Цели занятия:
- Образовательные: учить правильно произносить звук [р] в речи.
- Коррекционные:
- автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях;
- развитие мелкой моторики;
- развитие целенаправленного речевого выдоха;
- развитие навыка нижнего диафрагмального дыхания;
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания и памяти;
- развитие связной речи;
- обогащение словарного запаса (циркуль);
- Воспитательные:
- вырабатывать контроль за своей речевой деятельностью;
- расширять кругозор.
Оборудование: игрушка кенгуру, карточки с буквами,фишки с рыбками, конверты с заданиями, сундучок, предметы, в названии которых есть звук [р], лабиринты, распечатки слайдов презентации, карточки с домашними заданиями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Здравствуйте,ребята! Сегодня мы отправимся путешествовать в далёкие страны.
II. Сообщение темы занятия
– Отгадайте загадку:
Сумку носит впереди,
Хвост длиннющий позади.
Ловко скачет по двору
Длинноногий… (кенгуру).
– А где живёт кенгуру? (В Австралии)
– Какой общий звук есть в ловах кенгуру и
Австралия? (р)
– Назовите этот звук.
– Дайте характеристику этому звуку. ([р] –
согласный,звонкий)
– Как правильно произносится этот звук? (Дети
рассказывают о положении артикуляционных
органов во время произнесения звука р).
– Проводите пальчиком по дорожке,произнося
отчётливо : р-р-р-р.
III. Артикуляционная гимнастика
1. Заборчик
2. Лопаточка
3. Грибок
4. Лошадка
Дыхательные упражнения:
1. «Шарик в животике». Через нос набрать воздух и
опустить его в живот,выдыхать через
рот,произнося при этом долгий звук ш.
2. «Футболисты». С помощью воздушной струи
загнать ватный мячик в ворота соперника.
IV. Развитие фонематического слуха
– Я буду называть слова. Если в слове есть звук р,поднимаете фишку с рыбкой.
Слова: ракета, лама, морковь, мороженое, луна, молоко, портфель, порт, зубр, зуб, килограмм, стол.
V. Автоматизация звука в слогах и словах
– Наша мама-кенгуру привезла нам из Австралии письмо. Давайте его прочтём.
На базар пошёл Макар,
Повторяем слоги – АР.
Ар-ар-ар-ар-ар-ар-ар.Он купил себе топор,
Повторяем слоги – ОР.
Ор-ор-ор-ор-ор-ор-ор.Для хозяйки – вкусный сыр,
Повторяем слоги – ЫР.
Ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр.Дочке – красочный ковёр,
Повторяем слоги – ЁР.
Ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр.
Игра «Волшебный сундучок»
– А ещё кенгуру привезла нам волшебный
сундучок, давайте заглянем в него.
– Вы по-очереди доставайте предметы из него. Если
в названии этого предмета есть звук р ,то вы его
кладите корзину.
Предметы: ручка, карандаш, ножницы, тетрадь, клей, мел, книга, линейка, циркуль.
– Кто мне ответит, что такое «циркуль»?
– Как можно назвать все эти предметы? (Школьные
принадлежности).
VI. Развитие мелкой моторики
– Ребята,посмотрите,что изображено на
картинке? (Муравейник)
– А кто живёт в муравейнике? (Муравьи)
– Муравей заблудился. Давайте поможем ему
добраться до муравейника.
– Если вы будете правильно называть все
слоги,встречающиеся на пути муравьишки,то он
очень бвстро попадёт домой.
Слоги: АР-ОР-ЫР;ЭР-РА-РО-РУ-ПАР-СЫР-ХОР-ГО-РЫ-ФА-РА-КУ-РЫ-ПИ-РО-ГИ-РЫ-БА-КИ-БА-РА-БАН.
VII. Автоматизация звука в предложениях
– Наша гостья предлагает вам выполнить следующее задание:
Через крыши по двору
Прыгал быстрый кенгуру.
– Кенгуру будет рада,если вы правильно и красиво расскажите её любимое стихотворение.
VIII. Развитие связной речи (Приложение 1)
– Ребята, внимательно смотрите и запоминайте
всё, что увидете.
– А теперь по картинкам расскажите,что случилось
с кенгуру.
– Сейчас вы закроете глазки, а я уберу одну из
картинок. Догадайтесь, какую картинку я убрала и
что на ней было изображено.
Далее переворачиваются все картинки и дети восстанавливают ход событий.
IX. Загадки
– Внимательно слушайте загадки,а отгадку не называйте,а показывайте картинку.
За лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Золотая … (радуга).Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому,кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (Жираф)Этот гриб красивый,
Красный,
Но поверьте, он –
Опасный … (мухомор).На каком цветке гадают,
Лепесточки обрвывают? (Ромашка)Этот круглый плод большой
С жёсткой красной кожурой.
В южных странах он растёт,
Сок рубиновый даёт. (Гранат)
X. Итог урока
– Какой звук мы произносили чаще других звуков?
– Со всеми ли заданиями вы успешно справились?
– Какое задание вам понравилось больше друних?
– Вы, ребята, молодцы! Кенгуру очень понравилась
ваша работа на занятии. Вы были активны, веселы,
всё правильно понимали и выполняли.
XI. Домашнее задание
Мы проказника – крота
Отругали неспроста.
Перерыл, испортил крот
Наш красивый огород.