Методические шпаргалки для контроля уровня образования в АНО "Прогимназия № 14"

Разделы: Администрирование школы


Внутришкольное инспектирование в АНО «Прогимназия № 14» осуществляется в двух формах:

  • индивидуально-личной (представитель администрации проверяет тот или иной участок работы);
  • коллективной (контроль осуществляет группа проверяющих).

С целью более глубокого изучения состояния процессов обучения и воспитания используются следующие виды контроля:

Предварительный Цель: предупреждение возможных ошибок в работе сотрудников  и оказание содействия повышению эффективности их труда. Для облегчения понимания поясним, что этот вид контроля тождественен так  называемым текущему, оперативному, ежедневному, предупредительному  контролю.
Личностно-профессиональный Цель: проверить деятельность одного педагога или группы педагогов по конкретному вопросу (например, поурочное планирование работы учителя, качество и результативность обучения по той или иной теме и т.д.). Другими словами, это посещение урока, занятия, праздника и т.п. Некоторые еще этот вид контроля называют персональным.
При осуществлении личностно профессионального контроля проверяющий имеет право знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями работника, рабочими программами, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя; проводить экспертизу педагогической деятельности, мониторинг результатов образовательного процесса с последующим анализом полученной информации.
Тематический Цель:  мобилизовать педагога или педагогический коллектив на решение определенных актуальных задач дидактического, методического или воспитательного характера. Темы контроля определяются в соответствии с программой развития и планом работы Прогимназии, анализом работы Прогимназии по итогам четверти, полугодия или  учебного года.
Классно-обобщающий Классно-обобщающий контроль имеет целью выяснение воздействия учителей (воспитателей, специалистов) на обучающихся (воспитанников) одного класса (возрастной группы).
Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе (возрастной группе). В его ходе проверяющий изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы, включающий в себя:
  • деятельность всех педагогов  в одном классе (возрастной группе);
  • включение обучающихся (воспитанников) в образовательную деятельность;
  • привитие интереса к знаниям;
  • сотрудничество учителей (воспитателей, специалистов) и учеников (воспитанников);
  • психологический климат в классе (возрастной группе)  и др.

Классы (возрастные группы)  для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа работы Прогимназии по итогам учебного года. Раньше этот вид контроля мы называли фронтальной проверкой класса или группы.

Комплексный Цель:  получить значительный объем информации по заявленной проблематике и на этой основе провести многоаспектный анализ состояния дел по конкретному вопросу. Для проведения комплексного контроля определяется группа проверяющих, состоящая из членов администрации Прогимназии, руководителя методического объединения, эффективно работающих педагогов. Члены группы должны четко определить цели, задачи проверки, разработать ее план, распределить между собой обязанности. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки и формы отчетности. В обиходе он называется фронтальной проверкой.

Для каждого вида контроля в положении мы закрепили свой порядок:

Порядок контроля Виды контроля  
Предвари-тельный Личностно профессиональный Темати-ческий Классно-обобщающий Комплексный  
Кратность проведения в учебном году Согласно циклограмме контроля Согласно регламенту посещения 2-3 По  1 разу на каждой ступени образования При необходимости
1 раз
 
Основание Циклограмма предварительного контроля (годовой план) 
Прилагаем таблицу ниже.
Утвержденный график контроля на месяц, годовой план праздников и открытых уроков, занятий, мероприятий; заявление педагогического работника на аттестацию Годовой план работы, приказ Годовой план работы, приказ Годовой план работы, приказ  
Обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования  
Вопросы контроля Карта анализа Карта анализа План-задание План-задание План-задание  

Составляется  ответственным за проведение проверки,  утверждается директором Прогимназии.

 
Сроки осведомления 1 раз в году ознакомление с циклограммой контроля 1 раз в месяц ознакомление с графиком контроля на месяц Не позднее 2 недель Не позднее 2 недель Не позднее 1 месяца  
Продолжительность инспектирования 1 структурный компонент учебно-воспитательного процесса 1 структурный компонент учебно-воспитательного процесса 1-6 дней 3-5 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий 3-10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий  
Документальное оформление Справка (карта анализа) в папке контроля Карта анализа в папке педагога Справка Справка Справка
отражает:
  • основание проверки (план работы школы, приказ, распоряжение и т.д.);
  • источники получения информации (анкеты, перечень рассмотренных документов, контрольные срезы и т.д.);
  • количество посещенных уроков, занятий, мероприятий;
  • информацию по вопросам, поставленным в плане-задании;
  • выводы и предложения по итогам проверки.
 
Срок хранения документа В течение учебного года В течение учебного года 3 года До окончания срока освоения детьми программы 3 года  
Где заслушиваются результаты совещание при директоре совещание при директоре совещание при директоре (педагогический совет, методическое объединение) совещание при директоре, (малый педагогический совет, методическое объединение) Педсовет  
 

Циклограмма предварительного  контроля на месяц

Директор

Заместитель директора

Старшая медсестра

Завуч начальной школы

Старший воспитатель

1 неделя

Организация методической работы  (дошкольное образование) Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка Соблюдение графика про-ветривания Документация  педагогов Календарные планы
Выполнение локальных актов Работа с родителями  (дошкольное образование) Утренний фильтр Дозированность домашнего задания Культурно-гигиенические навыки
Профилактика безопасности жизнедеятельности Работа пищеблока   Организация физкультурно-оздоровительной работы Готовность педагогов к НОД
Организация работы по охране детства   Организация питания детей Обеспечение безопасности  в образовательном процессе  
  Организация работы медицинской службы Работа прачечной Использование ИКТ в образо-вательном процессе Организация и проведение НОД с детьми

2 неделя

Организация методической работы в школе Охрана труда, соблюдение техники безопасности Соблюдение графика  влажной уборки Работа со слабо-успевающими детьми,  детьми с выраженной учеб-ной мотивацией Организация дополнительных образовательных услуг
Организация работы медицинской службы Обеспечение образовательного процесса Анализ физ-культурного занятия (урока) Организация внеурочной деятельности Состояние предметно-развивающей среды в группах
Состояние работы по охране труда Антитерро-ристическая защищенность АНО Работа пищеблока Накопляемость оценок, выполнение единых требо ваний к проведению контрольно-оценочной деятель ности педагогами Организация и проведение НОД с детьми
Делопроизводство   Смена и маркировка пост. белья, полотенец Ведение классных журналов Организация двигательной активности детей
      Реализация утвер- жденных образова тельных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков Образовательная деятельность в режимные моменты (утро)

3 неделя

Работа с родителями  (начальное общее образование) Организация методической работы  (дошкольное образование) Выполнение режима прогулки Уровень сфориро- ванности  общеу-чебных навыков и умений обучаю-щихся по отдель-ным предметам Календарные планы
Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка Организация дополнительных образовательных услуг Закаливаю-щие мероприятия (выполнение инструкции) Организация воспитательной работы Образовательная деятельность в режимные моменты  (прогулка)
  Организация работы медицинской службы Личная гигиена сотрудников Состояние учебных кабинетов Организация и проведение НОД с детьми
Реализация годового плана работы Обеспечение безопасного режима обучения Проведение обработки игрушек Наблюдение и анализ урока Организация самостоятельной  деятельности с детьми
      Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей Организация работы специалистов

4 неделя

Организация дополнительных образовательных услуг Табели посещаемости  Анализ заболеваемости выполнение учебных программ по предметам Документация педагогов
Работа пищеблока   Документации пищеблока работа группы продленного дня Работа педагогов с родителями
    Санитарно-гигиеническое состояние Контрольные, срезовые, тестовые работы Организация физкультурно-оздоровительной работы
Организация работы бухгалтера Организация методической работы в школе Организация работы спортивных секций и кружков Ведение учебной документации Организация и проведение НОД с детьми
Организация деятельности контроля административной группой   Контроль работоспособ-ности обору-дования. Использование методического обеспечения в ходе оказания образовательных услуг Образовательная деятельность в режимные моменты  (вечер)

В процессе внутришкольного инспектирования используются различные способы сбора информации. Это беседа, анкетирование, интервьюирование, устные и письменные опросы, наблюдение педагогического процесса, изучение документации, изучение продуктов детской деятельности, срезы знаний, тестирование и пр.