Урок чтения для детей со сложным дефектом. 2-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 2


Задачи:

  • овладение элементарными навыками чтения
  • учить составлятьи читать слоги прямые и обратные
  • развивать фонематический слух, умения поднимать руку при ответе, отвечать на вопрос, соблюдая поочередность, читать и составлять слоги слева направо
  • корригировать слуховое , зрительное, тактильное восприятие, внимание, артикуляционный аппарат
  • воспитывать умения сознательно соблюдать дисциплину.

Оборудование: стаканчики и трубочки двух цветов, вода, иллюстрация санок и мальчика в зимней одежде, карточки с отдельными элементами букв, рабочие карточки на каждого ученика «Допиши букву», «Звуковички», слоговые таблицы двух видов, вырезанные буквы из различного материала, цветные кубики с буквами, «волшебный» мешочек.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ритуал приветствия.
– Здравствуй, Андрей! (Здравствуйте, Елена Владимировна!)
Таким образом учитель приветствует учеников, а ученики учителя.
– Сейчас урок чтения.
– Чему учимся на уроке чтения? (Учим буквы, учимся читать.)

2. Развитие артикуляционного аппарата.

1) Дыхательная гимнастика

Игра «Буль-бульки»

Дети выбирают по заданию учителя 2 стаканчика, разных по цвету. В один стаканчик (зеленый) наливаю много воды, а в другой (белый) – чуть-чуть. В стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – сильно. Задача ребенка так играть в буль-бульки, чтобы не пролить воду. Обязательно обратить внимание ребенка на слова: слабо – сильно, много – мало воды, цвет стаканчика и трубочки.

2) Артикуляционная гимнастика

– часики (язык)
– змейка (язык)
– варенье (губы)
– акула (челюсть)

3) Скороговорка

С горки Саня едет на санях,
А в горку сани едут на сане.

(Читающий Андрей читает самостоятельно после прочтения учителя.)

– Как зовут мальчика?
– Где ехал Саня?
– На чем ехал Саня?

(Ответы детей сопровождаются картинками на доске. После объяснения,  дети сами передвигают картинки,  и повторяют скороговорку вместе с учителем.)

– А чтобы в горку подняться, нужно еще поработать – поднять санки в горку.
– Кто сам санки поднимает?

3. Основная часть

1) Графический образ буквы.

– Я тоже каталась на санках и у меня все буквы рассыпались. Помогите мне узнать их.

(На карточках показываю элементы букв, а дети рассказывают стишок и показывают на пальчиках букву.)

Палочка, палочка – посредине галочка – М
Эту букву узнать легко, она похожа на колесо – О
Два столба наискосок посредине поясок – А
Эта буква похожа на сучок – У
Полумесяц в небе темном буквой С повис над домом – С

2) Индивидуальные карточки. – буквы

На листе бумаги написаны элементы букв. Дети должны узнать и дописать каждую букву.

– Скажите, что такое буква? (Букву мы видим и пишем.)

3) Звуки

– Предлагаю сходить в гости к звуковичкам.

(Дети выбирают звуковичка, показывают артикуляцию, поют любимую песенку. Если песенка не получается, просто издают звук.)

– Почему не все звуковички поют песенку?
– Кто живет в красном домике?
– Как они называются?
– Кто живет в синем домике?
– Как они называются?
– Что же такое звуки?

4) Игра «Волшебный мешочек.»

– Поверните мешочек так, чтобы на вас смотрела цифра 2. Угадайте на ощупь какая буква спряталась?
– Первым угадал… вторым угадал… третьим угадал…  Молодцы!
– Теперь поверните мешочек так, чтобы на вас смотрела цифра 3. (Проделать ту же работу.)

5) Чтение слогов.

Читающий ученик читает вслух самостоятельно по слоговой таблице.
Другие ученики читает с доски с учителем.

6) Составление и чтение слогов.

– Выберите понравившиеся 2 кубика одного цвета. (Читающему ученику дать 3 кубика)
– Соблюдая очередность подкинуть кубики, правильно развернуть буквы и прочитать слоги.

4. Итог

– Сегодня лучше всех за партой сидел…
– Быстрее всех составлял и читал слоги…
– Со всеми заданиями справился…

Приложение 1