Цели.
Научиться обозначать мягкость согласного при
помощи мягкого знака в середине слова между
согласными.
Оборудование: Проектор, экран, карточки с буквами – Д, Е, Н, Ь, музыкальные файлы, тетради, картины с изображением Царства, разных комнат (например: гостиная, парадный холл, мрачная комната), разноцветные лепестки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ты на доску посмотри,
Ничего не пропусти.
Будь внимателен и собран,
Внешний вид твой весь подобран.
И тогда, конечно, в раз,
В тот же миг и тот же час.
Ты за хвост возьмешь удачу
И пятерок воз в придачу!
Игра “Чего не стало?”
- Посмотрите на экран, запомните все картинки, которые видите. Постепенно картинки будут исчезать, ваша задача угадать какой картинки не стало.
2. Тема занятия.
- Ребята, на прошлом занятии мы уже побывали на одной из дорожек Царства мягкого знака и прошли разные испытания (на экране появляется картинка с Царством Мягкого знака, к которому ведут три дорожки). Помните, как называлась дорожка? (Предполагаемый ответ детей – мягкий знак в конце слова).
Сегодня мы с вами узнаем, как называется вторая дорожка, отправимся туда и побываем в разных комнатах Царства Мягкого знака.
Итак… Я попрошу выйти тех ребят, у которых на парте лежат буквы. (Буквы Д – Е – Н - Ь раздаются предварительно). А теперь попробуйте из данных букв составить слово. (Получилось слово день). Какие вы молодцы! Где находится мягкий знак? (Ответ детей – в конце слова). Ребята, только мягкому знаку холодно стоять с краю, он постоянно простужается и часто болеет. Давайте согреем мягкий знак. Как это сделать? Можем ли мы ему помочь?!
(Предположительно дети поставят мягкий знак в серединку, тогда слово не получится. Возникает проблемная ситуация. Как помочь мягкому знаку? Варианты предлагают сами дети.
Нужно добавить буквы и изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в серединке и слово не потеряло свой смысл - деньки).
- Какие молодцы! Теперь мягкий знак в тепле и в кругу друзей!
- Друзья, мы отправляемся с вами путешествовать по второй дорожке Царства Мягкого знака, которая называется “Мягкий знак в середине слова между согласными”.
3. Подбор прилагательных.
- Ребята, мы с вами отправляемся в первую комнату. Посмотрите, какая она? (На экране появляется гостиная комната). (Ответы детей – убранная, светлая, солнечная, уютная, чистая, золотая и т.д.)
4. “Мягкий знак в кругу друзей”.
- Вот и испытания, которые нужно преодолеть. Измените слово так, чтобы мягкий знак оказался в серединке.
Пень - …, окунь - …, огонь - …, зверь -…, куль -…, капель - …, уголь - …
5. Составление предложений.
- Прочитайте слово. Вставьте в середину мягкий знак. Произнесите слово, которое получилось. Устно составьте предложения с каждым словом. (На экране написаны слова, которые нужно изменить. Затем появляются картинки банки и баньки и т.д).
Банка-…, полка-…, уголки-…, галка-…, пенки-…
6. Тренировка в подборе прилагательных.
- Мы с вами выполнили задания первой комнаты и отправляемся дальше. Перед вами другая комната. Опишите, какая она? (На экране появляется парадный холл). (Ответы детей – большая, просторная, парадная, нарядная, праздничная, дорогая, необычная и т.д.). Я предлагаю в этой комнате немного отдохнуть.
7. Физминутка. Развитие тактильного восприятия.
- Я включаю вам музыку, вы отдыхаете, танцуете. Как только музыка останавливается, вы должны построиться друг за другом. На спине последнего я рисую какую-нибудь фигуру, последний рисует на спине у своего соседа и т.д. по цепочке, первый должен ответить, что нарисовали у него на спине. И так повторяется несколько раз.
8. Обогащение словарного запаса. Тренировка в подборе прилагательных.
- А вот следующая комната. Какая она ребята? (На экране изображение мрачной, темной комнаты). (Ответы детей – мрачная, темная, загадочная, заколдованная, страшная и т.д.). Я слышу в ней какие-то звуки. А вы?
9. Развитие фонематического слуха.
Логопед включает звуки, а дети определяют, какой звук они слышат. (Шум листвы, дождя, воды, костра, скрип двери, шелест страниц).
- Молодцы, все узнали! Я предлагаю уйти из этой немного мрачной комнаты.
Вот и следующее задание.
10. Выделение слов с мягким знаком в середине слова между согласными.
- Прочитайте слова. Выпишите только те слова, в которые можно поставить мягкий знак в середину слова между согласными.
Кон…ки, ден…ги, вес…на, ал…бом, нор…ка, фил…мы, бел…ка, пал…то, гор…ка, бел…чата, тап..ки.
(После выполнения данного задания на экране появляется ключ).
- Ребята, сравните выполненное задание с ключом.
11. Стихотворение о мягком знаке.
Мягкий знак – хитер и важен
Мы сейчас о нем расскажем.
Может быть он на конце:
Конь, огонь, капель и уголь.
Может встать он в серединку:
Долька, банька, огоньки.
Будь внимателен, подумай!
Ты на слово посмотри.
Сможешь ты определить,
Где хитрец тот должен быть!
12. Итог урока. “Цветок настроения”
- Ребята, где мы побывали сегодня? (Ответы детей) Как называется вторая дорожка? (Ответы детей).
- Посмотрите, ребята, на волшебный цветок настроения (на доске прикреплен цветок, без лепестков). Какое у вас сейчас настроение? Как вы работали на уроке? Подумайте и выберите лепесток нужного вам цвета и прикрепите на доске. Вы молодцы! Спасибо за урок!