Цель:
- помочь ученику осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;
- способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности
- помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.
Задачи.
1. Повышение самооценки учащихся
2. Развитие коммуникативных умений, умение слушать друг друга, говорить человеку приятное
3. Формирование убеждения в ценности каждой личности и установки на позитивное восприятие каждого члена коллектива, вне зависимости от его учебных навыков
4. Воспитывать чувство сплоченности, бережного отношения друг к другу
5. Помощь учащимся в создании внутренней “когнитивной карты” учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.
Занятие
Материалы и оборудование:
- плакат с текстом “Идеальный ученик”;
- карточки с названиями предметов;
- карточки с именами и отчествами учителей;
- краски и кисточки;
- круги из бумаги (для написания);
- фломастеры;
- бумага для рисования;
- магнитофон;
- мяч.
Ход занятий
Мы с вами собрались для того, что бы выяснить “Легко ли быть учеником”.
Для этого давайте с вами для начала поприветствуем друг друга?
Скажите, пожалуйста, что такое комплемент?
Список слов:
- являются комплементами,
- не являются комплементами.
Приветствие.
“Давайте скажем друг другу комплименты. Сделаем так: тот, кто захочет начать, возьмет мяч, бросит его тому участнику, кого он выберет и скажет комплимент. Тот, кому предназначен мяч, бросит его следующему, и так до тех пор, пока мяч побывает у каждого.
Вывод.
Как себя чувствуете?
Вам хорошо на душе?
Разминка: “Нарисуй свое настроение”.
А теперь давайте с вами нарисуем свое настроение, подумайте о себе и попытайтесь понять какое у вас сейчас настроение, а затем нарисовать свое настроение на листе бумаги.
Обсуждение рисунка.
А теперь мы узнаем у кого сегодня, какое настроение?
Что вы чувствуете, глядя на это рисунок?
Работа по теме занятия
“Учебные предметы” – перечисление и обсуждение предметов, которые есть в программе пятого класса.
Рисунок 1
Рисунок 2
Учащиеся делятся на 2 группы
Упражнение “Как зовут наших учителей?”
С помощью этого упражнения предлагается вспомнить имена и отчества учителей по разным предметам.
· Психолог называет предмет и имя учителя, а ребята на скорость называют отчество.
· Психолог называет предмет, а ребята называют имя и отчество.
· Психолог называет фамилию, а ребята – предмет и так далее.
Рисунок 3
Рисунок 4
Упражнение “Какие они, наши учителя?”
Детям раздаются лепестки с текстами интервью их учителей. Эти работы не подписаны. Ребята передают лепестки друг другу (у каждого в руках должен быть лепесток). Читают то, что на нем написано, и если ответы им близки, если им кажется, что человек, сказавший такие слова, похож на них, то должны расписаться на его листочке в специально оставленном для этого месте.
Дети читают ответы учителей и по желанию расписываются. Затем передают лепестки по кругу.
Дальше из лепестков собирается цветок.
В конце делается вывод о том, какие учителя работают в нашей школе.
Рисунок 5
Рисунок 6
Упражнение “Идеальный ученик”
Участники делятся на команды. Каждая команда должна представить “каким на ваш взгляд представлении должен быть идеальный ученик”, и написать варианты на листочках.
Например: он (она) никогда не делает ошибок, выполняет все задания на отлично.
Каждая команда подходит к ватману, где они прикрепляют свои кружки.
Дискуссия на тему:
1. Как я отношусь к роли идеального ученика?
2. Какие есть преимущества в позиции идеального ученика?
3. Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям к ученику?
4. Каков будет результат, если ученик, наоборот, несерьезно относиться к требованию школы и учителей?
5. Для чего я учусь?
Вывод. “Идеальных учеников не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но можно стремиться и стать настоящим учеником, улучшать свои качества, оставаясь при этом самим собой”.
Упражнение “Кляксы”
Эта игра выполняется в парах. Один из учеников берет немного краски того цвета, какого цвета, какого ему хочется и капает на лист бумаги. Его партнер дорисовывает кляксу, до какого-либо образа. Затем участники меняются местами.
Рефлексия.
Что вам понравилось на занятии?
Что удивило?
Какие чувства испытывали?
Какие вопросы на ваш взгляд остались неразрешенными?