Урок знакомства с окружающим миром по теме "Март-капельник". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Учебник “Окружающий мир” под ред. Н.Ф.Виноградовой.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-путешествие по весеннему лесу.

Технологии: развивающие, информационно-коммуникативные, игровая, здоровьесберегающая.

Форма организации работы: фронтальная, парная.

Цели и задачи урока:

  • обучающие: познакомить детей с основными весенними изменениями в природе, показать взаимосвязь изменений в неживой природе с изменениями в жизни животных и птиц; дать объяснение понятия “март-капельник”;
  • развивающие: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление и речь обучающихся; развивать воображение и творческие способности детей;
  • воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитывать любовь к другим людям через уважение, взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые.

Оборудование: РМ учителя, мультимедийное оборудование, раздаточный материал (карточки и кроссворд для парной работы), портрет П.И.Чайковского, картинка “Капелька”, капельки разного цвета для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты.
На уроке не зеваем,
На вопросы отвечаем.

- Все садимся и настраиваемся на хорошую работу. Если на уроке всё у нас получится, то в конце вас ждёт сюрприз.

2. Вводно-мотивационная часть. Повторение ранее изученного.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

- Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении Алексея Плещеева? А как вы догадались, что о весне?

- Как и все времена года весну составляют три месяца. Бывает весна ранняя. Назовите первый её месяц. Назовите второй весенний месяц. А какой месяц весну заканчивает? (На доске -табличка с названиями весенних месяцев)

- Каждый месяц хорош по-своему и отличается от других. В народе их даже называют по-разному. Но мы сегодня поговорим только об одном из них. А о каком, вы попробуете определить сами.

3. Включение в систему знаний. Определение темы урока.

- Прислушайтесь к звучанию весенней природы. Закройте глаза и попробуйте услышать в музыке звуки весны.

Слайд 1 (звучит композиция П.И.Чайковского “Март”). Презентация

- Понравилась музыка? Расскажите, какие “звуки весны” вы услышали? (Пение птиц, журчание ручья и т.д.)

- Великий русский композитор П.И.Чайковский сочинил эту весеннюю мелодию в цикле “Времена года” и назвал её “Март” (портрет композитора).

- А художники Исаак Левитан и Константин Юон изобразили мартовское солнце в своих картинах.

Слайд 2 (картины “Март” и “Мартовское солнце”. Посмотрите на них и расскажите, как меняется погода в марте).

- Вы уже догадались, о каком весеннем месяце мы будем говорить на уроке?

- А ещё вы узнаете, почему в народе март называют кАпельником.

4. Актуализация знаний.

- Мы отправляемся в путешествие по весеннему лесу. А кто поможет нам совершить это увлекательное путешествие, вы догадаетесь, отгадав загадку.

Только за окошком попустил мороз,
Потекли сосульки бусинками слёз.
Ну, а ты, дружочек, отвечай теперь.
Под моим окошком что звенит? (Капель)

- А что такое капель?

Слайд 3 (звуки капели)

- Вот мы и отправляемся в лес с одной из таких капелек (рисунок на доске).

- Весной в лесу можно услышать не только звуки капели, но и разные новости. Капелька предлагает вам открыть учебники на стр.56 и узнать эти новости.

Слайд 4 (ранняя весна)

5. Первичное восприятие и усвоение нового материала.

- Скажите, как же меняется в марте жизнь животных? (Появляются детёныши у лисы, медведь начинает просыпаться)

- Да, март последний месяц медвежьего сна. Сквозь сон он уже слышит, что происходит вокруг. А кто ещё просыпается от зимнего сна? (Ёжик, барсук)

- Давайте послушаем, о чём разговаривают медведь и барсук, чего они боятся весной.

Слайд 5 (барсук и медведь)

Инсценирование сказки Н.Сладкова “Барсук и Медведь” заранее подготовленными учениками.

- Почему же звери начинают просыпаться? (Становится теплее, появляется еда)

- Капелька устала и предлагает вам отдохнуть вместе с ней и лесными обитателями.

6. Динамическая пауза.

Слайд 6 (лиса и заяц)

Зайцы утром рано встали.
Весело в лесу играли (прыжки на месте).
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Потягивания, руки вперёд)
Тянет лисонька свой нос. (Тянут голову вверх)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки)
Тренировки помогают,
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса грустно смотрит в небеса. (Потягивания)

Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох, выдох)

Садится, отдыхает.

- А мы с Капелькой идём дальше по весеннему лесу.

Слайд 7 (лес и звуки птиц)

7. Самостоятельное использование полученных знаний.

- Чьи это голоса слышны в лесу? (Пение птиц)

- А почему голоса птиц с каждым днём всё слышнее и звонче?

(Они возвращаются с тёплых стран)

- Капелька предлагает вам узнать, какие птицы прилетают первыми.

Всех прилётных птиц черней.
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица….(грач)

Слайд 8 (грач)

- Есть примета про грача, но налетел ветер и перемешал слова. Попробуйте их вернуть на место и составить примету.

Работа в парах по составлению приметы “Увидел грача-весну встречай”

Проверка, объяснение смысла.

Слайд 9 (примета)

- У художника А.Саврасова есть картин, которая так и называется “Грачи прилетели”.

Слайд 10

- Кого вы видите на картине? Чем они занимаются? Где грачи строят свои жилища?

- Вам загадка от Капельки.

Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

- Переверните стр.59 учебника и убедитесь, какие птицы искусные мастера. Давайте посмотрим, где и какие гнёзда они себе строят.

- А дома, вы сами попробуете в рабочих тетрадях “построить” грачиные гнёзда с помощью карандаша.

- Капелька вас спрашивает, а к прилёту какой птицы вы можете подготовиться и даже смастерить для неё домик?

На шесте-дворец,
Во дворце-певец,
А зовут его… (Cкворец)

Слайд 11 (скворец около скворечника)

- А как называется домик для скворца?

- Почему же птицы с марта начинают возвращаться в наши края? (Тепло, водоёмы освобождаются ото льда, появляются насекомые - корм для птиц)

8. Обобщение и проверка изученного на уроке.

- Капелька предлагает вам вспомнить, что мы увидели сегодня во время прогулки по лесу.

Работа в парах, разгадывание кроссворда.

По вертикали:

1. Как называется первый весенний месяц.

2. Без рук, без топорёнка построена избёнка.

3. Между веток новый дом, нету двери в доме том,
Только круглое окошко, не пролезет даже кошка.

По горизонтали:

1. Как в народе называют месяц март? (Капельник)

- Почему март прозвали “кАпельником”? (Проверка на доске)

- Капелька напоследок хочет рассказать вам ещё про одну скромную весеннюю птичку. А поможет ей Карина.

Чтение наизусть уч-ся стихотворения В.Жуковского “Жаворонок”

Слайд 12 (жаворонок+песня)

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

- С наступлением весны в доме начинают печь “жаворонков” из теста. Есть такая примета: встретишь весну “жаворонками”-удача не обойдёт твой дом стороной.

Слайд 13 (булочки-“жаворонки”)

- Хотите спечь такого “жаворонка”? Капелька предлагает рецепт их приготовления на стр.60 учебника.

- А на уроке технологии мы попробуем сделать “жаворонков” из пластилина.

- Дома я предлагаю вам раскрасить жаворонка, поющего среди цветов.

(Выдаются листы с картинкой-раскраской)

9. Итог урока. Рефлексия.

- Понравилось вам наше путешествие по весеннему лесу с Капелькой?

Но, друзья, не забывайте, что бывая в лесу, надо правильно себя вести и бережно к нему относиться. Назовите несколько правил поведения в лесу.

21 марта у наших лесов праздник – День леса.

- Весенняя погода изменчива. То солнышко светит, то тучка набежит, и дождик пойдёт.

Слайд 14 (солнышко и тучка)

- Если всё вам на уроке понравилось и было понятно, прикрепите на доску голубую капельку, если не всё было интересно и понятно-синюю капельку, если не понравилось ничего и было скучно и непонятно-фиолетовую капельку.

- Давайте посмотрим, какой дождик у вас получился. (Анализируют)

Слайд 15 (молодцы, спасибо)

- Дождик весной радостный и светлый. Мы с Капелькой тоже довольны вашей работой на уроке, и теперь обещанный сюрприз – угощение булочками-“жаворонками”, испечёнными заранее.