Урок русского языка по теме "Правописание О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных в творительном падеже". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (388 кБ)


Цели:

  • создать условия для отработки правила правописания гласных О, Е после шипящих и Ц в творительном падеже имен существительных по ранее выведенному алгоритму;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, навыки к обобщению, классификации, выявлению закономерностей и выражению их в речи;
  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Приветствие, организация внимания (сообщение темы и целей урока в доступной для учащихся форме).

Слайд 1.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новой темы.

а) Минутка чистописания. Слайд 2.

 Чч Уу Успенский

Эдуард Успенский подарил детям историю про Чебурашку.

б) Ситуация затруднения.

– Какие книги Эдуарда Николаевича Успенского вы читали?
– Назовите героев понравившихся произведений.

Обобщение.

– Не только эти истории рассказал нам Э. Н. Успенский. Кто из вас читал повесть «25 профессий Маши Филипенко»?
– Это увлекательная история о третьекласснице Маше, которая помогала взрослым улучшать их работу. Но Маша так увлеклась этим занятием, что запустила русский язык. И вот какое предложение оказалось в ее тетради.

Слайд 3.

– Прочитайте предложение. (Целый котелок с борщом съели мы с товарищом). 
– Какое слово в предложении написано неверно?

Обсуждение в группах.

– Какого правила не знает Маша?

в) Повторение темы урока: Правописание О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных в творительном падеже.
– Поможем Маше улучшить ее знания по теме урока, а заодно и проверим себя, насколько хорошо мы знаем это правило и можем его применять.

г) Работа в группах. Повторение.
– Составьте схему правила в группе.

Обсуждение схем – игра «Светофор» (у доски – один ученик отвечает правило, остальные учащиеся класса оценивают ответы товарищей с помощью световых сигналов: зеленый круг – согласен с ответом товарища, красный – не согласен).

Обобщение. Работа по слайду 4.

3. Проверка усвоения новых знаний, способов и умений деятельности. Закрепление нового материала.

а) Работа по слайду 5.

– Маша правило поняла. Но этого мало.
– Как вы думаете, что еще нужно сделать Маше и нам, чтобы не допускать ошибки на это правило?
– Правильно, нужно потренироваться.

Выполнение упражнения по слайду – с комментированием у доски и в тетрадях.

Текст на слайде:

Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже:

Идти с (поклажа), цветочной (пыльца), любоваться (зрелище), справиться с (задача), следил за (скворец), с железным (ключ), над душистым (ландыш), суп с (лапша).

Обобщение.

– Почему написали О? Е?

б) Работа по слайду 6.

– Исправим предложение, с которого начался наш урок. Запишем его правильно. Как узнать, какая гласная пропущена?
Запись предложения с комментированием, дополнительно – подписать падежи имен существительных.
– Почему слово «борщом» написано с гласной «О»?

Обобщение.

в) Самостоятельная работа – слайд 7.

– Проверим, насколько хорошо мы усвоили это правило.

Работа в группах – по карточкам.

Маленьким братц…м, играл мяч…м, под тесовой крыш…й, с нежной кож…й, острым нож…м, с горящей свеч…й, за шустрым зайц…м, над снежным дворцом.

Взаимопроверка в группе.
Взаимопроверка между группами по слайду 8.

Оценивание – слайд 9.

– У кого нет ошибок, встаньте, пожалуйста.

Оценить выборочно. Остальных предупредить, что оценка работы будет выставлена после проверки карточки.

г) Физминутка – игра «Зеркало».

– Я показываю движения, а вы, как зеркало, их повторяете. Будьте внимательны, повторяйте упражнения как можно точнее.

д) Самопроверка знаний. Тест. Слайд 10.

– Сейчас каждый из вас сможет сам себя оценить, насколько хорошо он усвоил тему урока. Вам нужно вставить в слова, записанные слева,  пропущенную букву.

Рощ…й

О (П)

Е (О)

Пловц…м

О (Т)

Е (О)

Медведиц…й

О (Д)

Е (Л)

Камыш…м

О (И)

Е (У)

Огурц…м

О (Ч)

Е (М)

Шалаш…м

О (Н)

Е (А)

Гостинц…м

О (Й)

Е (О)

– После того, как вы это сделали, переходите к работе по двум столбикам справа. Здесь нужно аккуратно карандашом в строчке обвести ту гласную (вместе с буквой в скобках), которую вы вставили в слово.
– Из букв в скобках, которые вы обвели, составьте слово.
Проверка по слайду.
– У кого получилось слово?
– Какое это слово? (Отлично).
Оценить работу.

4. Рефлексия.

– Какое правило мы повторяли сегодня?
Работа по слайду 11 – ответы на вопросы устно.

Слайд 12.

– Каким было ваше настроение на уроке? Возьмите цветной магнит и прикрепите его к изображению того человечка, настроение которого совпадает с вашим.
– Как вы думаете, хорошо ли вы усвоили материал урока? Это покажет домашнее задание.

5. Этап информации учащихся о ДЗ и инструктаж о его выполнении.

ДЗ – выполнить задание по карточке.

Домашнее задание (выполнить задание на выбор)
1. Списать, вставить пропущенные буквы.  Составить и записать 2 предложения с этими словосочетаниями.

Цв…точной пыльц…й, сказочным королевич…м, прекрасной птиц…й, берёзовой рощ…й, с грустным плач…м, пришёл с врач…м,  с добрым сердц…м, перед страшным смерч…м, над аккуратным чертеж…м.

2. Поставить имена существительные в Т. п., выделить окончания. Составить и записать 2 предложения с этими словами.

Наташа, ландыш, Даша, ларец, конец, поклажа, полководец, близнец, горец, умелец, любимец, горчица, циркач, удача, больница, сыч, ералаш, завуч.