Цели:
- создать условия для отработки правила правописания гласных О, Е после шипящих и Ц в творительном падеже имен существительных по ранее выведенному алгоритму;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, навыки к обобщению, классификации, выявлению закономерностей и выражению их в речи;
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Приветствие, организация внимания (сообщение темы и целей урока в доступной для учащихся форме).
Слайд 1.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новой темы.
а) Минутка чистописания. Слайд 2.
Чч Уу Успенский
Эдуард Успенский подарил детям историю про Чебурашку.
б) Ситуация затруднения.
– Какие книги Эдуарда Николаевича Успенского
вы читали?
– Назовите героев понравившихся произведений.
Обобщение.
– Не только эти истории рассказал нам Э. Н.
Успенский. Кто из вас читал повесть «25 профессий
Маши Филипенко»?
– Это увлекательная история о третьекласснице
Маше, которая помогала взрослым улучшать их
работу. Но Маша так увлеклась этим занятием, что
запустила русский язык. И вот какое предложение
оказалось в ее тетради.
Слайд 3.
– Прочитайте предложение. (Целый котелок с
борщом съели мы с товарищом).
– Какое слово в предложении написано неверно?
Обсуждение в группах.
– Какого правила не знает Маша?
в) Повторение темы урока: Правописание О, Е
после шипящих и Ц в окончаниях существительных в
творительном падеже.
– Поможем Маше улучшить ее знания по теме урока,
а заодно и проверим себя, насколько хорошо мы
знаем это правило и можем его применять.
г) Работа в группах. Повторение.
– Составьте схему правила в группе.
Обсуждение схем – игра «Светофор» (у доски – один ученик отвечает правило, остальные учащиеся класса оценивают ответы товарищей с помощью световых сигналов: зеленый круг – согласен с ответом товарища, красный – не согласен).
Обобщение. Работа по слайду 4.
3. Проверка усвоения новых знаний, способов и умений деятельности. Закрепление нового материала.
а) Работа по слайду 5.
– Маша правило поняла. Но этого мало.
– Как вы думаете, что еще нужно сделать Маше и
нам, чтобы не допускать ошибки на это правило?
– Правильно, нужно потренироваться.
Выполнение упражнения по слайду – с комментированием у доски и в тетрадях.
Текст на слайде:
Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже:
Идти с (поклажа), цветочной (пыльца), любоваться (зрелище), справиться с (задача), следил за (скворец), с железным (ключ), над душистым (ландыш), суп с (лапша).
Обобщение.
– Почему написали О? Е?
б) Работа по слайду 6.
– Исправим предложение, с которого начался наш
урок. Запишем его правильно. Как узнать, какая
гласная пропущена?
Запись предложения с комментированием,
дополнительно – подписать падежи имен
существительных.
– Почему слово «борщом» написано с гласной «О»?
Обобщение.
в) Самостоятельная работа – слайд 7.
– Проверим, насколько хорошо мы усвоили это правило.
Работа в группах – по карточкам.
Маленьким братц…м, играл мяч…м, под тесовой крыш…й, с нежной кож…й, острым нож…м, с горящей свеч…й, за шустрым зайц…м, над снежным дворцом.
Взаимопроверка в группе.
Взаимопроверка между группами по слайду 8.
Оценивание – слайд 9.
– У кого нет ошибок, встаньте, пожалуйста.
Оценить выборочно. Остальных предупредить, что оценка работы будет выставлена после проверки карточки.
г) Физминутка – игра «Зеркало».
– Я показываю движения, а вы, как зеркало, их повторяете. Будьте внимательны, повторяйте упражнения как можно точнее.
д) Самопроверка знаний. Тест. Слайд 10.
– Сейчас каждый из вас сможет сам себя оценить, насколько хорошо он усвоил тему урока. Вам нужно вставить в слова, записанные слева, пропущенную букву.
Рощ…й |
О (П) |
Е (О) |
Пловц…м |
О (Т) |
Е (О) |
Медведиц…й |
О (Д) |
Е (Л) |
Камыш…м |
О (И) |
Е (У) |
Огурц…м |
О (Ч) |
Е (М) |
Шалаш…м |
О (Н) |
Е (А) |
Гостинц…м |
О (Й) |
Е (О) |
– После того, как вы это сделали, переходите к
работе по двум столбикам справа. Здесь нужно
аккуратно карандашом в строчке обвести ту
гласную (вместе с буквой в скобках), которую вы
вставили в слово.
– Из букв в скобках, которые вы обвели, составьте
слово.
Проверка по слайду.
– У кого получилось слово?
– Какое это слово? (Отлично).
Оценить работу.
4. Рефлексия.
– Какое правило мы повторяли сегодня?
Работа по слайду 11 – ответы на вопросы устно.
Слайд 12.
– Каким было ваше настроение на уроке? Возьмите
цветной магнит и прикрепите его к изображению
того человечка, настроение которого совпадает с
вашим.
– Как вы думаете, хорошо ли вы усвоили материал
урока? Это покажет домашнее задание.
5. Этап информации учащихся о ДЗ и инструктаж о его выполнении.
ДЗ – выполнить задание по карточке.
Домашнее задание (выполнить задание на выбор)
1. Списать, вставить пропущенные буквы.
Составить и записать 2 предложения с этими
словосочетаниями.
Цв…точной пыльц…й, сказочным королевич…м, прекрасной птиц…й, берёзовой рощ…й, с грустным плач…м, пришёл с врач…м, с добрым сердц…м, перед страшным смерч…м, над аккуратным чертеж…м.
2. Поставить имена существительные в Т. п., выделить окончания. Составить и записать 2 предложения с этими словами.
Наташа, ландыш, Даша, ларец, конец, поклажа, полководец, близнец, горец, умелец, любимец, горчица, циркач, удача, больница, сыч, ералаш, завуч.