Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать обучающимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Так, например, сегодня факультативный курс направлен на достижение следующих целей:
- развитие логического мышления;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- привитие интереса к предмету.
Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
- адаптация обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
При разработке факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня. Программа составлена на основе книги
Программа факультативного курса по математике для учащихся 6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 6 класса. Однако в результате занятий обучающиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 6, так и в 7, 8 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность обучающимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи факультативного курса по математике определены следующие:
- развитие у обучающихся логических способностей;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- выявление одаренных детей;
- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
- адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 10 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Формы контроля:
Основной формой проведения является комбинированный урок с элементами игры. При проведении занятий планируется использовать различные формы работы с детьми. Это и работа в группах, парах, индивидуально.
На каждом занятии обязательно рассматриваются занимательные задачи и исторический материал по темам. Учащиеся выступают с сообщениями по избранному вопросу, защищают решенные индивидуально задачи.
Так же предусмотрен список литературы, как для учителя, так и для учащихся. Отметки ставить не планируется.
Последнее занятие планируется провести в форме игры.
Требования к уровню усвоения изучаемого материала
Обучающиеся должны:
1. Уметь решать задачи на взвешивание, на
расположение элементов по окружности,
задачи-шутки;
2. Составлять кроссворды, ребусы, задачи-шутки,
математические сказки;
Содержание программы: (Приложение 1)
Календарно-тематический план для обучающихся 6 класса
п/п | Содержание | Сроки проведения |
1 | Математические аттракционы и истории | |
2 | Новый знак деления | |
3 | Признаки делимости | |
4 | Алгоритм Евклида | |
5 | НОД, НОК и калькулятор | |
6 | Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость | |
7 | Математическая олимпиада | |
8 | Круги Эйлера | |
9 | Пифагорейский союз | |
10 | Некоторые приёмы устных вычислений | |
11 | Числовые ребусы (криптограммы) | |
12 | Центральная и зеркальная симметрии | |
13 | Решение логических задач | |
14 | Денежные расчёты | |
15 | О правилах «фальшивых и гадательных» | |
16 | Новогоднее оригами | |
17 | Житейские истории | |
18 | Решение задач на совместную работу | |
19 | Решение задач «обратным ходом» | |
20 | Старинный способ решения задач на смешение веществ | |
21 | Прямая и обратная пропорциональности | |
22 | Интересные свойства чисел | |
23 | Из истории интересных чисел | |
24 | Возраст и математика | |
25 | Решение задач на движение | |
26 | Игра «Математическое ралли» | |
27 | Как уравнять два выражения | |
28 | Как научиться решать задачи | |
29 | Решение уравнений | |
30 | Решение уравнений (продолжение) | |
31 | Игра «Звёздный час дроби» | |
32 | Конкурс художников | |
33 | Путешествие в страну «Геометрия» | |
34 | Математическое кафе |
Литература для учителя:
1. Депман, И.Я. Виленкин, Н.Я. «За
страницами учебника математики: Пособие для
учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.:
«Просвещение», 1989 г.
2. Галкин, Е.В. «Нестандартные задачи по
математике», М., 1996г.
3. Кононов, А.Я. «Математическая мозаика», М.,
2004 г.
4. Чесноков, А.С. Шварцбурд,С.И.
«Внеклассная работа по математике в 4 – 5
классах». / под ред. Шварцбурда, С.И. М.:
«Провсещение», 1974 г.
5. Нагибин, Ф.Ф. «Математическая шкатулка». М.,
1988
6. Игнатьев, Е.И. Математическая смекалка.
Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. –
М., Омега, 1994 г.
7. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроке
математике.
8. Анфимова, Т.Б. Внеурочные занятия по
математике 5-6 классы. «Илекса» Москва 2012 год.
Литература для обучающихся:
1. Депман, И.Я. Виленкин, Н.Я. «За
страницами учебника математики: Пособие для
учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.:
«Просвещение», 1989 г.
2. Игнатьев, Е.И. Математическая смекалка.
Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. –
М., Омега, 1994 г.