Урок технологии на тему "Бутерброды. Изделия: "Бутерброды", "Радуга на шпажке"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: ознакомить учащихся с технологией приготовления и оформления бутербродов; научить готовить холодную закуску.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся ознакомятся с классификацией бутербродов, навыкам приготовления бутербродов
  • Метапредметные (УУД):
    • регулятивные – определение технологической  последовательности приготовления бутербродов .   
    • коммуникативные – умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем,  разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.
    • познавательные – выбор наиболее рациональных способов приготовления пищи и проводить сравнительный анализ,
  • обобщить знания о трудовой сфере деятельности повара.
  • Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развивать  трудолюбие, воспитывать аккуратности и опрятности в работе,  воспитать бережное отношение к продуктам.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор кухонной посуды, инструкционные карты,  мультимедийное сопровождение.

План   урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

3. Самоопределение к деятельности.

4. Работа по теме урока

  • беседа (сообщения учащихся)
  • объяснение нового материала и задания для учащихся.

5. Физкультминутка

6. Инструктаж. Заострить внимание учащихся  на охране труда, организации рабочего места, мытье посуды. Учитель обращает   внимание учащихся на приемы  пользования столовыми приборами.

Санитарно-гигиенические требования.

  • Пищу готовить в специальной одежде.
  • Перед началом работы вымыть руки с мылом.
  • Волосы убрать под косынку.
  • Использовать только свежие продукты.
  • Пищевые отходы собирать, своевременно выносить их.

Требования безопасности.

  • Осторожно обращаться со столовыми приборами – ножом и вилкой,  не есть с ножа.
  • Нельзя пользоваться посудой, изготовленной из окисляющегося металла, с поврежденной эмалью ).
  • Закрепление изученного материала .

7. Практическая работа «Приготовление бутербродов».

В ходе практической работы осуществляется контроль:

  • За соблюдением правил безопасности труда, санитарии, гигиены;
  • За организацией рабочего места;
  • За соблюдением последовательности приготовления;
  • За выполнением правильных приёмов работы с инструментами и приспособлениями;
  • За трудовой дисциплиной.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания.

9. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Организационный момент

img8.jpg (35337 bytes)

– Куда я попала, вы как-то необычно выглядите? Почему? Значит вы повара! Кто это?

ПOВАР — человек, занимающийся приготовлением пищи.

Повар у плиты творит, 
Как на крыльях он парит. 
Все бурлит вокруг него, 
Кухня – кузница его. 

Каждое его творенье – 
Просто сказка, объеденье, 
Мысли, творчества полет. 
Тот, кто пробовал, поймет.

– Что нужно повару для его работы? (Посуда, рецепты, приборы)
–  На столе с блюдами что самое главное? (Хлеб)

Сообщение ученика:

Буханка хлеба – это настоящий
Осколок солнца на моей земле,
Огонь обогревающий, горячий
Извечно на обеденном столе.

У разных людей есть различные ценности: золото, шубы, книги. Но есть одинаковые ценности у всех людей. Это – отчий дом, отец, мать и ещё хлеб. О нём мы сегодня говорим: «Хлеб – всему голова!». Мы славим труд землепашца и комбайнёра, водителя, мукомола и хлебопёка. Это их честный и нелёгкий труд даёт нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный и ничем незаменимый хлеб.
Растения, зерна которых годятся в пищу, называются хлеба. Это рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Но пшеница, рожь и ячмень называют еще жито. Их общее название сходно со словом жить не случайно. Они основные наши кормильцы. Есть еще слово, которое тоже близко к слову жить. Это слово – жилье. Не зря в народе говорят: «Был бы кусок хлеба, да крыша над головой, и жить можно».
Каким только не бывает хлеб: белым и чёрным, честным и горьким, жарким, горячим, холодным. Он редко бывает лёгким, а чаще тяжёлым. Человек любит отца и мать, любит жизнь и хлеб. По отношению к земле и хлебу можно определить порядочность человека. Нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. В некоторых губерниях человек, уронивший кусок хлеба,должен был поднять его и, как бы извиняясь за свою неловкость, поцеловать. Зачем? — спросите вы. Старики говорили: чтобы в ад не попасть
Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

– А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. А вы Можете рассказать  какие-нибудь пословицы связанные с хлебом? (Пословицы учеников)
– Скажите, что быстро готовят вам на завтрак?

БУТЕРБРОД

Это интересно

– Кто знает, что это слово означает? (Хлеб с маслом)
– Кто изобрёл бутерброд? Наверное, очень весёлый человек, тот самый кто первым сказал: бутерброд всегда падает маслом вниз. Немецким монахом Бредом Бутером  был проведён эксперимент, где участвовало 384 человека. Они намазывали хлеб маслом и  в течение  11 часов подбрасывали бутерброды, которые всегда падали маслом вниз. Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом и ужином , к супу, чаю, а также берут в поход. Бутерброды могут быть разнообразной формы: круглой, квадратной, в виде ромбиков, цветочков. Для бутербродов используют всевозможные продукты: брынза, сыр, яйца, мясо, рыба, соленья и др. 

По способу приготовления бутерброды делятся на: (Презентация, слайд 5)

  • открытые ( простые и сложные)
  • закрытые (сандвичи)
  • закусочные (канапе)
  • горячие (гренки)

Технология приготовления бутербродов

  • Открытые бутерброды:
    • готовят на пшеничном и ржаном хлебе
    • хлеб нарезают толщиной 1 см
    • украшают зеленью или продуктами, имеющие яркую окраску
    • простые – 1-2 вида продукта
    • сложные – несколько видов продуктов.
  • Закрытые бутерброды:
    • готовят из 2 половинок хлеба
    • на хлеб кладут продукты и закрывают вторым ломтиком хлеба 
    • продукты закрепляют шпажками.
  • Закусочные бутерброды (канапе):
    • готовят на фигурных ломтиках хлеба
    • на хлеб укладывают продукты в несколько слоёв по форме хлеба
    • толщина хлеба – 0,5-0,8 см., ширина – 3-4 см.
    • продукт закрепляют шпажками

Также стол могут украсить весёлые бутерброды.

Требования к качеству готовых бутербродов

  • бутерброды готовят непосредственно перед подачей
  • продукты, входящие в состав бутербродов должны быть свежими,
  • горячие бутерброды должны подаваться в горячем виде,
  • хлеб не должен быть слишком тонким или толстым,
  • хлеб должен быть полностью покрыт продуктами, 
  • хранить бутерброды в холодильнике не более 3 часов.

Физкультминутка «Хлоп-топ»

Хлоп – правила санитарии и гигиены.
Топ – правила т\б.

Закрепление изученного материала

– Самый главный продукт питания?
– Как называются маленькие бутерброды?
– Какой толщины нарезают хлеб для бутербродов?

Практическая работа «Приготовление открытых бутербродов»

Вводный инструктаж: объяснение хода работы, правила техники безопасности при работе с ножом. (Учащиеся пользуются инструкционными технологическими картами). В ходе практической работы осуществляется контроль:

  • за соблюдением правил безопасности труда, санитарии, гигиены;
  • за организацией рабочего места;
  • за соблюдением последовательности приготовления;
  • за выполнением правильных приёмов работы с инструментами и приспособлениями;
  • за трудовой дисциплиной.

Заключительная часть

Закрепление основных понятий урока (классификация бутербродов: открытые, закрытые, закусочные, горячие)

Подведение итога. Самооценка

Домашнее задание

Приготовить дома с родителями бутерброды.