Задачи:
- овладение элементарными навыками чтения
- учить составлятьи читать слоги прямые и обратные
- развивать фонематический слух, умения поднимать руку при ответе, отвечать на вопрос, соблюдая поочередность, читать и составлять слоги слева направо
- корригировать слуховое , зрительное, тактильное восприятие, внимание, артикуляционный аппарат
- воспитывать умения сознательно соблюдать дисциплину.
Оборудование: стаканчики и трубочки двух цветов, вода, иллюстрация санок и мальчика в зимней одежде, карточки с отдельными элементами букв, рабочие карточки на каждого ученика «Допиши букву», «Звуковички», слоговые таблицы двух видов, вырезанные буквы из различного материала, цветные кубики с буквами, «волшебный» мешочек.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ритуал приветствия.
– Здравствуй, Андрей! (Здравствуйте, Елена
Владимировна!)
Таким образом учитель приветствует учеников, а
ученики учителя.
– Сейчас урок чтения.
– Чему учимся на уроке чтения? (Учим буквы,
учимся читать.)
2. Развитие артикуляционного аппарата.
1) Дыхательная гимнастика
Игра «Буль-бульки»
Дети выбирают по заданию учителя 2 стаканчика, разных по цвету. В один стаканчик (зеленый) наливаю много воды, а в другой (белый) – чуть-чуть. В стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – сильно. Задача ребенка так играть в буль-бульки, чтобы не пролить воду. Обязательно обратить внимание ребенка на слова: слабо – сильно, много – мало воды, цвет стаканчика и трубочки.
2) Артикуляционная гимнастика
– часики (язык)
– змейка (язык)
– варенье (губы)
– акула (челюсть)
3) Скороговорка
С горки Саня едет на санях,
А в горку сани едут на сане.
(Читающий Андрей читает самостоятельно после прочтения учителя.)
– Как зовут мальчика?
– Где ехал Саня?
– На чем ехал Саня?
(Ответы детей сопровождаются картинками на доске. После объяснения, дети сами передвигают картинки, и повторяют скороговорку вместе с учителем.)
– А чтобы в горку подняться, нужно еще
поработать – поднять санки в горку.
– Кто сам санки поднимает?
3. Основная часть
1) Графический образ буквы.
– Я тоже каталась на санках и у меня все буквы рассыпались. Помогите мне узнать их.
(На карточках показываю элементы букв, а дети рассказывают стишок и показывают на пальчиках букву.)
Палочка, палочка – посредине галочка – М
Эту букву узнать легко, она похожа на колесо – О
Два столба наискосок посредине поясок – А
Эта буква похожа на сучок – У
Полумесяц в небе темном буквой С повис над домом
– С
2) Индивидуальные карточки. – буквы
На листе бумаги написаны элементы букв. Дети должны узнать и дописать каждую букву.
– Скажите, что такое буква? (Букву мы видим и пишем.)
3) Звуки
– Предлагаю сходить в гости к звуковичкам.
(Дети выбирают звуковичка, показывают артикуляцию, поют любимую песенку. Если песенка не получается, просто издают звук.)
– Почему не все звуковички поют песенку?
– Кто живет в красном домике?
– Как они называются?
– Кто живет в синем домике?
– Как они называются?
– Что же такое звуки?
4) Игра «Волшебный мешочек.»
– Поверните мешочек так, чтобы на вас смотрела
цифра 2. Угадайте на ощупь какая буква спряталась?
– Первым угадал… вторым угадал… третьим
угадал… Молодцы!
– Теперь поверните мешочек так, чтобы на вас
смотрела цифра 3. (Проделать ту же работу.)
5) Чтение слогов.
Читающий ученик читает вслух самостоятельно
по слоговой таблице.
Другие ученики читает с доски с учителем.
6) Составление и чтение слогов.
– Выберите понравившиеся 2 кубика одного цвета.
(Читающему ученику дать 3 кубика)
– Соблюдая очередность подкинуть кубики,
правильно развернуть буквы и прочитать слоги.
4. Итог
– Сегодня лучше всех за партой сидел…
– Быстрее всех составлял и читал слоги…
– Со всеми заданиями справился…