Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"

Разделы: История и обществознание


Цель: приобщать учащихся к культурному наследию русского народа (знакомить с традициями, обрядами, обычаями); воспитывать бережное отношение к нему.

Оборудование: стол, накрытый для чаепития, самовар, прялка, клубки, спицы для рукоделия.

Ход занятия

Сообщение темы и цели занятия.

Содержание занятия.

Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Ведущая: Мы рады видеть вас на наших посиделках. Поэтому желаем вам прекрасно отдохнуть, повеселиться. Но не забывайте и о том, что даже на посиделках не прекращался крестьянский труд.

Ведущий: Девушки вязали, вышивали, парни мастерили вещи, которые были необходимы в домашнем хозяйстве.

Ведущая: В.В. Даль, создатель “Толкового словаря”, пишет, что посиделки – это сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а боле – россказней, песен и забав.

Ведущий: А еще В. Даль называет русские посиделки вечерками, вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, досветками и совершенно справедливо утверждает: “Женатые на посиделки не ходят, женатого с посиделок веретеном гонят, женился – не подстригся, а от посиделок отрекся.”

Ведущая: На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и по сей день живут в народной памяти.

Оба ведущих вместе: Добро пожаловать на наши посиделки!

Ученица: Во все времена русские люди были хлебосольными, т. е. гостеприимными. Считалось, что гость должен обязательно угоститься хлебом – солью. Хозяин очень обижался, если кто – то отказывался от хлеба – соли. Отведайте наш хлеб – соль!

Ученица: Очень хотелось бы сегодня поговорить о знаменитом у православных христиан седьмом дне января – Рождестве Христовом.

Его канун имел своё название – рождественский сочельник, и строго предписывал не принимать пищу до появления в небе первой звезды, не искушаться мелочами, настраиваться на встречу Спасителя мира. Повсеместно был распространён обычай – после появления звезды Христа славить не только в семейном кругу, но и подворно. И теперь не такая уж редкость встретить под Новый год стайку сельских ребятишек, распевающих под окнами щедрых в эти часы соседей:

Коляда, коляда, ты подай пирога!
Родился Христос – Сыны Божий!
А мы шли – прошли недалёкий путь
Родился Христос – Сыны Божий. Шли колядку петь, в барабан играть
Родился Христос – Сыны Божий. Люди добрые, подымайтеся –
Родился Христос – Сыны Божий.
Рождество встречать собирайтеся! Родился Христос – Сыны Божий!
Пришла Коляда наперёд Рождества! Родился Христос – Сыны Божий!

Диалог колядовщиков с хозяевами:

Подайте коровку – масляну головку.
Подайте блинка – будет печь гладка.
Коляда, коляда! Давай пирога…
У доброго мужика родись рожь густа: колоском густа, соломкой пуста.
У скупого мужика родись рожь густа: колоском пуста, соломкой густа.
Коляда – маляда, ты пришла к нам молода.
Мы нашли коляду во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон, выноси добро на двор!
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тёпленький пирог, или маслице – творог,
Или денежку копьём, или рубль серебром!

Все вместе: “Сеем – веем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем!”

1-й колядовщик: Чем вы нас, хозяюшка, подарите: Денег мешок или каши горшок?

2-й колядовщик: Кувшин молока иль кусок пирога?

2-й колядовщик: Копеечки на конфеточки али гривеннички на прянички?

Хозяйка: Играли на удивление, заслужили знатное угощение. (Высыпает ребятам в мешок угощение.)

Таня: Катя, а чегой-то здесь валенки валяются?

Катя: А это, наверно, Ирина гадает.

Таня: Как это?

Катя: А ты что, Таня, не знаешь? Слушай! Надо встать спиной к забору, через него кинуть валенок и смотреть потом, куда указывает его носок. Куда показал, туда и замуж отдадут. (Выбегает Ирина, смотрит на валенок.)

Ирина: Девчонки, смотрите: мой – то валенок на Николкин двор показывает!

Девушки: Да что ты!

Таня: А знаете, у моей старшей сестры девки сегодня посиделки устроили, может гадать будут.

Катя: Давайте к ним пойдём!

Таня: И правда, пошли.

(Девушки и парни сидят за столом.)

1-я девушка: А знаете, что гадания под Рождество считались самыми верными? Вот послушайте, как раньше гадали наши прабабушки.

Первое гадание – девушки собирали кольца, запонки, серёжки. Клали в блюдо, накрывали салфеткой. Маленькие кусочки хлеба клали поверх салфетки. Сначала пели песню хлебу и соли и брали кусочки. Ложась спать, клали их под голову, загадывая, что приснится.

Второе и самое распространенное – гадание с петухом. Гадальщики раскладывали крупу, кусочки хлеба, ножницы, монетки, зеркало, миску с водой. Вносили петуха и смотрели, что петух клюёт: крупу – к богатству, хлеб – к урожаю, ножницы – будет жених портным, монетки – к деньгам, клюёт зеркало – будет муж щёголь, пьёт воду – будет муж пьяница.

Также девушки ходили “слушать” за деревню, на перекрёсток дорог: в какой стороне залает собака – туда и замуж идти. Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом выйдешь замуж. Смеются – в хороший.

Надя: А я хочу познакомить вас с ещё одним наивеликим праздником христианским Крещеньем. Праздник Крещения считается одним из древнейших праздников христианства. Его установление можно отнести к тем временам, когда апостолы ещё проповедовали учение Христа. Интересно то, что древнее название этого события – “Епифания” или ещё “Теофания”, что значит Богоявление. День Крещения ещё называют “Праздником Светов”, ибо в этот день Бог приходит в наш мир. По преданию, в полночь крещенскую дух святой во все водоёмы с неба сходит. Колыхнётся гладь водная, вострепещет, исполнится силой животворящей, от любой хворобы исцелить способной. Потому и почитали обязательным долгом и деревенский люд, и горожане набрать побольше одухотворённой воды. Обычай этот довольно широко сохранился в наших местах. Последняя святочная ночь, ночь под Крещение, почиталась также, как и самое необманное время для гаданий, пытанья судьбы. Помните, у В.А.Жуковского?

Раз в крещенский вечерок девушки гадали.
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
Снег пололи, под окном слушали, кормили
счётным курицу зерном; ярый воск топили.

Таня: А я хочу рассказать о летнем празднике – Троице – празднике трав, цветов и деревьев. День Святой Троицы или Пятидесятница – один из самых близких людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи – окончательно просыпается природа, после долгой зимы начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают берёзовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день зелёный.

В этот день родилась наша церковь. В этот день почти 2 тыс. лет назад апостолы сидели в горнице одного из иерусалимских храмов на горе Сион. Но именно этому дому суждено было стать первым Храмом. Именно здесь Христос являлся Своим ученикам после Святого Воскресения, здесь он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив свою первую литургию. Здесь же на Деву Марию сошёл Святой дух. Ученики Спасителя поняли, что он оставил после себя не только горстку последователей, но церковь. Апостолы 50 дней не расходились по домам, ожидая Крещения Святым духом. И вот внезапно сделался шум с неба и наполнил весь дом, где они находились. И исполнились все Духа Святого, т. о., в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название Праздник Святой Троицы. Следующий за ней понедельник – Духов день. И он занимал особое место в народном календаре, так как именно с ним связывалось окончательное наступление лета: “ С Духова дня не с одного неба, а даже из под земли тепло идёт”. Не менее живучи преданья о том, что перед солнечным восходом в Духов день Мать – Сыра – Земля открывает все свои тайны, а благочестивым искателям кладов – сокровища.

Надя: Девочки, а вы знаете, что раньше ни одни посиделки без пляски не обходились?

Катя: А какие частушки пелись! А давайте наши, большеполянские, споём.

Частушки:

1. Эх, гармонь, моя гармонь, золотые планки. Стало страшно провожать милую с гулянки.

2. Я любила одного, любила по пятнадцати. Я любила целоваться раз до девятнадцати.

3. Отчего не поплясать, отчего не топнуть, неужели в этом дома перерубы лопнут?

4. Я и так, я и сяк. Я и зайчиком. Отчего не поплясать с таким мальчиком?

5. Я иду, а мне навстречу трактора да трактора. Почему любовь не лечат никакие доктора?

6. У подружки два Ванюшки, у меня – ни одного. Я скажу своей подружке: “Дай мне Ваню одного”.

7. Я плясала по льду, теперь – по земельке. Я любила по году, теперь – по недельке.

8. С неба звёздочка упала на косую линию.Толя Катю перевёл на свою фамилию.

9. Ой, топни, нога, топни, правенькая! Всё равно плясать пойду, хоть и маленькая!

10. Я ходила по полю, мимо кони топали. Собирала планочки Ваниной тальяночки.

11. Идут двое, подруженька, идут двое, твой да мой. Твой в малиновой рубахе, а мой – в серо– голубой.

12. Гармонисту за игру, за игру – игручую два солёных огурца, картошку рассыпучую.

Надя: Девочки, а как интересно говорили наши бабушки и прабабушки! А ну-ка, угадайте, что означали слова:

Парочка – кофта с юбкой, намедни – вчера, щё – что, кочет – петух, судница – кухня, хлеба – зерновые культуры, малай – молодой парень, анадысь – недавно, жамки – пряники, будя табе – перестань говорить глупости, небось – наверное.

Ну и молодцы же вы!

Катя: Девочки, а на посиделках раньше ещё и страдания пели. А знаете что это такое?

Называние частушек “страданиями” восходит к глаголу “страдать”, т. е. переживать тяжёлые эмоции и страдать – петь, исполнять частушки “страдания” в паре с подругой иди гармонистом. Д. К. Зеленин Считает, что слово “страдать” – синоним глагола “любить”.

В. И. Симаков “страданиями называет двухстрочные частушки. Слова любить и страдать здесь понимаются в равнозначном смысле. В ряде случаев девушка называет своего молодого человека “страдателем”. “Страдать” – это ещё значит и гулять, проводить время с любимым человеком. Сегодня страданиями называют и четырёхстрочные тексты на любовную и другие темы”.

Катя: А сколько страданий знает моя бабушка Пономарёва Екатерина Дмитриевна… Я ни у кого больше столько не набрала! Девчонки, а давайте их исполним!

Страдания:

– Пролетели мои годы, как по речке быстро воды.
– Проводила за лесочек, только слышен голосочек.
– Проводила за лес тёмный, только виден костюм чёрный.
– Ой, ну какой же ты страдатель, трёх копеек не истратил?
– Ой, хорошо страдать в садочке, под яблонькой в холодочке.
– Полюбила у потёмках, а он, девки, у лаптёнках.
– Страдатель мой, страдай со мной, не хошь страдать – ступай домой.
– Ой, от страданья от лихого нет спасенья никакого.
– Ой, подуй, подуй, ветерочек, на залёткин хуторочек.
– Ой, расставаться пойдём к пруду. Ой, ты топись, а я не буду.
– Расставаться пойдём к речке. Ох, поплывут наши словечки!
– До свиданья, до свиданья, до свиданья – 3 раза,

А ещё раз до свиданья, твои карие глаза.

Дина: А у меня такой вопрос: какие игры были у наших бабушек и дедушек? Не знаете? А теперь слушайте:

Горелки – исконно русская игра. Несколько веков игра в горелки была одной из самых любимых на всеобщих празднествах и в детских шалостях.

Играющие вставали парами в колонну, водящий впереди спиной к ней.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят. Огонь, гори.

На последнем слове стоящие в последней паре расцепляются и бегут (один – слева колонны, другой – справа) к началу колонны. Водящий должен запятнать кого-нибудь до того, пока они не возьмутся за руки. Если это удаётся, то водящий и тот, кого задели, меняются местами.

Таня: Девочки, а я узнала много интересного о свадебном обряде. Русские женились очень рано. Бывали случаи, когда жениху было только 12 – 13 лет. Родители, предприняв намерение женить сына, советовались со своими родственниками и часто не говорили об этом жениху. Родители не спрашивали согласия своих детей на брак. Если родители невесты не желали отдавать свою дочь, то имели отговорку на молодость дочери. До свадьбы жених не должен был видеть невесту. Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а к невесте – её гости. Когда время венчания приближалось, невесту одевали в самое лучшее платье, в это время девицы пели ей свадебные песни. В то же время жених в своём доме собирался с поезжанами.

“У жениха, при сборе поезда на девичник, пелась песня про соловьюшку, что во садочке рано вставал, хорошо распевал, доброе дело предсказывал. Затем начинались многозначительные разговоры – переговоры с будущими родственниками. Потом под правую руку вводили жениха. Шли разговоры – переговоры о красном товаре, куницах, лисицах, да красных девицах. Будущие виновники свадьбы отождествлялись с жеребятами, телятами, столь необходимыми в будущем хозяйстве. Согласие сопровождалось песенными повествованиями про садовую яблоньку, что в присаде стояла, про козушку белоногую, что по горке ходила. Серого волка дразнила, поддразнивала. Вплеталось в женско – девическое песенное сказание – раздумье о березничке листоватом, кустоватом, да то ли льне, да то ли рябинушке, то ли зимней только выпавшей пороше. Песенно метелилось, хороводилось, вытанцовывалось”. [1]
________________________________________________________________

1. (В. В. Шахов, Б.М. Шальнев, с. 102)

Катя: Девочки, а я знаю, что в Озёрках (в соседнем селе) на свадьбах до сих пор старинные песни поют.

Давайте споём одну из них.

Песня:

Во горенке, во новой стоял столик дубовой
Стоял столик дубовой, ножки точеные.
Ножки точеные, позолоченные.
Как за этим за столом всё бояре сидят.
Всё бояре сидят, они пьют и едят,
Они пьют и едят, разговор говорят.
Они пьют и едят, разговор говорят
Про Алёшину жену, про Еленушку красу.

Катя: Думаю, что после свадебного обряда уместно поговорить о Родинах и Крестинах.

Испокон веков в России (наш край не составил исключение) дети были желанными в каждой семье. Их появления на свет ждали с верой надеждой, любовью. День родин был праздничным, красным днем в семейном календаре и в царских палатах, и в княжеских хоромах, и в крестьянских избах. По древнему обычаю во имя благополучного появления младенца возжигались лампады, размыкались запоры, развязывались узлы, распахивались ворота и двери. Героем дня, наряду с роженицей, была умудрённая опытом, скорая и лёгкая на руку, привечальная бабка – повитуха, исполнявшая миссию особого значения: именно она принимала в тёплые ладони долгожданное дитя, новосёла, лёгким шлепком побуждала его к первому крику: “Я пришёл!” В старое время, местами и ныне, тщательно сохраняют “сорочку”, т. е. ту перепонку, в которой иногда рождаются дети. В России и других странах считают счастливыми детей, родившихся в сорочке. Поверье это основано на древнем представлении о пребывании в сорочке души или духа ангела – хранителя.

Повивальной бабке, как и счастливой родительнице, причитался подарок. Отца, окрылённого, как и всю родню сопереживавшую, ждал праздничный стол в честь новорожденного. Самым желанным был и остаётся, конечно, в каждой семье первенец – первый ребёнок, наделяющий родителей своих званиями матери (матушки) и отца (батюшки) – самыми главными, самыми дорогими для них званиями. Но и любой последующий ребёнок, а в семьях крепких было и по семь, и по десять и более детей, прибавлял света в дому.

В России празднование Родин существует издавна. В древней летописи такое празднование упоминается под 1196 г. (гости были в радости, в веселии и любви).

Дина: А я расскажу о крестинах. Крещение – было очередным престольным семейным праздником. По значению он был выше родин, т. к. означал одушевление дитяти, наделение его бессмертной душой. Красочный обряд совершался в церкви. На священнике светлая праздничная риза как символ духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит её, всех стоящих рядом с зажжёнными свечами. Окунание в купель с посеребрённой водой сопровождается особыми молитвами. На младенца надевали медный, серебряный или золотой крестик, который всю жизнь должен был оберегать его от злых сил и чёрных соблазнов. На крещаемого надевали белую крестильную рубашку. В это время пели очень красивый тропарь. А затем священник обращается к крёстным: “Принимайте своё чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом. Вы взяли на себя подвиг духовного родительства и за то, как понесёте вы его, держать вам ответ теперь перед Богом”.

За праздничным крестильным столом рядом с кровными родителями занимают места крёстные отец и мать. По обоюдному согласию они выбирались из родственников или из уважаемых, близких дому людей, бравших на себя ответственность за нравственное воспитание крестника или крестницы, обязательство помогать им в трудную минуту. В свою очередь крёстные отец и мать почитались за близких родственников, и за праздничным столом, в том числе свадебным, им отводилось место в красном углу. Крестины новорожденных назначались по православному календарю строго в определённые сроки, чаще всего на восьмой день. Если по состоянию здоровья ребёнка или матери этот срок был упущен, обряд совершался на сороковой день.

 

Ведущие: Часовые мчатся стрелки. Всем пора уже и в путь.

Мы запомним посиделки, где смогли так отдохнуть.