Цель: представить опыт работы по использованию стратегий Программы 7 модулей в профессиональной деятельности педагога.
Задачи:
- обмен опытом использования стратегий Программы 7 модулей в формировании общих и профессиональных компетенций педагогической деятельности;
- совместная отработка с участниками коучинга стратегий в интерактивном режиме;
- оказание методической помощи участникам коучинга для профессиональной деятельности;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками.
Ожидаемый результат: применение методов и приемов в практике преподавания.
Ресурсы: презентация Power Point, инструктивные карточки для работы в группах, листы формата А4, маркеры.
План проведения
1. Мотивационно-целевой этап.
А. Фазылбекова Г.Б. – участник Lesson Study
- Эмоциональный настрой.
- Командообразование.
Б. Ишмухаметова А.М. – сертифицированный учитель 1 уровня
- Мозговой штурм.
- Целеполагание.
2. Деятельностно-обобщающий этап.
- Стратегический прием модуля НП, КМ “Прочитай – напиши – запомни”..
Телекпаева С.А. – учитель англ. языка, сертификат 3 уровня.
- Взаимооценка при работе в группе . Модули НП, ОО и ОдО.
Рафикова Р.Ч. - учитель начальных классов, сертификат 3 уровня .
- Виды рефлексивной техники: “Рефлексивная мишень”, “Острова”, “Blob-tree”
Ишмухаметова А.М. – сертифицированный учитель 1 уровня.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
- Разминка для улучшения мыслительной деятельности.
- Обратная связь.
- Рефлексия
Тохтарова Ж.Х. – подопечный учитель, участник Lesson Study.
Ход и содержание
- Эмоциональный настрой: разминка Clock buddies (Рисунок 1)
- Командообразование: груша, яблоко, лимон
- Мозговой штурм :
Коллеги, перед началом нашей работы я хотела бы задать вам задачу:
Весной 1952 г. Алекс Осборн, предприниматель и директор страховой компании (которая пятью годами позже разорилась) штата Иллинойс США. Собрал почти всех жителей города возле своего вновь построенного, три месяца тому назад, деревянного двухэтажного коттеджа. Облил коттедж бензином и поджег его.
Вопрос: Зачем он это сделал? С какой целью он это сделал?
Рассматриваются варианты, даются ответы и расшифровываются выводы предложенные участниками мастер-класса (3-5 минут).
Дается ответ: Алекс Осборн, предприниматель и изобретатель, в последние годы жизни был журналистом. А дом он свой поджег для презентации средства пропитки дерева, не дающего ему загореться (Незагорайки), которым и был обработан дом.
Задаются вопросы (время обсуждения 5-7 минут):
- При обсуждении данной задачи какие методы мы использовали?
- Были ли наши выводы верными относительно идеи автора и почему?
- Каким образом Мы пытались найти решение на поставленную задачу?
Рассматривая данную задачу Мы погрузились в метод решения проектных задач, первым из них стал метод “мозгового штурма”, предложенный американским предпринимателем и изобретателем Алексом Осборном (1888-1966). Заметив, что одни изобретатели более склонны к генерированию идей, а другие - к их критическому анализу, А. Осборн предложил поручать поиск решений технических задач коллективу, состоящему из групп таких “генераторов” и “экспертов”.
Мы с Вами, уважаемые коллеги, объединяем в себе эти качества. Мы занимаемся постановкой целей и задач постоянно, ищем пути их достижения. Кроме того мы учим этому и наших подопечных.
Так что же такое ЦЕЛЬ?
Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.
Целеполагание - процесс постановки целей.
Методика постановки SMART-целей - пожалуй самая известная в целеполагании. Давайте разберемся, в чем она заключается, какие есть способы ее применения, а также в каких случаях и каким людям она подходит.
Но сначала немного истории. В переводе с английского “smart” означает “умный” с оттенком “хитрый”, “смекалистый”. В нашем случае это слово является аббревиатурой, которую ввел Питер Друкер в 1954 г. SMART содержит в себе 5 критериев постановки целей: Specific - конкретная; Measurable - измеримая; Achievable - достижимая;Realistiс - реалистичная; Timed - определенная по времени.
- Стратегический прием модуля Новые подходы, Критическое мышление “Прочитай – напиши – запомни”. Формула: на доске для групп вывешиваются тексты на английском языке. В каждой группе выбирают секретаря. Члены группы поочередно подходят к доске, читают предложение, возвращаются в группу, диктуют секретарю. Затем текст зачитывается, задаются вопросы остальным группам. Развивает внимание, память, мышление, речь.
- Взаимооценка при работе в группе . Модули Новые подходы, Оценивание обучения и оценивание для обучения
Знакомство с “Экраном успеваемости”..
1 задание – чтобы вспомнить
Читаем в группах стихотворение, узнаем, о какой части речи идет речь, находим глаголы (14), доказываем, что это глаголы
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (Глагол)
- Дополни и запиши:
Глагол – это часть речи, которая обозначает ………………и отвечает на вопросы…………………Глагол изменяется………………………
- Грамматическая игра “ Да - нет” (Рисунок 2)
Условия игры: если высказывание верно – пишем “Да”, если высказывание неверно – пишем “Нет”.
а) Глагол обозначает действие предмета.
б) Все глаголы изменяются по родам.
в) Глагол изменяется по временам.
г) Глагол в настоящем и будущем времени склоняется.
д) Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.
е) У глагола 3 спряжения.
ж) Глагол в начальной форме отвечает на вопросы: “Что делать? Что сделать?”.
з) Перед глаголом никогда не бывает предлогов.
- Работа с деформированным тестом. Составить из слов предложения, найти глаголы и определить, каким членом предложения он является.
1) чай, женщины, Собирают, только;.
2) женских рук, Аромат, не портит, чая, запах;
3) травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.
- Составление кластера “Ромб”.
- Подведение итогов работы по “Экрану успеваемости”.
- Рефлексия “5 пальцев” (Рисунок 3)
Чему учились? Что нового узнали? Что было легко? Что было трудно? Что понравилось?
- Виды рефлексивной техники: модуль Критическое мышление.
“Рефлексивная мишень”.
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
“Острова”.
На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак v, на каком изостровов вы сегодня пребывали: остров Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
- Обратная связь “Корзина. Мясорубка. Чемодан”
- Рефлексия “Незаконченное предложение”. (Рисунок 4)
- Было интересно…
- Было трудно, но теперь я могу…
- Я приобрел…
- Я научился…
-Я смог…
- Коучинг дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Итог коучинга. Я призываю Вас позаботиться о себе при реализации профессиональных целей задач, о том МАСТЕРЕ, которым Вы станете завтра. Через месяц, через год или большее время. Но обязательно станете, при желании и старании!
Ведь поиск и решение это своего рода игра, так что играйте и побеждайте.
Заполнение анкеты коллегами, присутствующими на мастер-классе, для личной рефлексии практики в школе.
Ресурсы.
- Руководство для учителя первого (продвинутого) уровня, Астана, 2012.
- http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/master-klass-prepodavatelya