М.: “Эксмо”. 2006 г.