Цели:
1) обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу “Лексика”;
2) развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные навыки (развитие словарного запаса, правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными, расширение кругозора, умение общаться в группах);
3) воспитывать интереса к слову, потребность быть грамотным.
Оборудование: презентация (Приложение 1), компьютеры, толковые словари, тетради, цветные жетоны.
Содержание урока
- Организационный момент.
II. Слово учителя. Сегодня мы обобщаем и систематизируем свои знания по лексике и сделаем это, отправившись в путешествие по пустыне. (Слайд 1) На чем путешествуют по пустыне? (Слайд 2) Правильно, на верблюдах. У нас их пять, поэтому нужно разделиться на группы. (Учащиеся выбирают цветные жетоны, таким образом делятся на группы).
Какие вещи нужно взять для путешествия по пустыне? Преодолевая препятствия (задания), мы пересечем пустыню и доберемся до моря. (Слайд 3)
III. Путешествие по пустыне.
1. Песчаная буря. Нам придется переждать бурю и выполнить первое задание. (Слайд 4, 5)
Замените развернутое лексическое значение одним словом:
- песчаный наносной холм в пустыне,
- научный опыт,
- руководитель предприятия или учреждения,
- победитель в спортивных соревнованиях,
- скорый поезд,
- асфальтированная дорога,
- титул древнеегипетских царей,
- устное народное творчество,
- количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания,
- популярная игра на льду,
- группа морских островов,
- лицо, руководящее коллективным исполнением музыкального произведения или хором
- общий вид местности,
- выдающиеся природные способности,
- обучение животных.
2. Верблюжьи колючки. Верблюды едят колючки и не хотят идти дальше . А мы выполним следующее задание. (Слайд 6)
Составьте словосочетания с данными словами в прямом и переносном значении:
Огненный, золотой, тяжёлый; ковёр, улыбка, подошва, зерно; вставать, улыбаться, прятаться.
3. Миражи. В пустыне из-за жары и отсутствия воды могут появиться обманчивые видения. Чтобы преодолеть это препятствие, нужно переждать и выполнить следующее задание. (Слайд 7)
Укажите значение заимствованного корня и запишите как можно больше слов с ним:
- Аква-
- Био-
- Гео-
- Графо-
- Аэро-
4. Оазис. И вот мы с вами добрались до оазиса. Можем передохнуть и пошутить. (Слайд 8)
ЧТО ЭТО?
- его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь;
- не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные;
- он в голове у легкомысленного; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез;
- на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
5. Зыбучие пески. Мы попали с вами в зыбучие пески. Чтобы выбраться, надо выполнить очередное задание. (Слайд 9, 10)
Найдите фразеологизмы.
- Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
- Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с сами Дубровским, а не догадаешься с кем бог тебя свёл.
- Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе всё объясню в два счёта.
- Каша в голове у дяди Саши, и ботинки просят каши.
- Оказался молодцом, смог осилить ношу – не ударил в грязь лицом и не сел в калошу.
Посмотрите, как в толковом словаре объясняются данные ниже омонимы. Составьте с ними словосочетания.
Бокс, очки, ячмень, парк, разряд.
Нарядный, правый, халатный.
Заносить, косить, топить.
6. Оазис. Награда нам за трудное и увлекательное путешествие – оазис на берегу чудесного, теплого моря. (Слайд 11)
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой …
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … .
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши… .
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь… .
Мы исходили городок
Буквально вдоль … .
И так устали мы в дороге,
Что еле… .
IV. Итоги урока. Мы закончили наше путешествие по пустыне и добрались до моря. (Слайд 12). Давайте подведем итоги, поделимся впечатлениями и искупаемся в ласковом море.
V. Дома: напишите письмо родным (или сделайте дневниковые записи) о нашем путешествии. (Слайд 13, 14)