Урок обобщающего повторения по теме "Африка"

Разделы: География


Цель урока: обобщить знания учащихся о природе и населении Африки, подвести итоги изучения темы.

Задачи урока.

Образовательные:

- проверка и обобщение знаний учащимися характерных черт природы материка- рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира, населения Африки;

- определить умения учащихся находить на карте проливы, заливы, острова, полуострова, моря, озера, реки Африки.

Развивающие:

- применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей;

- продолжить развивать умение работать с географической и контурной картами;

- развивать географическое мышление, устную речь, память, географическую зоркость, умение систематизировать изучаемый материал.

Воспитательные:

- повышение мотивации к изучению предмета, активизации познавательного интереса.

Учебно-методическое обеспечение: карты Африки, физическая, климатическая, природных зон, политическая, атлас “География материков и океанов”, интерактивная доска.

Время реализации занятия: 45 минут.

Тип урока: урок-обобщение.

Форма: игра “Путешествие по Африканскому континенту”. Презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока и задач урока.
  3. Вступительное слово учителя.
  4. Этапы урока (основные задания), игра “Путешествие по Африканскому континенту”.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Список литературы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ЭТАП I. Организационный

Проверить готовность учащихся к уроку, психологическую настроенность на урок.

План урока на доске.

ЭТАП II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим урок обобщающего повторения по теме “Африка”. Изучая материк, мы использовали материал учебника, дополнительный материал, проводили викторину, работали с контурными картами, с тестами, готовили презентации по разным разделам.

Африка – первый материк, о котором узнают дети с детства. Еще не подозревая, что на свете есть Америка, что сами живут в Евразии, они уже знают, что “в Африке гориллы, в Африке большие, злые крокодилы”, что именно туда ездил лечить зверей добрый доктор Айболит. На вопрос, холодно в Африке или жарко, хором ответят правильно даже первоклассники.

“АФРИКА – неизлечимая страсть, вдохнешь пыль её красной земли -латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвратиться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд, сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение…”.

- Демонстрация слайдов.

Отправляемся к загадочному, манящему материку под названием “Африка” и постараемся увидеть и вспомнить все тайны этого континента.

Первое задание “Номенклатура”

Ваша задача верно расположить географические объекты, характеризующие географическое положение материка. Каждый правильно поставленный объект дает - 1 балл.

У интерактивной доски работает ученик.

Класс работает индивидуально по своим контурным картам.

А теперь прошу в таком же плане
Нанести моря и океаны,
Острова, заливы и проливы…
Ну смелее! Кто здесь непугливый?

После выполнения работы – самопроверка по правильным ответам на доске. Приложение 1.

Второе задание. Схема “Береговая линия Африки”

Индивидуальная работа по схеме, по окончанию проверка правильных ответов на доске. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Третье задание. Конкурс-загадка “Воды Африки”

От экватора до Средиземного моря несет свои воды…,даря влагу девяти государствам. Многие тысячелетия происхождение было загадкой для людей. (Нил)

В сердце Африки находится эта река. Она берет начало на плато Лунди, 300км. Течет по территории Анголы на запад, потом резко поворачивает на восток, делая петлю, заканчивает свой бег у Индийского океана. По мере того как воды…. приближаются к водопаду течение реки становится более стремительным и бурным. Грохот водопада слышен далеко вокруг. (Замбези)

В центре Африки расположен огромный бассейн….По площади занимает 2-е место после Амазонки. Свои воды несет в Атлантический океан. (Конго)

К какой реке стремился доктор Айболит? (Лимпопо)

Цветная река Африки. (Оранжевая)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

 

Четвертое задание Викторина: “Самые, самые, самые…”

Самое длинное озеро в мире ?

Самая высокая температура +58 градусов зафиксирована?

Самая высокая вершина материка?

Самый крупный водопад?

Самый большой остров у берегов?

Самый большой полуостров?

Самое мощное дерево саванн?

Самый быстрый хищник материка?

Самая крупная птица на материке?

Самый высокий народ?

Самые маленькие жители экваториальной Африки?

За каждый правильный ответ – 1 балл.

а) Древние египтяне поклонялись реке Нил как божеству. “Чудо” Нила заключалось в том, что жарким летом полноводная река пересекает горячие пески пустыни. Объясните причину “чуда” Нила. (За счет притока Голубого Нила, стекающего с Эфиопского нагорья)

б) Африканская длинноухая лиса. (Фенек)

в) Животные, поедающие больных и мертвых животных, называются санитарами, т.к. они препятствуют распространению болезней. Назовите санитара пустыни. (Гиена)

г) Тропическое дерево, плод которого величиной с огурец или небольшую дыню. (Манго)

д) Крупное африканское животное, у которого есть острое обоняние и слух, но слабое зрение. Несмотря на массивность, быстро бегает. (Носорог)

е) Редкое животное, открытое только в начале ХХ века. Обитает в тропических лесах бассейна реки Конго, родственник жирафа. (Окапи)

ж) Самое опасное насекомое лесов Африки. Их укус похож на укол раскаленной иглы. Ужаленное место немилосердно жжет несколько часов. (Красные термиты)

з) Средняя высота Африки 650 метров над уровнем моря. Назовите четыре наиболее высокие точки Африки, название которых начинается на букву “К”. (Кил…)

Не надо ни печки, ни дров
В песок бросил тесто и завтрак готов.

- Куда мы попали? (Пустыня Сахара)

Шестое задание Конкурс “ Что такое? Кто такой? ”

1. Алжир

2. Калахари

3. Финик

4. Конго

5. Сомали

6. Ливингстон

1. Нигер

2. Вельвичия

3. Туарег

4. Виктория

5. Гепард

6. Цеце

1. Баобаб

2. Ахаггар

3. Окапи

4. Пигмеи

5. Жираф

6. Замбези

1. Атлас

2. Килиманджаро

3. Папирус

4. Чад

5. Оазис

6. Саванна

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Седьмое задание Конкурс “Домашнее задание

Путешествие в природную зону.

Кроссворды.

Национальные парки Африки.

Приложение 2.

ЭТАП III.

1. Заключительное слово учителя.

Природа Африки удивительна и многообразна, но сегодня она испытывает, как и природа других материков, экологические проблемы глобального характера. Еще в X?X веке Африку представляли как материк девственной природы. Особенно большой ущерб был нанесен природе Африки европейскими колонизаторами.

Расчистка лесных массивов для различных хозяйственных нужд населения, и, прежде всего для ведения подсечно-огневого земледелия. Каждая африканская семья ежегодно расчищает новые земельные участки под пашню в среднем от 0,5га до 1га, уничтожая при этом леса. По этой причине было сведено ? площади лесов.

Ежегодно под посевы выжигается 3 млн.га леса. В Республике Кот-д’Ивуар на западе Африки подсечное земледелие за последнее десятилетие привело к сокращению лесного покрова на треть. Не лучшее положение и в соседних странах – Съерра-Леоне, Либерия, Камерун, Нигерия.

Использование населением древесины как топливо.

Дерево используется как топливо крестьянами всей Африки, которые не могут иметь более дорогие керосин и газ, и вынуждены все больше вырубать деревьев, опустошая местность вокруг деревень. В странах Сахеля – региона, отделяющего Сахару от саванн Западной Африки, для приготовления пищи и обогрева жилища ежегодно сжигается более 14млн.т. древесины и древесного угля. В Эфиопии энергетические потребности на 95% удовлетворяются за счет лесов. Крестьянки, за 10-15 км волокущие на спине вязанку дров для семейного очага,– одна из самых частых картин на африканских дорогах.

Увеличение экспорта древесины в развитые страны мира из-за коммерческих соглашений между развитыми капиталистическими странами Запада и развивающимися африканскими, которые предусматривают вывоз в страны Западной Европы необработанной древесины. За последние 100 лет, с момента активных лесозаготовок, в стране Конго практически полностью сведены леса на побережье Атлантического океана. Растут здесь, пользующиеся большим спросом на мировом рынке ценные породы деревьев: окуме, акажу, сапели. При современной интенсивной эксплуатации района, в которой принимают участие французские, швейцарские, алжирские, ливийские фирмы, его хватит на несколько десятков лет.

Площадь африканских лесов за 200 лет сократилась почти вдвое. Это привело к исчезновению или уменьшению редких видов животных и растений.

Не следует забывать, что тропические леса – это основная “фабрика по производству кислорода”. Здесь вырабатывается около трети кислорода, содержащегося в атмосфере, а, значит его количество будет уменьшаться на всей планете;

Влажные экваториальные леса очищают атмосферу от загрязнителей, уменьшают количество углекислого газа. Но сегодня, в результате вырубки лесов, количество углекислого газа увеличивается, что приводит к “парниковому эффекту”, а значит к потеплению климата на всей планете, что в свою очередь вызывает таяние ледников и ведет к повышению уровня воды в Мировом океане.

Уничтожение растительного покрова приводит к нарушению сезонного цикла дождей, пересыханию рек.

Гилея удерживает и сохраняет бедные и неустойчивые почвы. При сведении лесов почвы полностью будут разрушаться, превращаясь в пустыню.

Создание национальных парков – основное условие сохранения заповедных территорий, где остаётся нетронутой человеком природа – её животный мир. Национальные парки Африки, значение которых трудно переоценивать, посещают теперь не только иностранные туристы, но и сами африканцы, особенно школьники и студенты. Национальные парки сохраняют природу, служат естественными научно-исследовательскими лабораториями для проведения важнейших наблюдений.

2. Подведение итогов урока.

Вспомнить цели и задачи, которые были определены на этапе планирования работы. Удалось ли их выполнить?

Учащиеся считают количество заработанных баллов. Учитель оценивает работу отдельных учеников.

Домашнее задание. & 29 Влияние человека на природу.

Список литературы

  1. Викисклад: Атлас: Африка.
  2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т.и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Africana.ru — портал об Африке.