Цели урока.
1. Создать у учащихся представление о масштабе и его видах.
2. Научить детей пользоваться масштабом; переводить из численного в именованный и обратно.
3. Закрепить понятие “план местности” и знания о способах изображения объектов местности на плане.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Тренировочная работа: замените слова в приведенном рассказе условными знаками.
От пристани на реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3).
Перешли его и пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7), мы свернули на просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру(9), берега которого местами оказались заболоченными(10). Вскоре мы подошли к дому лесника (11) - цели нашего пути.
Выставляются только хорошие оценки.
2. Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.
- В каких ситуациях вы можете использовать план местности?
- Люди, каких профессий используют план местности?
- Как помогает план местности в жизни?
III. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя
1. Введение понятия “масштаб”.
Предложение невыполнимого проблемного задания – начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину.
- Почему не можете начертить карту? (Она большая, а тетрадь маленькая)
- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь)
- Как выразить уменьшение?
2. Самостоятельная работа с учебником
Самостоятельное чтение § 5 п. 1 стр. 12.
- Что такое масштаб?
Записать определение в тетради
3. Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.
Вопросы для беседы:
- В каких ситуациях вы использовали план местности?
- Люди, каких профессий используют план местности?
- Как помогает план местности?
4. Объяснение учителя
Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.
Численный - показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.
Запись в тетради.
1: 50 - 1 см на карте соответствует 50 см на местности.
1: 100 - 1 см на карте равен 100 см на местности.
1: 1000 - 1 см на карте равен 1000 см на местности.
Именованный - с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.
Например, в 1 см – 1 м.
Вопрос:
- А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например, 1: 1000000 см. (В правой части перевести сантиметры в метры и, если требуется, в километры, т.е. в 1 см – 10 км)
Линейный - с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов. Он показан в виде вспомогательной линейки, наносимой на карте для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный или именной, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки.
Практическая работа.
Запишите в тетради масштаб одна сотая. (1/100) тремя способами.
- 1: 100 - численный,
- в одном сантиметре один метр - именованный,
IV. Закрепление изученного материала.
Игра “Путешествие в страну Масштабию”
Групповая работа.
Первый этап
Перевести именованный масштаб в численный:
в 1 см – 10 м в 1 см – 200 м
в 1 см – 50 км в 1 см – 750 км
Второй этап
Перевести численный масштаб в именованный:
1: 10000 1: 30000
1: 750000 1: 100000
Третий этап
Учащиеся прошли на север 5000 м. начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.
Четвертый этап
Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1: 3500 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?
Пятый этап
Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20 см.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Что Вы узнали нового на уроке?
- Для чего нужен масштаб?
- Чему Вы научились сегодня на уроке?
VI. Подведение итогов урока и задание на дом:
§5, задания 3 и 4 стр.14, выполнить письменно в тетради.