НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "В цирке"

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками


Математика не только даёт возможность детям освоить основы математической грамоты, но и способствует развитию логических способностей. Особенно эффективно развиваются логические способности детей при решении примеров и ребусов.  Активную, преобразующую роль играет воображение. Вместе с воображением в математическом процессе участвует оперативная память. С этой целью используются разнообразные виды заданий: счет до десяти, решение примеров на сложение и вычитание, отгадывание ребусов и др.

Объектом НОД является процесс развития оперативной памяти детей дошкольного возраста.

Предметом НОД является закрепление счету до десяти и решению примеров в пределах десяти как условие развитие развития оперативной памяти детей дошкольного возраста.
 Одним из условий эффективного развития оперативной памяти детей дошкольного возраста является обучение на НОД по математике поскольку в процессе развития детей огромное значение имеет решение примеров, отгадывание ребусов.

Цель НОД является закрепление знаний сложения и вычитания в пределах десяти; развитие оперативной памяти детей дошкольного возраста; воспитывать любовь к «братьям  нашим меньшим»; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

При организации НОД были использованы нарисованные на отдельных листах рисунки «артистов» цирка (Зебра, Медведь на велосипеде, Тюлень с шарами, Маг), красочные «билеты» на представление в цирк.

Значение НОД по формированию элементарных математических представлений на примере «В цирке» состоит в том, чтобы научить детей чувствовать, думать, логически мыслить с помощью красочного наглядного материала.

Обобщая успехи детей на НОД, можно сделать следующий вывод: анализ практики обучения показал, что НОД по формированию элементарных математических представлений с применением логических заданий имеют большое влияние на процесс развития оперативной памяти детей дошкольного возраста.

Цель:

  • закрепление знаний сложения и вычитания в пределах 10;
  • развитие оперативной памяти детей дошкольного возраста;
  • воспитывать любовь к «братьям  нашим меньшим»;
  • способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.  

Оборудование: нарисованные на отдельных листах рисунки «артистов» цирка, билеты на представление в цирк.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Мы приглашены на цирковое представление! У каждого есть входной билет.

(Воспитатель раздает каждому ребенку по «билету»,  он напечатанный, красочный)

Дети входят.

Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее. Дети, как мы должны вести себя в общественном месте? В цирке?

Ответы детей.

– Хорошо
– Не баловаться
– Хлопать в ладоши после выступления.

Воспитатель: Молодцы! Желаю вам отличного настроения.

(Соблюдая правила культурного поведения дети приветствуют артистов цирка.)

– Итак, Представление началось!!! На арену цирка «выбегает» зебра. (На доску вывешивается рисунок зебры и удерживается   магнитом.)

– Встречайте Зебру! (Дети аплодируют)

Воспитатель:  Где вы её могли видеть?

Ответы детей:

– На дороге.
– Пешеход

Воспитатель:  Правильно, молодцы! На проезжей части дороги. Это указатель перехода для пешеходов и называется Зебра.

– Как вы думаете, почему пешеходную дорожку называют «зеброй»?

Дети: Потому что полосатая

Воспитатель: Да, своё название эта разметка получила за сходство с окраской экзотического животного.

– Для чего нужна такая разметка?

Дети: Чтобы было видно

Воспитатель: Это нужно для контраста.

– Итак, Зебра предлагает вам перейти дорогу. Правильно сделает это тот, кто решит примеры. Вы ведь умеете решать примеры?

(На доске возле Зебры записаны примеры на сложение и вычитание в пределах 10)

10 – 5 =             8 + 1 =                  4 + 3 =                    6 – 3 =                       7 + 2 =

– Молодцы!

– На арену цирка въезжает косолапый Мишка.

(На доску вывешивается рисунок медведя на велосипеде и удерживается   магнитом.)

– Говорят «косолапый медведь», посмотрите как он ловко умеет педали вертеть. Помогите пожалуйста Мишутке проехать по математическому лабиринту.

– Откуда он начнёт свой путь?

Воспитатель называет ответы: 5, 3, 9, 2, 4, 8, 10.

(Дети решают примеры и рисуют стрелками указывают путь Мишке.)

– Смотрите, Мишка проехал свой путь, доехал до конца.
– Аплодисменты  Мишутке с успешным выступлением.
– Объявляется антракт (физминутка)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – прогнулся
Руки в стороны развел,
Повернулся и пошел.

– На арене цирка выступает тюлень-жонглер. (На доску вывешивается рисунок тюленя с шарами  и удерживается   магнитом.)

– Он считает себя самым ловким. Действительно ли он так ловок? Давайте посмотрим.

(Дети должны назвать порядковый счет от одного до десяти и расставить по порядку возрастания)

Воспитатель: Молодцы, дети! Это вы очень хорошо знаете.

– Посмотрите, кто это?

 (Выходит волшебник)

– Это ведь знаменитый Маг!

– Я узнал, – говорит он, – что вы дети из старшей группы детского сада. И вы очень хорошо знаете цифры, умеете решать примеры. Это очень хорошо, просто отлично! Молодцы!

– А сейчас хочу проверить вашу сообразительность.

– Ну-ка, ребята определите, сколько мне лет? А мне столько, сколько изображено на рисунке (Показывает рисунок-ребус с изображением сороки), только без последнего знака. Так сколько же мне лет?

Дети: 40

– Молодцы, ребята! Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление. До встречи!