Следующий материал представляет собой концепцию курса «Страноведение Великобритании», который был разработан для учащихся 5-6 классов гимназии.
В настоящее время дополнительное изучение материалов по страноведению является актуальным, поскольку в программах общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев предмет «Страноведение Великобритании» отсутствует. Также рекомендованными учебными программами не предусмотрено изучение отдельных тем по страноведению в рамках школьной программы. В лучшем случае, вопросы, имеющие отношение к страноведению, поверхностно освещаются в текстах, связанных с темами «Путешествия», «Достопримечательности» и т.п. Однако современные условия ставят перед учителем новые задачи:
- Ученик может столкнуться с вопросами страноведческого характера на олимпиадах по иностранному языку, наряду с заданиями по лексике, грамматике, чтению и аудированию. И практика показывает, что именно такие страноведческие вопросы, в связи с их слабым освещением в рамках учебной программы, могут вызвать трудности у учащегося, хорошо подготовленного к заданиям по другим критериям.
- Кроме того, нельзя исключать наличие вопросов, так или иначе имеющих отношение к страноведению, в будущем и в итоговых государственных экзаменах по иностранному языку.
- Знание обычаев, традиций и культуры той или иной страны является неотъемлемой частью кругозора современного образованного человека.
- Наличие тесных связей между странами также ставит перед школьной программой новые задачи. Знание национальных особенностей, культуры, традиций и обычаев той или иной страны может быть полезно, а порой даже необходимо, во время путешествия в эту страну.
- Освещение вопросов, связанных с культурой и историей страны изучаемого языка, стимулирует интерес к изучению самого языка, ставит перед учащимся новые, интересные цели.
- Освящение вопросов истории развития языка в рамках курса «Страноведение» помогает учащимся по другому взглянуть и понять те или иные лексические и грамматические особенности языка.
Задачи курса «Страноведение»
Курс «Страноведение» состоит из двух частей и рассчитан на включение в программу изучения английского языка в 5 классе (1 часть) и 6 классе (2 часть). Выбор возраста учащихся обусловлен тем, что в старших классах в связи с усложнением программ по английскому языку и другим предметам предоставление дополнительного материала в большом объеме представляется более сложным и несет в себе дополнительную нагрузку на учащихся. Данный курс также может проводиться с учащимися 7-8 классов в случае, если учитель считает это целесообразным. Несомненно, с окончанием курса изучение страноведческого материала не заканчивается. При прохождении основного учебного материла в дальнейшем у учителя будет регулярно возникать возможность делать ссылки на изученный материал, тем самым закрепляя информацию, а также давать соответствующий, уже ранее изученный материал, на английском языке, поскольку уровень знаний учащихся будет позволять это сделать.
В первом курсе «Страноведение Великобритании. Часть 1» учащиеся знакомятся:
- с историей Великобритании;
- с географией Великобританией;
- с государственными символами Великобритании;
- с праздниками, традициями и обычаями Великобритании.
Во втором курсе «Страноведение Великобритании. Часть 2» задачей является освещение следующих тем:
- Политическое устройство
- Содружество
- Церковь и вероисповедание
- Жизнь в обществе
- Британские фамилии
- История английского языка
Немаловажным является выявление межпредметных связей:
1. Курс «Страноведение Великобритании»
помогает расширить кругозор и углубить знания в
области истории, не только Великобритании, но и
Европы в целом, поскольку рассмотрение вопроса
заселения Британских островов непосредственно
охватывает вопрос переселения народов и войн в
Европе в древнем мире и в средние века.
2. Прослеживается связь курса «Страноведения» с
курсом МХК, в части обычаев и культуры
Великобритании.
3. Курс «Страноведение» связан с предметом
«География» и помогает более детально изучить
физическую географию Британских островов.
4. Очень важной является глава по истории
английского языка. Материал главы позволяет
познакомить учащихся не просто с историей
развития английского языка как таковой, но и
через конкретные темы по-другому взглянуть на
следующие вопросы:
- Вопросы заимствований слов. Этот материал позволяет еще раз изучить, но уже с другого ракурса, вопросы переселения народов в древние и средние века, что позволяет наглядно закрепить материал, который учащиеся проходят в курсе истории Западной Европы. Здесь интересной представляется связь с предметами «Французский язык» и «Немецкий язык» в плане интерференции языков при их развитии.
- Изучение изменений звукового состава слова, морфологии и синтаксиса на протяжении веков позволяет объяснить учащимся такие важные вопросы по грамматике современного языка как прямой порядок слов в предложении, происхождение омонимичных форм множественного числа имен существительных, исключения при образовании наречий и других явлений.
Изучение данных вопросов позволит учащимся по-другому взглянуть на правила по грамматике и легко их запомнить.
Форма курса
Курс «Страноведение Великобритании» был разработан на русском языке с включением в текст английского наименования эквивалента имен собственных и основных данных. Выбор русского языка был обусловлен тем, что учащиеся 5-6 классов не обладают достаточным запасом лексики для освоения этой тематики на английском языке, и использование исключительно английского языка привело бы к возникновению языковых трудностей, в результате чего часть учащихся могла бы потерять интерес к данной теме, часть информации могла быть потеряна или не правильно истолкована, а также невозможно было бы охватить вопросы в большом объеме, так как чтение на иностранном языке заняло бы намного больше времени.
В то же время, основные данные и имена собственные дублируются английским эквивалентом. Это позволяет учащимся «впитать» в себя атмосферу темы, а также в контексте выучить новые лексические единицы и имена собственные на английском языке. Успешное выполнение заданий финальной викторины, которые учащиеся должны выполнять с использованием английских эквивалентов, показало отсутствие недостатков при выборе русского языка для этого курса.
Курс «Страноведение» изучается в сетке часов предмета «Английский язык. В конце каждой темы предлагаются проверочные вопросы и интересные задания, которые помогают проверить и закрепить знания и подготовить учащихся к викторине по страноведению.
Каждый учитель имеет возможность выстраивать свои занятия в рамках этого курса самостоятельно, с учетом особенностей своей группы и задач урока, но при этом дата окончания курса является единой для всех групп параллели в связи с проведением финальной викторины.
Также материалы курса могут быть предложены для внеклассных занятий, например, в форме кружка.
При подготовке информационных раздаточных материалов для учащихся автор использовал материалы из учебников и книг, приведенных в списке литературы к этой статье:
Викторина по страноведению
Итогом каждой части курса «Страноведение
Великобритании» является проведение викторины.
Викторина для 5 класса проводится в 2 этапа. В
первом туре задания делятся на две группы:
письменные и устные. Письменные задания
выполняются полностью на английском языке.
Устные задания выполняются устно, с обязательным
предоставлением английского эквивалента имен
собственных и основных данных. Во втором туре все
задания выполняются письменно на английском
языке.
Викторина для 6 класса проводится в один этап. Все
задания для 6 класса - письменные и
выполняются полностью на английском языке.
В викторине принимают участие все группы в их полном составе.
В приложении вы можете найти следующие материалы:
Приложение 1 «Задания для закрепления материала»
Приложение 2 «Материалы викторины, 1 часть» для 5 класса
Приложение 3 «Материалы викторины, 2 часть» для 6 класса
Список литературы:
- Аракин В.Д. История английского языка: Учебное пособие/Под ред. М.Д. Резвецовой. – 3-е изд.,испр. – М.:Физматлит, 2009. – 304 с.
- Голицынский Ю.Б. Великобритания: Пособие по страноведению – СПб.: КАРО, 2008. - 480 с.
- Нестерова Н.М. Страноведение: Великобритания – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 368 с.
- Ощепкова В.В., Шустилова И.И. О Британии кратко: Книга для чтения на англ.яз. – М.: Ин. Язык; КДУ, 2007. – 256 с.
- Письменная О.А. Окна в англоязычный мир (история, география, социальные аспекты, языковая ситуация). – М.: ООО «ИП Логос», 2005. – 544 с.
- T. Wood The Ladybird Book of British History – Ladybird Books Ltd.