Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Тема урока Роль бактерий в природе и жизни человека.
Предмет Биология
Класс 6
УМК, авторы образовательной программы Программа основного общего образования по биологии 6-9 класс В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой.
Место и роль урока в изучаемой теме Данный урок является вторым после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии».
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока Раскрыть роль бактерий в природе и в жизни человека.
Задачи урока Обучающие: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека. 
Развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с информационными источниками, высказывать и обосновывать свою позицию.
Воспитательные: убедить учащихся в том, что бактерии необходимый компонент функционирования биосферы и основа многих производств; продолжать формирование познавательного интереса к научной информации биологического содержания формирование материалистической картины мира.
Целесообразность и оригинальность разработки Урок направлен на развитие универсальных учебных действий.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят учащиеся в ходе урока Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют учащиеся в ходе урока:
жизнедеятельность, среды обитания, способы питания бактерий.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока:
значение бактерий в жизни человека, роль в природе.
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока: симбиоз клубеньковых бактерий с корнями растения, способы питания бактерий, условия размножения бактерий.
Необходимое оборудование и материалы Компьютер, проектор, презентация.
Авторство материала Презентация «Роль бактерий в природе и жизни человека» создана Горевой Е.В.
Методические рекомендации по использованию Навигация в презентации осуществляется с помощью управляющих кнопок-триггеров, расположенных справа на слайде.

Название темы откроется по щелчку на кнопку – триггер № 1.

После щелчка по жёлтым триггерам–прямоугольникам «положительное»  и «отрицательное», схема полностью открывается. 

Щелкая по синим прямоугольникам, можно посмотреть фотографии, иллюстрирующие ту или иную роль бактерий в жизни природы и человека. Сами фотографии являются триггерами на выход.

После щелчка по кнопке № 2, открывается материал (схема) для знакомства с полезными бактериями, обитающими на коже человека. Триггер на выход – «схема»
При щелчке на кнопку № 3 осуществляется знакомство с бактериями, обитающими в организме человека: 

1-я страница: «Полюбуйтесь бактериями, которые живут на нашем языке» (учащиеся видят количество и формы бактерий). Обсуждение.

2-я страница: «Кишечник человека в норме содержит около 1 кг бактерий. Численность клеток этих бактерий на порядок превосходит численность клеток человеческого организма» 
Рассказ о бактериях, живущих в кишечнике человека. (Учитель и/или подготовленный учащийся рассказывает)

3-я страница: информация о стрептококках и менингококках.  (Учитель и/или подготовленный учащийся рассказывает). 

Кнопка в режиме «включить». Чтобы перейти на следующую страницу, пользуемся приемом «на триггере – триггер». Выход – тот же.
С помощью кнопки № 4 открывается материал о необычной «работе» бактерий.

1-я страница: «Запах мокрой земли, который мы чувствуем после дождя – это органическое вещество геосмин, которое вырабатывают живущие на поверхности земли бактерии»

2-я страница: «В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит «кровавый» водопад. Вода в нем содержит железо, которое соединяясь с атмосферным воздухом, окисляется и образует ржавчину. От этого зависит цвет водопада. Железо образуют бактерии, живущие в изолированном от внешнего мира водоеме глубоко подо льдом. Эти бактерии сумели организовать жизненный цикл при полном отсутствии солнечного света и кислорода. Они перерабатывают остатки органики, а «дышат» железом из окружающих пород».  (Приём «на триггере – триггер»). Выход – тот же.

С помощью кнопки № 5 – открывается материал «Верю – не верю» и «Ответ». (Приём «на триггере – триггер»). Выход – тот же.

Кнопка № 6: Ребус «Бактерии». (Приём «на триггере – триггер»). Выход – тот же. Открывается учителем на завершающем этапе урока. (По желанию – в начале)

Ресурсы Интернета,  использованные в презентации,  можно увидеть при щелчке по кнопке «Р» (Ресурсы). Приём «включить – выключить»