Цель: гражданско-патриотическое и правовое воспитание обучающихся.
Задачи:
– расширить и углубить знания школьников о главном Законе страны –
Конституции Российской Федерации;
– воспитывать уважения к закону и праву;
– сформировать уважение к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым
общечеловеческим и российским ценностям, основам построения государства.
Предварительная работа с детьми: проведение классным руководителем классного часа “20 лет Конституции РФ”, чтение энциклопедий и дополнительной литературы о символике Российской Федерации, о главе государства, проведение беседы на классном часе о системе выборов в Российской Федерации.
Объявление о предстоящем мероприятии в следующей форме:
“Всем! Всем! Всем! Только у нас вы сможете стать победителем игры “Выборы от А до Я”. Для этого предлагается повторить всё, что вы знаете о Выборах в Российской Федерации. Место проведения ____. Время ______. Спешите выиграть!”.
Подготовка: на классную доску крепятся флаг и герб Российской Федерации, 2 столика для команд. На столе ведущего игровое поле и кубик, поле расчерчено; 5 линий по горизонтали и 5 – по вертикали. Поле разноцветное. Каждому цвету соответствует своя тема. У ведущего 4 конверта разных цветов: красного, зеленого, синего, желтого. В них карточки с вопросами, цвет конверта определяет цвет сектора.
Зеленый – о конституции Российской Федерации.
Красный – выборы в Российской Федерации и органы власти.
Синий – о правах и обязанностях граждан.
Желтый – отгадай сказку.
Ход мероприятия
Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется “Выборы от А до Я”. В неё примут участие ученики нашего класса. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете законы нашей родины. В игре победит тот, кто действительно является патриотом своей страны, хорошо знает Конституцию Российской Федерации, права и обязанности граждан нашей страны и правильно ответит на вопросы о выборах в России.
Итак, мы начинаем игру, которая будет состоять из трех этапов. В первом этапе вы будите отвечать на вопросы, посовещавшись 30 секунд. Какой вопрос вам достанется – будет зависеть от того, как вы бросите кубик. Цвет поля определяет ваш вопрос. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Во втором этапе вопросы будут задавать каждому участнику отдельно, совещаться нельзя. Команда – соперница сама достает любой вопрос конкретному члену команды.
В третьем этапе за одну минуту нужно ответить на большее количество вопросов. Если вы не знаете ответ, говорите “не знаю”, отвечает кто-то один из команды. На сколько вопросов ответит, столько баллов команда и получит. Игроки могут подсказывать ответы товарищу.
Начнем первый этап. Любой из команды бросает кубик и достает карточку. Отвечают на пять вопросов та и другая команда.
Вопросы к зеленому сектору.
“О конституции Российской Федерации”.
- В каком году была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года.)
- Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн.)
- Самый главный город каждой страны. (Столица.)
- Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб.)
- Торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. (Гимн.)
- Что такое закон? (Это правила, которые устанавливает государство.)
- С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (С 18лет.)
- Опишите флаг России. (3 полосы – триколор, белая, синяя, красная.)
- Что делают люди, когда включают гимн России? (Все встают, мужчины снимают головные убору, кто знает текст гимна могут подпевать.)
Вопросы к красному сектору.
“Выборы в Российской Федерации и органы власти”.
- На сколько лет избирается Президент РФ? (6 лет.)
- С какого возраста в нашей стране можно баллотироваться в Президенты? (С 35 лет.)
- Кто является главой нашего государства? (Президент.)
- Как зовут президента нашей страны? (Путин Владимир Владимирович.)
- Могут ли депутаты, находящиеся на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью? (Нет не могут, кроме преподавательской, научной или творческой деятельности.)
- Главная задача Государственной Думы. (Принятие законов, регулирующих жизнь страны.)
- Для обеспечения законности и правопорядка (соблюдение всеми законов) в стране действует… (судебная власть – суд и прокуратура).
- Как называется документ, удостоверяющий, что родился новый гражданин РФ? (Свидетельство о рождении.)
- Во сколько лет человек получает паспорт и может ходить на выборы? (В 14 лет.)
Вопросы к синему сектору.
“О правах и обязанностях граждан”.
- В чём различие понятий права и обязанности? (Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству.)
- Защита Отечества – это… (долг и обязанность каждого гражданина).
- Самое главное, самое важное – право человека? (Право на жизнь.)
- Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (Обязанности.)
- Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Права.)
- Какие права имеют граждане РФ? (Право на жизнь, право на неприкосновенность жилья, право на отдых, право избирать и быть избранным, право на образование, право на медицинское обслуживание.)
- В каком году была принята Декларация о правах ребенка? (В 1959 в ООН.)
- Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги. Что это права или обязанности? (обязанности.)
- А есть ли у вас сейчас какие-либо обязанности? (Обязанности ученика, домашние обязанности.)
Желтый сектор.
“Отгадай сказку”.
- В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? (“Красная Шапочка”.)
- В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип “от каждого по способности, каждому – по труду” и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. (“Сказка о попе и о работнике его Балде”.)
- Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано. (“Волк и семеро козлят”.)
- В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. (“Колобок”.)
- Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. (“Царевна-лягушка”.)
- В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. (“Курочка Ряба”.)
Подведение итогов.
Дорогие ребята! Мне очень приятно было с вами встретиться, я рада, что вы приняли участие в этой игре. Проигравших в ней нет, в выигрыше все. Надеюсь, что все вы еще больше захотите узнать о законах нашей страны, будите проявлять интерес к конституции и выборам в России. Наша игра показала, что вы много знаете и наша задача обогатить и расширить эти знания. Спасибо за участие, до новых встреч!
Список литературы.
- Ривина Е.К. Греб и флаг России. – М.6 АРКТИ, 2009.
- Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: “ТИД” Русское слово – РС”, 2010.
- Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. – Издательский дом “Литера”, 2010.
- Урок Конституции в школе – http://ria.ru/study_history/20130830/959160941.