Внеклассная работа в сельской малочисленной школе как средство повышения мотивации к изучению английского языка

Разделы: Иностранные языки


Проблема повышения мотивации к изучению иностранного языка является одной из центральных в современной методике преподавания. Значение этой проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время увеличилась потребность общества в специалистах, для которых знание иностранного языка является необходимым, так как успешность деловых контактов с зарубежными партнерами зависит от уровня владения иностранным языком в различных сферах деятельности.

Важнейшим стимулом, побуждающим школьников к активизации познавательной деятельности, к приобретению глубоких знаний, является интерес к изучению английского языка. "Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет" (К.Д. Ушинский). Учение же, опирающееся на интерес учащихся к предмету, становится более легким и плодотворным, способствует активному получению ими осознанных и прочных знаний, таким образом, интерес является действенным, реальным мотивом учения.

Но в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться только на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов учащихся особое место может принадлежать такому эффективному педагогическому средству, как внеклассная работа по предмету.

Что касается формирования познавательного интереса у учащихся сельских школ, где количество учащихся мало (5-8человек в классе), то отсутствие интереса к учению является одной из самых важных проблем. Малочисленность классов ограничивает круг общения детей, затрудняет развитие их коммуникативных умений и способности быстро ориентироваться в новой обстановке. Характерной особенностью учащихся малочисленной сельской школы является высокий уровень общей тревожности, ведь практически на каждом уроке ученик должен отвечать, участвовать в совместной работе, оцениваться учителем. Напряжение в течение пяти-шести уроков каждый день снижает активность учеников, желание проявлять себя на уроках. В связи с этим именно в сельской школе возрастает значимость внеклассной работы, которая объединяет учащихся разных классов, расширяет круг взаимодействия школьников, способствует развитию познавательного интереса и коммуникативных умений школьников.

Что такое «внеклассное мероприятие»?

Внеклассное мероприятие – средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся. А если ряд таких мероприятий объединён в целый комплекс, то наступает настоящий праздник английского языка.

Таким образом, изменив традиционный подход к изучению английского языка, можно предоставить учащимся реальную возможность пользоваться языком как средством общения во внеурочной деятельности, тем самым повышая мотивацию к изучению предмета.

Неоспоримым преимуществом внеклассной работы является тот факт, что и сильные, и слабые в языковом отношении ученики получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий, ощутить себя в ситуации успеха. Во внеклассной работе учащийся чувствует себя более раскрепощенным, т.к. за деятельность «после уроков» ему не ставят оценки.

Атмосфера сотрудничества и творчества оказывает положительное воздействие на взаимоотношения учителя и учеников. Фактор увлекательности и занимательности, характерный для проводимых внеклассных мероприятий, также способствует возникновению положительных эмоций, что в свою очередь повышает интерес к изучению иностранного языка.

Внеклассная работа предполагает активное приобщение обучающихся к иноязычной культуре и здесь открывается простор для знакомства с прекрасным миром искусства, овладения основами сценического мастерства, способами передачи своих мыслей и чувств зрителям. В силу своей синтетической природы внеклассная работа позволяет сочетать художественную деятельность с различными видами трудовой и творческой.

Но переживая минуты сотворчества, учащиеся убеждаются, что участие во внеклассных мероприятиях по иностранному языку – это не простое развлечение, а серьёзный труд, требующий усилий и одновременно приносящий радость и удовлетворение.

Внеклассная работа дает учащимся возможность увидеть и ощутить результаты их учебного труда, осознать на практике смысл приобретенных ими речевых умений и навыков, познавательную ценность иностранного языка. Иностранный язык перестает восприниматься ими как предмет, лишенный практического применения.

А что представляет собой внеклассная работа в условиях сельской малочисленной школы?

Народная мудрость гласит: «Ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эта пословица приходит на ум, когда мы видим отношение многих учащихся сельских школ к иностранным языкам.

В городах, в условиях реальной возможности общения с носителями языка, интерес к иностранным языкам растет из года в год. Учащиеся общаются с зарубежными сверстниками, получают приглашения пожить в их семьях, практикуются в языке, общаясь с иностранцами в своем городе, имеют перспективу продолжить обучение за границей. Сельские же ребята лишены таких возможностей, свое будущее они связывают с родным селом, где знание языка не требуется, на их взгляд, поэтому для них язык – это тяжёлая ноша, которую они вынуждены нести и, они, не скрывая свою скуку, зевают и просто ждут конца урока. Таким образом, учителю сельской школы необходимо использовать все способы и приемы работы для преодоления сложившегося стереотипа отношения к изучению иностранного языка.

И, конечно же, (как было уже сказано раннее) одним из эффективных приемов стимулирования интереса учащихся к английскому языку является внеклассная работа по предмету.

Благоприятный психологический климат внеурочных занятий создаёт условия для развития ситуации успеха, позволяет ощутить радость познания, что способствует успешному личностному росту школьников. Данные составляющие эмоционального благополучия детей в большинстве случаев играют определяющую роль в формировании отношения ребёнка к изучаемому предмету, желании совершенствовать свои навыки и достигать высоких результатов сначала на занятиях кружка, во внеурочной деятельности, затем на уроках английского языка и в процессе дальнейшего самосовершенствования.

Что же необходимо сделать для повышения эффективности внеклассной работы по иностранному языку в сельской малочисленной школе?

Во-первых, помнить, что важным фактором успешного взаимодействия является учет психолого-педагогических особенностей обучения иностранному языку на разных уровнях. Знание свойств личности того или иного возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по предмету, поэтому необходимо поделить всех учащихся на группы по ступеням: младшая ступень (2-4 классы), средняя ступень (5-8 классы), старшая ступень (9-11 классы).

Во-вторых, не оставить без внимания ни одного ученика.

В-третьих, не забывать о создании демократичных условий и доброжелательном психологическом климате.

Конечно же, в условиях сельской малочисленной школы можно объединять учащихся всей школы при проведении любого мероприятия, но всем хорошо известно что, то, что интересно младшим школьникам, скучно для старших и, наоборот, то, что интересно старшим, непонятно младшим школьникам, поэтому, конечно же, необходимо деление школьников по ступеням.

Первая ступень – начальный уровень обучения (1-4 классы). На начальном этапе закладываются основы овладения языком, которые во многом определяют успехи в изучении этого предмета школьниками на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение начальному этапу в изучении иностранного языка. Он писал: «Take care of the first two stages and the rest will take care of itself»

На данном этапе главное – не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они хотели это делать. Существует множество способов повышения интереса к изучению иностранного языка у младших школьников.

Уже в 1 классе на занятиях кружка «Весёлый английский» в конце полугодия, когда учащиеся приобретают определенный запас знаний, можно проводить нетрадиционные занятия, например, занятие-конкурс с различными загадками, ребусами, соревнованиями с выставлением баллов и вручением утешительных призов. Это позволяет вовлечь в подготовку занятия максимальное количество учащихся, создать положительный фон и стимулировать интерес к английскому языку, внести дух соревнования в учебный процесс.

Использование на занятиях кружка в 1 классе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того,слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными порой, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и удовлетворительно сказывается на результатах обучения.

Незаметно усваивается языковой материал, возникает чувство удовлетворения. Ученик считает, что может уже говорить наравне со всеми.

Главными действующими лицами игровых сюжетов на занятиях кружка являются куклы и игрушки. Алиса, Буратино, Мальвина, Незнайка – лучшие помощники учителя. Они присутствуют с первых занятий, рассказывают о странах изучаемого языка, своих семьях, друзьях, увлечениях, обучают ребят, вступают с ними в спор, путешествуют, устраивают праздники. Куклы и игрушки помогают при проведении праздников: «День рождения Алисы», «Скоро Новый год», «Мамин день», «В зоопарке», соревнований, КВНов. Благодаря таким игровым формам контроля учащиеся даже не подозревают, что их контролируют, и в непринужденной форме показывают свои знания, умения навыки.

Таким образом, имеющиеся у младшего школьника знания, благодаря их практически-действенному воспроизведению в сюжетно-ролевой игре приобретут более прочный, более осознанный характер, а сама игра будет способствовать познавательной активности учащихся.

Младшим школьникам также очень нравятся подвижные игры и игры с мячом.

Игр много, и какую из них применить в тот или иной момент все зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий занятий и т.д. Но самый главный принцип, которым необходимо руководствоваться при подготовке к занятиям, если учителю самому интересно, то и дети не заскучают.

Следующие годы обучения (2-4 классы) очень ответственные и самые сложные в курсе начального обучения английскому языку. Основной задачей во 2-4 классах является овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования. На смену игровой деятельности все больше приходит учебная, поэтому необходимо продумывать интересные формы работы, чтобы у школьников не исчез интерес к обучению. Внеклассную работу во 2-4 классах необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах внеклассной работы. Внимание родителей и всего коллектива школы к достижениям учащихся в изучении английского языка имеет для них огромное значение и во многом определяет отношение к предмету в дальнейшем.
Поскольку учащиеся первой ступени обучения предпочитают игровые и соревновательные виды деятельности, наглядность и занимательность, можно предлагать им различного рода конкурсы, путешествия. Так, например, день открытых дверей для родителей, праздник алфавита, рождественскую постановку “Merry Christmas”, День подвижных игр. При этом очень важно помнить, что какие бы мероприятия не проводились, главное, чтобы дети сказали: «Внеклассная работа – это самый лучший урок!»

При обучении английскому языку уже с начальных классов можно использовать метод проектов, исследовательские работы которые приобщают учащихся к исследовательской деятельности, развивают их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. При выполнении творческих заданий ученики подбирают дополнительную литературу, находят информацию в Интернете. Первые работы могут называться: «Моя семья», «Наши любимые животные», «В мире сказок». И здесь, что очень важно, без внимания нельзя оставлять никого, потому что каждому ученику очень важно, чтобы их работы могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.

Вторая ступень – средний уровень обучения (5-8 классы). Учащиеся на данном этапе уже достигают определенного уровня владения иностранным языком. И чтобы у учащихся не снижалась мотивация к обучению, необходимо более тщательно продумывать формы внеклассной работы. Внеурочная работа в 5-8 классах может быть представлена всевозможными соревновательными мероприятиями типа КВНа,«Поле чудес», «Звездный час», игр «Самый умный», «Счастливый случай», «100 к 1»,различными конкурсами и соревнованиями, олимпиадами, играми, а также постановками сказок и других произведений зарубежных писателей. Данный этап характеризуется имитационными способностями учащихся, их любознательностью и потребностью в познании нового, необычного. Познание ребенком окружающего мира через иностранный язык, через его культуру помогает на этом этапе сформировать положительную мотивацию к освоению иностранного языка и создать хорошую базу для дальнейшего овладения умениями общения на этом языке.

Необходимо продолжать работу по созданию проектов, естественно с учётом возрастных особенностей. Учащиеся могут выполнять такие проекты, как: “My Motherland”, “The place we live in”, “British and Russian traditions”, “Represent the country”, “How to save our planet”, “Seasons in Flowers”.

Работа над проектами способствует практическому применению языка. Дети становятся более раскрепощенными, не боятся говорить. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися.

Третья ступень – продвинутый уровень обучения (9 -11 классы). Данный этап имеет огромное воспитательное значение. Совместная работа над подготовкой школьных сценических постановок – это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению одноклассников. На данном этапе полезно вовлекать учащихся в участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, творческих вечерах.

Невозможно познакомить ребят подробно с многочисленными праздниками англичан и американцев только на уроке, поэтому эту деятельность можно перенести на внеурочное время. Систематическая работа по подготовке к общешкольной творческой Олимпиаде, к конкурсам знатоков английских пословиц и поговорок, переводчиков и конкурсу «Песни на английском языке» позволит также поддерживать интерес учащихся к языку и повышать мотивацию к изучению английского языка.

Старшеклассников можно привлекать к проведению внеклассных мероприятий, предлагать им роли ведущих, жюри, оформителей и организаторов мероприятий.

Организовывая внеклассную работу необходимо не забывать об индивидуальных формах внеклассной работы.

Индивидуальная внеклассная работа включает работу, которая проводится с отдельными учениками: подготовка сообщения или доклада, чтение книг, разучивание стихов, песен, отрывков из литературных произведений на иностранном языке, изготовление наглядных пособий, оформление стенгазет, издание буклетов, составление кроссвордов, ребусов и т.п.

Огромные возможности для осуществления индивидуальной внеклассной работы с одаренными детьми дают Интернет-технологии. Талантливые учащиеся могут принимать участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах и конференциях, что дает возможность проверить свои знания, уровень владения языком, приобрести опыт самостоятельной работы с дополнительной литературой, расширить свой кругозор и получить документальное подтверждение своих побед в виде всевозможных грамот, дипломов, медалей, а возможно и призов.

Таким образом, внеклассная работа по английскому языку, характеризующаяся преемственностью по отношению к классной, может помочь учащимся увидеть истинные возможности изучаемого предмета и убедить их в том, что они изучают его "для жизни, а не для школы", а своими увлекательными формами она создаст определенный эмоциональный настрой и явится мощным рычагом мотивации учащихся.

Список использованных источников:

1. Горчев А.Ю. Самостоятельная работа школьников по иностранному языку; условия эффективности. //Иностранные языки в школе. – 1988. – №4.
2. Маслыко Е.А. Бабинская Г.К. Настольная книга преподавателей иностранного языка.
3. Павлова Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по английскому языку. – ИЯШ 1995, № 8.
4. Паршина И.В. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 1987. – №2.
5. Поликаркин Б.А. Кабинет иностранного языка в сельской школе. //Иностранные языки в школе. – 1981.– №6.
6. Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении английскому языку. /Иностранные языки в школе. – 2003. – №2.
7. Савина С.Н. Воспитание учащихся старших классах на внеклассной работе. //Иностранные языки в школе. – 1987. – №1
8. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. //Иностранные языки в школе. – 1975. – №5
9. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 1975. – №5.