Цель урока: учить передавать содержание текста, не искажая событий, о которых сообщалось в содержании произведения.
Задачи урока:
- Образовательная: учить детей воспроизводить содержания произведения при ответах на вопросы.
- Развивающая: развивать внимание, память, словарный запас.
- Коррекционная: корригировать устную речь учащихся (последовательно и связно высказывать мысль).
- Воспитательная: воспитывать речевую активность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: карточки для самостоятельной работы «Сравнительная характеристика героев», фрагмент художественного фильма «Кавказский пленник» киностудии «Грузия-фильм», 1975 год, режиссёр – Георгий Калатозишвили (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.).
Речевой материал: бешмет, мечеть, чалма.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята. Садитесь.
– Кто сегодня дежурный в классе? На уроке
присутствуют все?
– Проверьте наличие всех принадлежностей к
уроку.
– Сейчас сделайте глубокий вдох и медленно
выдохните.
– Мы начинаем наш урок.
II. Актуализация опорных знаний
2.1.Проверка домашнего задания – фронтальный опрос учащихся.
– Какое произведение мы изучаем? («Кавказский
пленник»)
– Кто автор этого произведения? (Л.Н. Толстой)
– К какому жанру относится это произведение? (Рассказ-быль)
– Где происходят действия произведения? (На
Кавказе)
– Какие военные событии описываются в
рассказе? (Война русской армии с горскими
народами)
– Как зовут главных героев произведения? (Жилин
и Костылин)
– Кто такие – Жилин и Костылин? (Офицеры
русской армии)
– Что с ними произошло? (Жилин и Костылин
попали в плен к татарам)
– Подтвердите словами из текста, что Жилин не
знал о том, что Костылин тоже попал в плен?
(стр.114 – 115, последний абзац «… Так и ахнул Жилин,
….»)
– Почему Жилин, был удивлен, увидев Костылина
в плену? (Жилин считал, что Костылин спася,
бросив его при нападении на них татар)
– Что требовали татары у офицеров? (Чтобы
офицеры написали письма домой и попросили деньги
для выкупа)
– Сколько потребовали выкуп за Костылина? (Пять
тысяч)
– Подтвердите словами из текста, что Костылин
согласился. (стр. 115, « – Вот, говорит Жилину, ты
всё серчаешь…»)
– Сколько потребовали татары у Жилина? (Три
тысячи)
– Согласился Жилин на такую сумму? (Нет)
– Зачитайте, как Абдул отреагировал на торг с
Жилиным? (стр. 115, «Помолчали. Вдруг как вскочит
Абдул, …)
– Написал ли письмо домой Жилин? (Да написал, а
адрес написал неверный)
– Почему адрес написал неверный? (Заботился о
матери и думал о побеге)
2.2. Постановка темы и цели урока
– Как вы думаете над чем мы будем сегодня
работать? (Тема урока Л.Н.Толстой «Кавказский
пленник», III часть)
– Верно, тема урока Л.Н.Толстой
«Кавказский пленник», III часть.
– Цель нашего урока – понять
содержание III части и учиться передавать
содержание близко к тексту при ответах на
вопросы.
– Сегодня на уроке прочитаем
содержание III части произведения, ответим на
вопросы, продолжим просмотр художественного
фильма «Кавказский пленник».
– На партах у каждого из вас лежат листы с критериями
для оценивания своей работы на уроке. Прочитайте,
за какие виды работ будете себя оценивать. За
каждый вид работы вы ставите себе оценку, в конце
урока выведем общую оценку.
Критерии оценивания.
Формы работы |
Отметка | Итог | ||||
Полный правильный ответ на вопрос | ||||||
Дополнение ответа учащегося | ||||||
Чтение содержания III части вслух | ||||||
Самостоятельная работа (сравнительная характеристика) |
– Прежде чем я начну читать III часть, вспомним, что на примере главных героев мы учимся тому, как нужно правильно поступать в жизни.
III. Изучение нового материала – знакомство с содержанием произведения
3.1. Чтение содержания III части произведения
– В тексте нам встретятся новые слова
– бешмет, мечеть, чалма.
– Ребята, кто-нибудь из вас знает значение этих
слов?
– А сейчас, откройте учебник на странице 118.
Найдите значение новых слов.
Прочитайте.
– Сейчас мы начнем читать главу и ответим на
вопрос: «Чего добивался Жилин в плену?»
3.2. Чтение III части учителем и учащимися.
3.3. Ответы учащихся на вопрос «Чего добивался Жилин в плену?»
3.4. Итог этапа
– Мы с вами прочитали содержание III части произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Кто читал вслух, поставьте себе оценки в листах оценивания. И мы продолжаем урок.
Релаксация
IV. Закрепление изученного материала – работа по содержанию части произведения.
4.1. Работа над осмыслением текста – фронтальный опрос учащихся
– Сейчас мы с вами поработаем над пониманием
содержанием этой части. Я буду задавать вам
вопросы по содержанию, а вы должны отвечать
полным ответом.
– Как татары относились к Жилину? (Дружелюбно,
с доверием, с уважением)
– Чем завоевал он доверие жителей аула? (Мастерил,
даже пытался лечить)
– Все ли татары относились дружелюбно? (Нет)
– Почему старый татарин хотел убить русских?
Найдите это в тексте. (стр. 118, последний абзац,
«Это большой человек был! ... »).
– Как вы думаете для чего нужно было Жилину
доверие жителей? (Жилин планировал побег)
– Докажите, что Жилин не смирился с жизнью в
плену? (стр. 117, «А сам всё ходит высматривает
…»)
– Найдите в тесте строчки, из которых мы узнаем,
что Жилин очень любил мать. (стр. 116, «Где, –
думает – матери столько денег взять, …»)
– Как Жилин завоевал доверие Дины? (Слепил
куклу.)
– Как вы считает можно ли назвать отношения
между Жилиным и Диной – дружбой? (Да)
– Почему вы так думаете? (Потому что Дина стала
заботиться о Жилине)
– Что главного произошло в этой части с Жилиным? (Жилин
завоевал доверие татар и Дины)
– Для чего добивался Жилин доверия у татар? (Жилин
готовил побег)
4.2. Просмотр фрагмента художественного фильма (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)
– Ребята, а сейчас мы посмотрим фрагмент художественного фильма «Кавказский пленник». При просмотре фрагмента фильма обратите внимание на поведение главных героев в плену. Запомните эти моменты, вам это будет нужно в дальнейшей работе на уроке.
4.3. Работа по характеристикам героев – работа в парах
– Вы посмотрели фрагмент фильма. Запомнили, как
вели себя пленники? (Да)
– На столах у каждого из вас лежат листы с
характеристиками героев. Продолжаем работу по
составлению характеристик героев. Найдите в
тексте описание поведения пленников и запишите
словами в раздел таблицы «Поведение героев в
плену».
Л.Н. Толстой « Кавказский пленник»
Сравнительная характеристика героев.
Ф.И. учащегося_____________________________________________________
Жилин | Костылин | |
Главные герои произведения | ||
Поведение главных героев во время нападения татар | ||
Поведение героев в плену у татар | ||
Поведение героевво время побега |
4.4. Проверка ответов учащихся:
Жилин – (стр. 117, «А сам всё ходит
высматривает, выпытывает, как ему убежать. На
всякое рукоделие мастером был.»)
Костылин – (стр. 116, «По целым дням сидит в сарае
и считает дни, когда письмо придет или спит.»)
Не забываем оценивать свою работу на уроке.
V. Итог урока
5.1. Фронтальный опрос
– Вот и заканчивается наш урок. Какая
тема сегодняшнего урока? (III часть рассказа
Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»)
– Верно, мы читаем с вами рассказ
«Кавказский пленник».
– Скажите, что вы узнали нового на уроке о
Жилине и Костылине? (Жилин готовился к побегу, а
Костылин надеялся на выкуп).
– Скажите, как можно назвать эти черты характера
героев? (Жилин – решительный,
целеустремленный, наблюдательный. Костылин –
безвольный, слабохарактерный, ленивый)
5.2. Рефлексия
– Подумайте и скажите, что вам на уроке
понравилось, а что не понравилось.
– На следующем уроке мы узнаем с вами начал ли
Жилин осуществлять свой план побега.
5.3. Домашнее задание
I вариант – озаглавить III часть.
II вариант – ответить на вопросы в конце главы.
III вариант – стр. 116 – 118 , выразительное чтение.
5.4. Оценивание учащихся
Самооценивание.
Взаимооценивание.
Оценивание учителем.
– Ребята, я думаю, рассказ «Кавказский пленник» никого не оставит равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям. Спасибо за вашу работу на уроке. Урок окончен.