Урок чтения и развития речи по теме "Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". 7-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 7


Цель урока: учить передавать содержание текста, не искажая событий, о которых сообщалось в содержании произведения.

Задачи урока:

  • Образовательная: учить детей воспроизводить содержания произведения при ответах на вопросы.
  • Развивающая: развивать внимание, память, словарный запас.
  • Коррекционная: корригировать устную речь учащихся (последовательно и связно высказывать мысль).
  • Воспитательная: воспитывать речевую активность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: карточки для самостоятельной работы «Сравнительная характеристика героев», фрагмент художественного фильма «Кавказский пленник» киностудии «Грузия-фильм», 1975 год, режиссёр – Георгий Калатозишвили (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.).

Речевой материал: бешмет, мечеть, чалма.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята. Садитесь.
– Кто сегодня дежурный в классе? На уроке присутствуют все?
– Проверьте наличие всех принадлежностей к уроку.
– Сейчас сделайте глубокий вдох и медленно выдохните.
– Мы начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний

2.1.Проверка домашнего задания – фронтальный опрос учащихся.

– Какое произведение мы изучаем? («Кавказский пленник»)
– Кто автор этого произведения? (Л.Н. Толстой)
– К какому жанру относится это произведение? (Рассказ-быль)
– Где происходят действия произведения? (На Кавказе)
– Какие  военные событии описываются в рассказе? (Война русской армии с горскими народами)
– Как зовут главных героев произведения? (Жилин и Костылин)
– Кто такие – Жилин и Костылин? (Офицеры русской армии)
– Что с ними произошло? (Жилин и Костылин попали в плен к татарам)
– Подтвердите словами из текста, что Жилин не знал о том, что Костылин тоже попал в плен? (стр.114 – 115, последний абзац «… Так и ахнул Жилин, ….»)
– Почему Жилин, был удивлен,  увидев Костылина в плену? (Жилин считал, что Костылин спася, бросив его при нападении на них татар)
– Что требовали татары у офицеров? (Чтобы офицеры написали письма домой и попросили деньги для выкупа)
– Сколько потребовали выкуп за Костылина? (Пять тысяч)
– Подтвердите словами из текста, что Костылин согласился. (стр. 115, « – Вот, говорит Жилину, ты всё серчаешь…»)
– Сколько потребовали татары у Жилина? (Три тысячи)
– Согласился Жилин на такую сумму? (Нет)
– Зачитайте, как Абдул отреагировал на торг с Жилиным? (стр. 115, «Помолчали. Вдруг как вскочит Абдул, …)
– Написал ли письмо домой Жилин? (Да написал, а адрес написал неверный)
– Почему адрес написал неверный? (Заботился о матери и думал о побеге)

2.2. Постановка темы и цели урока

– Как вы думаете над чем мы будем сегодня работать? (Тема урока Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», III часть)
– Верно, тема урока Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», III часть.
Цель нашего  урока – понять содержание III части и учиться передавать содержание близко к тексту при ответах на вопросы.
Сегодня на уроке прочитаем содержание III части произведения, ответим на вопросы, продолжим просмотр художественного фильма «Кавказский пленник».
– На партах у каждого из вас лежат листы с критериями для оценивания своей работы на уроке. Прочитайте, за какие виды работ будете себя оценивать. За каждый вид работы вы ставите себе оценку, в конце урока выведем общую оценку.

Критерии оценивания.

Формы работы

Отметка Итог
Полный правильный ответ на вопрос            
Дополнение ответа учащегося            
Чтение содержания III части вслух            
Самостоятельная работа (сравнительная характеристика)            

– Прежде чем я начну читать III часть, вспомним, что на примере главных героев мы учимся тому, как нужно правильно поступать в жизни.   

III. Изучение нового материала – знакомство с содержанием произведения

3.1. Чтение содержания III части произведения

– В тексте нам встретятся новые слова – бешмет, мечеть, чалма.
– Ребята, кто-нибудь из вас знает значение этих слов?
– А сейчас, откройте учебник на странице 118. Найдите значение новых слов.
Прочитайте.
– Сейчас мы начнем читать главу и ответим на вопрос: «Чего добивался Жилин в плену?»

3.2. Чтение III части учителем и учащимися.

3.3. Ответы учащихся на вопрос «Чего добивался Жилин в плену?»

3.4. Итог этапа

– Мы с вами прочитали содержание III части произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Кто читал вслух, поставьте себе оценки в листах оценивания. И мы продолжаем урок.

Релаксация

IV. Закрепление изученного материала – работа по содержанию части произведения.

4.1. Работа над осмыслением текста – фронтальный опрос учащихся

– Сейчас мы с вами поработаем над пониманием содержанием этой части. Я буду задавать вам вопросы по содержанию, а вы должны отвечать полным ответом.
– Как татары относились к Жилину? (Дружелюбно, с доверием, с уважением)
– Чем завоевал он доверие жителей аула? (Мастерил, даже пытался лечить)
– Все ли татары относились дружелюбно? (Нет)
– Почему старый татарин хотел убить русских? Найдите это в тексте. (стр. 118, последний абзац, «Это большой человек был! ... »).
– Как вы думаете для чего нужно было Жилину доверие жителей? (Жилин планировал побег)
– Докажите, что Жилин не смирился с жизнью в плену? (стр. 117, «А сам всё ходит высматривает …»)
– Найдите в тесте строчки, из которых мы узнаем, что Жилин очень любил мать. (стр. 116, «Где, –  думает – матери столько денег взять, …»)
– Как Жилин завоевал доверие Дины? (Слепил куклу.)
– Как вы считает можно ли назвать отношения между Жилиным и Диной – дружбой? (Да)
– Почему вы так думаете? (Потому что Дина стала заботиться о Жилине)
– Что главного произошло в этой части с Жилиным? (Жилин завоевал доверие татар и Дины)
– Для чего добивался Жилин доверия у татар? (Жилин готовил побег)

4.2. Просмотр фрагмента художественного фильма (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

– Ребята, а сейчас мы посмотрим фрагмент художественного фильма «Кавказский пленник». При просмотре фрагмента фильма обратите внимание на поведение главных героев в плену. Запомните эти моменты, вам это будет нужно в дальнейшей работе на уроке.

4.3. Работа по характеристикам героев – работа в парах

– Вы посмотрели фрагмент фильма. Запомнили, как вели себя пленники? (Да)
– На столах у каждого из вас лежат листы с характеристиками героев. Продолжаем работу по составлению характеристик героев. Найдите в тексте описание поведения пленников и запишите словами в раздел таблицы «Поведение героев в плену».

Л.Н. Толстой « Кавказский пленник»
Сравнительная характеристика героев.
Ф.И. учащегося_____________________________________________________

  Жилин Костылин
Главные герои произведения    
Поведение главных героев во время нападения татар    
Поведение героев в плену у  татар    
Поведение героевво время побега    

4.4. Проверка ответов учащихся:

Жилин – (стр. 117, «А сам всё ходит высматривает, выпытывает, как ему убежать. На всякое рукоделие мастером был.»)
Костылин – (стр. 116, «По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет или спит.»)

Не забываем оценивать свою работу на уроке.

V. Итог урока

5.1. Фронтальный опрос

Вот и заканчивается наш урок. Какая тема сегодняшнего урока? (III часть рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»)
Верно, мы читаем с вами рассказ «Кавказский пленник».
– Скажите, что вы узнали нового на уроке  о Жилине и Костылине? (Жилин готовился к побегу, а Костылин надеялся на выкуп).
– Скажите, как можно назвать эти черты характера героев? (Жилин – решительный, целеустремленный, наблюдательный. Костылин – безвольный, слабохарактерный, ленивый)

5.2. Рефлексия

– Подумайте и скажите, что вам на уроке понравилось, а что не понравилось.
– На следующем уроке мы узнаем с вами начал ли Жилин осуществлять свой план побега.

5.3. Домашнее задание

I вариант – озаглавить III часть.
II вариант – ответить на вопросы в конце главы.
III вариант – стр. 116 – 118 , выразительное чтение.

5.4.  Оценивание учащихся

Самооценивание.
Взаимооценивание.
Оценивание учителем.

– Ребята, я думаю, рассказ «Кавказский пленник» никого не оставит равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям. Спасибо за вашу работу на уроке. Урок окончен.