Урок-путешествие по теме "Закрепление ( )+3, ( )–3. Решение текстовых задач"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Закрепить  знания учащихся с приёмами вычислений числа 3.
  • Развивать умения устного счёта.
  • Развивать  логическое  мышление, память, речь.
  • Способность производить анализ вычислений в рамках десятка.
  • Формировать положительное эмоциональное отношение к математическим вычислениям.
  • Развивать межпредметные связи.
  • Прививать чувство любви к животным.
  • Развивать чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование:

  • произведение Чуковского К.И. «Доктор Айболит»;
  • иллюстрация  доктора Айболита;
  • телеграмма;
  • солнышко с облаками;
  • иллюстрации с изображением  леса, моря, гор, зверей, сигнальные карточки;
  • математические кораблики;
  • фрукты.

План  урока

1.  Организационный  момент.

  • Проверка  готовности  к  уроку.
  • Сообщение темы  урока и постановка  цели.

2.  Основной этап  урока.

  • Устный  счёт.
  • Решение текстовых задач.
  • Самостоятельная  работа в тетрадях.

3. Итог  урока.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Наглядность

1. Организационный момент 1) Проверка готовности к уроку (1 мин.)

– Сейчас, ребята, у нас урок математики. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. На парте должны лежать учебник математики, рабочая тетрадь, пенал, математические кораблики.

Проверяют  готовность  к  уроку.  
2) Сообщение темы  урока и постановка  цели. (3 мин.)

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом  сидит.
Приходи  к нему лечиться и корова и волчица,
И жучок, и паучок, и медведица.
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор Айболит».

 

– А кто автор сказки  про  доктора  Айболита?

Стук  в  дверь.

– Ребята, кто-то к нам стучится.

(Открываю дверь. Заходит почтальон с  телеграммой в руках.)

Эту сказку написал К.И. Чуковский

– Здесь находится 1 а класс? У вас гостит доктор Айболит? Я принёс для него телеграмму. Да  
(Хорошо читающий  ученик её читает) «Приезжайте
Доктор, в Африку скорей.
И спасите, доктор, наших малышей»
телеграмма
– Ребята, а вы хотите помочь  доктору спасти зверей? Да  
– Тогда давайте отправимся вместе с ним. Но в пути могут возникнуть препятствия.   А мы дружная команда?  Да  
– Значит, помогая  друг другу, справимся с любыми  трудностями. Согласны? Да  
2. Основной этап 1. Устный счёт (3 мин.)

– Итак, ребята, мы отправляемся в путь.
– Как вы думаете, ехать лучше в ясную погоду или в пасмурную?
– Посмотрите на доску. Облака закрыли солнышко. Для того, чтобы их разогнать, надо выполнить несколько заданий.

 

Ехать лучше в ясную погоду, когда светит солнышко.

Солнце с  закрывающими его облаками.

Игра «Молчанка»

«Разгони облака». На другой стороне облаков выражения на  +3 – 3.
Я  показываю облачко с записанными на  нём выражениями, а вы мне ответ.

  Веера  с числами.
2.  Решение задач в стихах.

а) К серой цапле на урок
Прилетело 7  сорок,
А из них лишь 3 сороки
Приготовили  уроки.
Сколько  лодырей сорок прилетело на урок?

4 сороки лодыря, т.к. из 7 вычесть 3 равно 4.  
б) Две пушистых кошечки
Улеглись  в лукошечке.
Тут ещё 3 прибежало.
Сколько вместе кошек стало?
5 кошек, т.к.2 + 3 = 5
в) Привела  гусыня-мать
Шесть детей  на  луг гулять.
Все гусята, как  клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
3 дочки т.к. 6 – 3 = 3
г) Девять бегемотиков
схватились за животики,
У них, у  бегемотиков
животики  болят.
И лишь на  трое меньше болеет акулят.
У скольких акулят животики
болят?
У шести  акулят животики болят.т.к. 9 – 3 = 6
– Вот мы и разогнали все облака. Теперь нам  светит яркое солнышко, и мы можем смело  отправиться в путь.  

– На пути у нас преграда, — дремучий лес.
– Ребята,  скажите, какие животные обитают в лесу?
– Как мы их называем?
 

– Лиса, медведь, волк, заяц, кабан и др.
– Дикие  животные

Физминутка (1 мин.)

(Вышли из-за парт)

У медведя дом большой, а у зайки маленький.
Наш медведь пошёл домой, а за ним и заинька.

Делают физминутку.  
3. Работа с учебником (4 мин.)

– Чтобы из леса выбраться, нужно открыть учебники – на с 25  и  выполнить задание.

Выполняют задание по учебнику на с.25  

Но  вот  перед  нами море
Бушует,  шумит  на просторе,
А  в море  высокая ходит волна,
Нас  с Айболитом проглотит она.

– Какие  животные   обитают в море?

– Кит, акула и др.

4. Работа  в тетради на печатной основе. Самостоятельная работа. (6 мин.)

– Ребята,  чтобы  перебраться на  другой берег, нужно выполнить задание в тетрадке.
Откройте тетради на стр.26 (задача  с комментированием про белочку).

   
Разбор задачи:
– Что известно в задаче? Назовите условие.
Известно, что было 5 орешков, а стало на 3 больше.
– Назовите вопрос. Сколько  стало орешков?
– Что нужно найти?
– Как вы думаете, каким действием будем  решать задачу?
Задачу  будем решать сложением, т.к.в условии сказано, что было 5 орешков, а стало на 3 больше, значит это 5 да ещё 3, поэтому 5 + 3 = 8
Ответ: 8 орешков стало у белочки.
– Давайте проверим, у всех такой ответ получился или нет?
– Молодцы!
Да.
Решение задачи с использованием математических корабликов. С.26 (про цветы)
(1 ученик у доски)
Разбор и решение устно. (1 ученик у доски) Магнитная доска (математические кораблики)
Физминутка (1 мин.)

Качаясь на волне,
Плывём на спине.
Все как один,
Плывём,  как дельфин

Делают   физминутку  
– Вот мы уже на другом берегу. Продолжим  двигаться  дальше.

И горы встают  на  пути,
И мы по горам начинаем ползти,
А горы всё выше,
А горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи.

 

– Как же  нам  перебраться  через горы? Кто может нам помочь?
– А каких птиц вы знаете?
– Сможем ли мы преодолеть это препятствие?
– Тогда нужно самостоятельно выполнить задание в тетрадях.
Птицы
Ответы детей
Да
 
5. Самостоятельная работа в тетрадях и у доски. (5 мин.)

Найти значения выражений на с.26

– Давайте  проверим, у  всех такие ответы получились или нет?

(3 ученика выполняют это задание у доски).

Дети  сравнивают запись на доске и в тетради и, если  есть расхождения, ученики сигналят
Карточками с красным кружком и разбирают  данное выражение.

 

 

Сигнальные карточки

Физминутка (1 мин.)

Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.

Делают  зарядку  
6. Работа в рабочих тетрадях по вариантам.

Составление задач с наглядностью.

– Ребята, на наборном полотне 7 тигрят.

 

– По одной дорожке шли 4 тигрёнка, а по  другой 3 тигрёнка. Cколько всего тигрят шли по двум дорожкам?

Тигрята (счётный материал)

1 вариант составляет задачу, которая решается  действием  сложения.

– Что известно в задаче?
– Что нужно найти?
– Каким действием и почему?
– Молодцы!!!


– По одной дорожке шли 4 тигрёнка, а по другой 3.
– Сколько тигрят всего шли по двум дорожкам?
– Сложением.
– В вопросе спрашивается сколько всего,
следовательно находим действием +
4 + 3 = 7
Ответ: 7 тигрят шли по двум дорожкам.

2 вариант составляет задачу, которая решается действием вычитания.

–  Что известно в задаче?
– Что нужно  найти?
– Каким действием решается задача?

– Шли по двум дорожкам 7 тигрят. По одной шли 4 тигрёнка.
– Сколько тигрят шли по второй дорожке?
– Шли по двум дорожкам 7 тигрят. По одной шли 4 тигрёнка.
– Сколько тигрят шли по второй дорожке?
– Вычитанием
– Запишите решение задачи в тетради. Записывают решение задачи.
3. Итог урока (3 мин.) – Вспомните, что мы делали на уроке? – Решали задачи на сложение и вычитание, находили значение выражений, считали устно.  

Приложение 1

Приложение 2