Формирование нравственных качеств школьников введением православного компонента в содержание уроков изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время приобретает доминирующее значение.

Духовность и нравственность всегда были самыми важными факторами в жизни каждого отдельного человека и целых народов. Именно эти факторы определяют весь образ жизни, человеческую судьбу, отношения в семье, в государстве, в быту. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Дети должны уметь избегать столкновений, не поступаясь своей совестью, не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и святынь.

Искусство, безусловно, предполагает духовное общение - значит на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе по предмету, как нигде лучше можно воспитывать духовность и нравственность. Урок должен стать местом и временем, где дети будут учиться понимать, почему человек в конкретном случае поступил так, а не иначе. Именно на уроке нужно учить нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, культурной полноценности в восприятии мира, которыми дети будут руководствоваться в жизни.

Любую тему урока можно использовать для духовно-нравственного воспитания. Для этого следует расширять содержательный аспект урока изобразительного искусства, чтобы он стал средством, которое обеспечивает воспитание духовности и нравственности ребенка, особенно в наше время, когда духовные ценности подменяются ценностями материальными.

Традиционные методы обучения, содержание учебного материала и формы организации учебно-воспитательного процесса не позволяют на сегодняшний день в полной мере обеспечить динамичное развитие духовности и нравственности у школьников на должном уровне. Современная педагогическая и методическая литература не предлагает целостного набора средств, приёмов и методов, совокупность которых позволит обеспечить технологичность этого процесса, поэтому учитель должен сам находить пути решения этой проблемы.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью духовно-нравственного воспитания и недостаточной технологической разработанностью данного процесса в условиях традиционного обучения.

Одним из путей духовно-нравственного развития детей на уроке изобразительного искусства автору видится совершенствование содержательного аспекта через наполнение его материалами краеведения, через общение с природой. Но и этого будет недостаточно, если предлагаемый материал не будет преломляться через призму православного видения мира. Следовательно, знакомство с основами и ценностями православия - необходимое условие в воспитательном процессе.

Учащиеся с различными уровнями интеллектуального развития и воспитанности, без сомнения, смогут стать милосердными, терпимыми друг к другу, научатся сочувствовать, сопереживать, проявлять интерес к своему внутреннему миру, осознавая свои переживания, понимать ближнего.

Таким образом, очевидно, что задача образования - это воспитание духовно-нравственной личности, где на первом месте стоит православие.

Эстетическая среда, создаваемая на уроках изобразительного искусства, дает ребенку возможность научиться воспринимать красоту, творить самому и сравнивать свое творчество с эталонами.

Программа художественного воспитания Б.М. Неменского успешно вводит своих воспитанников в сложный мир человеческой культуры, позволяет им осваивать культурное наследие прошлого, в том числе наследие православной культуры.

Православная культура - великое достояние нашего народа. Наконец, учащимся представилась возможность получать знания о православии, учиться возрождать духовные традиции, насильственно прерванные на десятилетия.

Детские души нежны и чисты, они сильны своей наивностью. Наша задача - уберечь детей от пьянства, наркомании, разврата, заброшенности. Мы обязаны не только напитать детей знаниями, но и заронить в душу семя любви к ближнему, а отсюда - любовь к Родине, ко всему миру.

Автор считает, что на каждом уроке изобразительного искусства есть возможность расширить содержательный аспект за счет знаний по православной культуре и это будет способствовать формированию духовно- нравственных качеств школьника, таких как любовь к Отечеству, благоговейное отношение к природе и окружающему миру, почитание родителей и семейных ценностей.

Первый класс. Тема года: “Ты изображаешь, украшаешь, строишь” (программа Б. Неменского).

Первые уроки - это уроки доверия. Приходя в класс, учитель, прежде всего, стремится к тому, чтобы дети поняли, что на уроке изобразительного искусства можно рассказать обо всем, что тебя взволновало и удивило: летняя паутинка и гусеница на прекрасном цветке; поступок брата, который отдал бездомной собаке свой пирожок; старшеклассник, отнявший яблоко у малышки и т. д.

Сострадание, милосердие и сопереживание всегда были отличительными чертами русского народа. На уроке важно создать благоприятные для сопереживания условия. В сопереживании кроются истоки нравственности и духовности. Чем сильнее будет сопереживание, тем тверже нравственные начала.

Уже на первом уроке можно подвести размышления детей к тому, что прекрасный мир, в котором мы живем, появился неслучайно. Большинство первоклассников знают, что мир - творение Бога!

После таких откровенных бесед детям предлагается порисовать. Обычно они рисуют то, о чем говорили, эмоционально точно подбирая цвета изображаемого.

Такие уроки приносят больше пользы, чем уроки “знакомства с красками”. Ведь воспитание справедливо рассматривается как одно из важнейших условий успешного обучения. Обучение в данном случае становится средством формирования личности с определенными моральными, этическими и гражданскими качествами. Только после того, как у ребят сформируется убеждение, что на уроках рисования можно открыть свою душу через рисунок, нужно постепенно знакомить их с техникой рисования, при этом, не ломая уже сложившейся манеры своеобразного изобразительного почерка.

Третий класс. Тема года: “Искусство вокруг нас”. Дети всегда воспринимают ее с наивысшим интересом. Их удивляет то, что во всех вещах и предметах, что нас окружают, присутствует работа художника.

В учебно-воспитательной практике можно использовать такой мощный психологический инструмент накопления и формирования творческих сил ребенка, как игра. “Превращение” - элемент игры, который часто используется на уроках. В зависимости от того, какой вид деятельности запланирован, дети превращаются то в мастеров-игрушечников, то в посудных дел мастеров и т. д.

Любимыми темами для мальчиков и девочек стали темы “Твоя посуда”, “Мамин платок”, “Твои книжки”.

Класс к этим урокам готовится заранее, вместе с детьми. Они за неделю до урока получают задание, например, рассмотреть дома посуду и, если можно, что-нибудь из посуды принести на урок. Дети с удовольствием выполняют задание.

И вот учительский стол напоминает яркую, многоцветную, веселую ярмарку! Самовар, чайник, миски, фарфоровые чашки. Гжель, Хохлома, Борисовка - все это поражает многообразием форм, материала, отделки. Дети постарались принести что-нибудь декоративное, праздничное, учитель для контраста приносит посуду без украшений. И именно на этот урок необходимо принести потир и лжицу, которые станут предметом разговора о православном храме.

Урок начинается с того, что в течение 15 минут все с восторгом рассматривают, удивляются, восхищаются и выслушивают несколько удивительных историй о появлении этих чашек, мисок и ваз в доме каждого ребенка.

После того, как дети удовлетворили свое любопытство, учитель показывает потир и лжицу и задает вопрос: “Что можно сказать об этой посуде?”, при этом заранее договорившись, что каждый может назвать только один признак или достоинство посуды. Стоит заметить, какие умные и внимательные наши дети, как они умеют смотреть и видеть. В классе обязательно найдется тот, кто видел такие предметы в храме.

В процессе диалога с детьми особое внимание уделяется рассказам о православных семейных традициях. Живые, яркие, конкретные примеры не оставят детей равнодушными.

И вот наступает долгожданная минута: третьеклассники превращаются в мастеров, которые изготавливают различную посуду. Дети уже знают, что прежде, чем посуда появилась в доме, первый мастер ее придумал и нарисовал, второй сделал (построил), третий - украсил. На этом уроке они Мастера изображения. Впечатлений получено много, эмоции бьют ключом, и “Мастера” не задают вопрос: “Что рисовать?” У них уже все нарисовано в воображении, и остается все это только доверить бумаге.

Все работы заслуживают внимания. Все счастливы. Все хотят продолжения сказки. И ждать долго не придется, “Мамин платок” - следующая тема урока, на который можно прийти с накинутым на плечи маминым или бабушкиным платком и с восторгом рассказать, нет, не о своем платке, о своей маме, бабушке, тете.…

А учитель рассказывает о Покрове Пресвятой Богородицы, о Третьем Ратном Прохоровском поле, закладывая и формируя духовно – нравственные ценности среди которых особое место отводится патриотизму, любви к малой родине, к ее героям.

Урок “Твои книжки” проводится в библиотеке. Необходимо заранее договориться с библиотекарем, о чем пойдет речь, какова цель урока.

Такому сюрпризу ребята удивлены, но это не дает повода отвлекаться от темы. Дети узнают об удивительном искусстве оформления книги, о важной работе художника, смысл которой в том, чтобы книга обрела в лице человека истинного ценителя, чтобы всем своим обликом могла вызвать восторг и удивление у всех, кто дружен с нею, кто любит ее и бережет. И, конечно же, разговор о том, что главное назначение книги - учить быть хорошим. А примером станет книга книг - Библия. Среди детей обязательно найдутся те, кто расскажет о Библии, о том, что с ней связано в их жизни, как они с этой книгой встретились.

Урок органично переходит во внеклассное занятие и “художники-иллюстраторы” иллюстрируют поэму святителя Иоасафа Белгородского “Брань семи добродетелей со семью грехами смертными”, с содержанием которой они познакомились заранее здесь же в библиотеке.

4 класс. Тема года: “Каждый народ - художник”. Цель этой темы заключается в формировании представления о многообразии художественного творчества во всех уголках земли. Эти уроки можно назвать уроками нравственности, приобщения к духовной культуре народа. Дети на них становятся “маленькими взрослыми”, рассуждают о добре и зле, о красоте и справедливости. Ключевым вопросом этих уроков становится вопрос: “Откуда появилось зло? Было ли оно всегда?”

Работы, выполненные на темы “Все народы воспевают материнство”, “Все народы воспевают мудрость старости”, “Юность и надежды” не всегда совершенны в силу еще недостаточно отработанных графических навыков, но рассказы, предшествующие этим композициям, и комментарии к ним после окончания работы, бесценны.

Особенно трогательна тема “Герои, борцы и защитники”. Обычно она выходит за рамки урока, так как предполагает общение с ветеранами и участниками Великой Отечественной Войны. Дети с замирание сердца слушают о том страшном времени, когда эти убеленные сединами герои и защитники были безусыми юнцами, на долю которых выпали испытания.

В духовно-нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности ветеранов. Детям прививаются такие понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, боевой и трудовой подвиг.

Уроки по теме “Каждый народ - художник” учат детей не только гордиться красотой своего народа и края, но и с пониманием и интересом относиться к искусству других стран.

Разговор о том, что у других народов есть свои религии, и что нам нужно относиться к ним с уважением, тем более, что в классах учатся дети разных национальностей с другими вероисповеданиями, продолжается на внеклассном занятии “Искусство объединяет народы”, которое проводится с приглашением родителей, бабушек и дедушек. Они рассказывают о своих семейных национальных традициях, что способствует формированию толерантности, чувства уважения к другим народам, их ценностям. Прикосновение к истории семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

5 класс. Тема года: “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”.

Эта тема способствует формированию духовно-нравственных начал как никакая другая. Древнее народное искусство, русская изба, быт народа, гербы и эмблемы - все говорит само за себя. Единственная задача учителя найти достойную форму проведения урока. Будет ли это урок - праздник, экскурсия, театр-экспромпт - главное затронуть чувства детей, а не стремиться вложить в их головы энциклопедические данные.

Тема урока “Русская вышивка” настолько увлекает детей, что возникает потребность в очередном посещении школьного этнографического музея. Знакомство с музейными коллекциями, в частности с коллекцией рушников, всегда эмоционально окрашено и вызывает чувство сопричастности православным традициям, учит пониманию прекрасного.

Здесь же в музее для детей организуется мастер – класс вышивания крестом.

Тема “Изобразительное искусство в жизни человека” изучается в 6-7 классах. Она посвящена собственно изобразительному искусству, которое раскрывается в процессе обучения, как особый язык, как необходимая форма духовной культуры общества.

Уроки искусства воспитывают нравственность. Следует найти грани соприкосновения между категориями “духовность” и “нравственность” и тематикой уроков. Например, после беседы о художниках-пейзажистах и их творчестве лучше всего практическую часть урока продолжить на природе, поработать на пленере. Результат всегда бывает хороший, дети удивительно точно передают настроение, испытывая эстетические чувства.

С особым интересом относятся учащиеся к теме “Натюрморт”, которая дает им возможность осознать, что через изображение предметного мира художники выражают свое отношение к жизни.

Увлеченно изображают ученики натюрморт “Пасхальный”, композицию которого составили сами и тут же рассказали об обычаях красить яйца и печь куличи. Этот урок является своеобразным преддверием коллективного мероприятия для 5 – 6 классов, посвященного Празднику Праздников и Торжеству Торжеств, который проводится в форме заочного путешествия.

Жанр портрета. Его содержание раскрывается через произведения скульптуры, живописи и графики.

Первый урок 3 четверти - урок-беседа “Вглядываясь в человека”. На нем дети получают целостное представление о портрете, причем, самостоятельно приходят к выводу, что у зрителя должен быть чуткий и внимательный взгляд, чтобы открыть для себя внутренний мир, душу человека, изображенного художником, и отношение автора к своей натуре.

На этом уроке продолжается знакомство с иконами. Легенда об иконе “Спас Нерукотворный” станет достойным украшением разговора.

Практическая часть этой темы всегда вызывает затруднения. Перед началом работы объясняется последовательность выполнения головы. Показывая, как передать объем, учитель просит, чтобы во время работы дети передали характерные черты своих натурщиков, то, что отличает их от других. Когда некоторые начинают огорчаться, что внешнего сходства не получается, он обращает их внимание на черты характера портретируемого: “Покажи, какой он добрый, любопытный и т. д.”.

Выставка портретов в конце урока превосходит все ожидания. С рисунков на нас смотрят такие разные глаза: хмурые, лукавые, проницательные, веселые…

Человек - главная тема в искусстве. Как загораются детские глаза, когда они рассматривают репродукции! Дети говорят о внутренней красоте человека, о красоте его тела, пропорциях, характере форм, движении, пластике, о его месте в жизни. Следует преподнести материал так, чтобы было как можно меньше смущенных и откровенно смеющихся глаз при виде обнаженной фигуры. Задача учителя - показать им, что человек, как и цветок, дерево, птица, творение Бога.

Таким образом, уроки изобразительного искусства и внеклассные занятия по предмету способствуют решению вопросов духовно-нравственного воспитания, формируя социальную активность личности, способную к сопереживанию и сочувствию, и умению преодолевать духовную инертность.

Библиографический список

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том1/ В.И. Даль – М.: Госиздат.1955. -699 с.
  2. Бородина А.В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 кл. Пособие для учителей. — М.: ОПК, 2007.
  3. Бородина А.В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, 2008.
  4. Бородина А.В. Основы православной культуры: Православие — культурообразующая религия России. Учебное пособие для учащихся 4 класса. — Изд-е 3-е, испр. — М.: ОПК, 2007.
  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения/А.Я. Данилюк. – Москва “Просвещение”, 2011. – 24 с.
  6. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады/ Д.Б. Кабалевский. – М.: Педагогика. 1986. – 190 с.
  7. Кон. Н.С. Психология ранней юности: книга для учителя/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  8. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: книга для учителя / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.
  9. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа./ Б.М. Неменский. – Москва: Просвещение, 2010. – 139 с.

Приложение 1

Приложение 2 (представлено не полностью, превышен допустимый объем)