Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности воспитателя рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения, а являются результатом длительной работы над собой.
Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самообразование – основа роста педагога как специалиста. Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Педагог, по словам А. Дистервега, лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.
Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самообразования, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях: а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности; б) постоянное повышение профессиональной компетентности; в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Составляющие процесса самообразования педагога:
- изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;
- посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;
- периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
- повышать уровень своей эрудиции.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
- систематический просмотр определенных телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической и педагогической литературы;
- посещение семинаров, конференций, занятий коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- посещение выставок и экскурсии;
- общение с коллегами;
- ведение здорового образа жизни, занятие спортом, физическими упражнениями.
Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
На основании выше перечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый воспитатель составляет личный план для профессионального роста.
Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии.
Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.
Следующим шагом самовоспитания является формирование целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность работы. Для достижения цели, необходимо научиться продуктивно организовать свою учебную деятельность, развивать познавательный интерес, коммуникативные умения, организаторские способности.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:
- самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
- самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
- самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий);
- осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).
Приступая к работе по самовоспитанию, воспитатель должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.