Тема урока | Роль бактерий в природе и жизни человека. |
Предмет | Биология |
Класс | 6 |
УМК, авторы образовательной программы | Программа основного общего образования по биологии 6-9 класс В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. |
Место и роль урока в изучаемой теме | Данный урок является вторым после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии». |
Тип урока | Урок первичного предъявления новых знаний |
Цель урока | Раскрыть роль бактерий в природе и в жизни человека. |
Задачи урока | Обучающие: сформировать общее
представление о бактериях как важном компоненте
биосферы; раскрыть положительное и
отрицательное значение бактерий в хозяйственной
деятельности человека. Развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с информационными источниками, высказывать и обосновывать свою позицию. Воспитательные: убедить учащихся в том, что бактерии необходимый компонент функционирования биосферы и основа многих производств; продолжать формирование познавательного интереса к научной информации биологического содержания формирование материалистической картины мира. |
Целесообразность и оригинальность разработки | Урок направлен на развитие универсальных учебных действий. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят учащиеся в ходе урока | Знания, умения, навыки и качества,
которые актуализируют учащиеся в ходе урока: жизнедеятельность, среды обитания, способы питания бактерий. Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока: значение бактерий в жизни человека, роль в природе. Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока: симбиоз клубеньковых бактерий с корнями растения, способы питания бактерий, условия размножения бактерий. |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, презентация. |
Авторство материала | Презентация «Роль бактерий в природе и жизни человека» создана Горевой Е.В. |
Методические рекомендации по использованию | Навигация в презентации осуществляется
с помощью управляющих кнопок-триггеров,
расположенных справа на слайде. Название темы откроется по щелчку на кнопку – триггер № 1. После щелчка по жёлтым триггерам–прямоугольникам «положительное» и «отрицательное», схема полностью открывается. Щелкая по синим прямоугольникам, можно посмотреть фотографии, иллюстрирующие ту или иную роль бактерий в жизни природы и человека. Сами фотографии являются триггерами на выход. После щелчка по кнопке № 2, открывается
материал (схема) для знакомства с полезными
бактериями, обитающими на коже человека. Триггер
на выход – «схема» 1-я страница: «Полюбуйтесь бактериями, которые живут на нашем языке» (учащиеся видят количество и формы бактерий). Обсуждение. 2-я страница: «Кишечник человека в норме
содержит около 1 кг бактерий. Численность клеток
этих бактерий на порядок превосходит
численность клеток человеческого организма» 3-я страница: информация о стрептококках и менингококках. (Учитель и/или подготовленный учащийся рассказывает). Кнопка в режиме «включить». Чтобы перейти на
следующую страницу, пользуемся приемом «на
триггере – триггер». Выход – тот же. 1-я страница: «Запах мокрой земли, который мы чувствуем после дождя – это органическое вещество геосмин, которое вырабатывают живущие на поверхности земли бактерии» 2-я страница: «В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит «кровавый» водопад. Вода в нем содержит железо, которое соединяясь с атмосферным воздухом, окисляется и образует ржавчину. От этого зависит цвет водопада. Железо образуют бактерии, живущие в изолированном от внешнего мира водоеме глубоко подо льдом. Эти бактерии сумели организовать жизненный цикл при полном отсутствии солнечного света и кислорода. Они перерабатывают остатки органики, а «дышат» железом из окружающих пород». (Приём «на триггере – триггер»). Выход – тот же. С помощью кнопки № 5 – открывается материал «Верю – не верю» и «Ответ». (Приём «на триггере – триггер»). Выход – тот же. Кнопка № 6: Ребус «Бактерии». (Приём «на триггере – триггер»). Выход – тот же. Открывается учителем на завершающем этапе урока. (По желанию – в начале) Ресурсы Интернета, использованные в презентации, можно увидеть при щелчке по кнопке «Р» (Ресурсы). Приём «включить – выключить» |
Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс
- Горева Елена Вячеславовна, учитель биологии
Разделы: Биология
Класс: 6