Сетевая интеллектуальная игра "Образование Древнерусского государства". 3−4-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Закрепить знания учеников о важном моменте в истории России – образовании Древнерусского государства.
  • Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь, умение работать в команде.
  • Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию России.
  • Воспитывать любовь и уважение к истории России.

Задачи:

  • Формирование навыков самостоятельной работы с учебником и справочной литературой, как источниками информации.
  • Развитие памяти, мышления, речи учащихся.
  • Воспитание интереса к истории Отечества, тактичности и уважения по отношению к своим товарищам.

Использование интеллектуальных игр приносит хорошие результаты, в них принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя.  Интеллектуальная игра по истории для учащихся 3-4 классов помогает закрепить полученные знания по теме «Образование Древнерусского государства». Игра включает в себя 4 конкурсных этапа, направленных на развитие творческих способностей:

1-й конкурс – «Визитка» (домашнее задание). Обязательно должно прозвучать название и девиз. Оценивается соответствие заявленной тематике игры, оригинальность.
2-й конкурс – «Блиц-опрос». Один балл за каждый верный ответ
3-й конкурс – «Архаизмы». Оценивается соответствие тематике и качество выступления (выразительность, умение ориентироваться в материале презентации), до трёх баллов.
4-й конкурс – «Узнай по описанию». Два балла за каждый правильный ответ.

Предусмотрено соревнование команд, работа жюри. Задания предлагаются в виде тестов. Широко используются ИКТ: видеоклип «Славные страницы истории», презентация конкурсов. В процессе игры у учащихся формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, навыки исследовательской деятельности и такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность. Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой младшими школьниками в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового. Проведение игры можно использовать на уроках истории и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Цели интеллектуальной игры:

  • Закрепить знания учеников о важном моменте в истории России – образовании Древнерусского государства.
  • Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь, умение работать в команде.
  • Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию России.
  • Воспитывать любовь и уважение к истории России.

Задачи игры:

  • Формирование навыков самостоятельной работы с учебником и справочной литературой, как источниками информации.
  • Развитие памяти, мышления, речи учащихся.
  • Воспитание интереса к истории Отечества, тактичности и уважения по отношению к своим товарищам.

Участники игры:

  • В состав команды должны входить учащиеся 3 – 4 классов, не более 10 человек.
  • Преподаватели выполняют роль организаторов, но не участников команд.
  • Каждой команде необходимо подготовить представление своих участников (1 – 1,5 минуты).
  • Команду представляют учащиеся.

Условия игры: каждой команде необходимо:

  • Иметь название, атрибутику (эмблему) заданной  тематики, девиз.
  • Представить визитку. Форма выступления произвольная. Время – не более 1,5  минут.
  • Подготовить  таблички  с цифрами 1, 2, 3, 4 (формат А 4) для удобного и быстрого участия в блиц – опросе.
  • Повторить учебный материал по теме Игры.

Оснащение: видеоклип «Славные страницы истории. Мой город, мой лицей, мой прадедушка», фотографии, презентация к Игре, выставка детских творческих работ.

ХОД ИГРЫ

– С историей России вы соприкасаетесь почти ежедневно: у стен древних  крепостей,  старинных  домов,  бывая в музеях, посещая памятники, поставленные в честь прошедших событий и героев войн. История находит  отражение  в  народных  песнях  и  сказках,  в названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю своей страны, надо знать, почему она называется Россией и как называлась наша Родина раньше.  Вопрос о том, как произошли названия «Русь» и «Россия», очень давно волнует ученых, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно. По мнению многих исследователей, эти наименования восходят к названию одного из славянских племен – родиев, россов или русов. Отсюда недалеко и до «Руси», и до «России». Русью, Русской землей стало называться с самого начала государство восточных славян, что послужило основой и для возникновения понятия «русский», «русские».  «Образование Древнерусского государства» – тема нашей Игры сегодня. Чтобы стать патриотами своей Родины надо знать не только её историю, традиции, культуру, но надо ещё любить то место, где вы родились, растёте, учитесь. Мы предлагаем вам посмотреть видеоклип о славных страницах из истории нашего небольшого города Старый Оскол – города Воинской славы и образовательного учреждения «Лицей №3».

Представление жюри.

1.  «Представление команд»

– Первый этап нашей игры позволит всем поближе познакомиться, представьте, пожалуйста, свои команды.

Команды показывают свои «визитки» (название команды, девиз).

Подведение итогов.

2. «Блиц-опрос»

– На этом этапе каждой команде за определенное время необходимо ответить на вопросы, по теме Игры. Приготовьте карточки с номерами, и мы начинаем.

1. Когда возникло Древнерусское государство

  1. X век
  2. IX век
  3. XI век
  4. XI I век

 2. Кто был русским князем, правившим во время Древней Руси?

  1. Петр I
  2. Иван IV Грозный
  3. Ярослав Мудрый
  4. Николай II

3. Какое событие произошло в 988 году?

  1. Победа над половцами
  2. Ледовое побоище
  3. Основание Москвы
  4. Крещение Руси

4. С введением христианства на Руси стали строиться каменные здания. Какие здания были построены первыми?

  1. Крестьянские дома
  2. Дома богатых феодалов
  3. Соборы, храмы
  4. Жилища воинов

5. Как назывались первые письменные памятники?

  1. Повесть
  2. Книга
  3. Летопись
  4. Сборник

6. На каком месте обычно строили  города-крепости в Древней Руси?

  1. В лесу
  2. На поляне
  3. На стрелке при слиянии рек
  4. В горах

7. Как называлось первое на Руси огнестрельное оружие, установленное внутри башни и стрелявшее круглыми каменными ядрами?

1. Винтовки
2. Пушки
3. Пулемёты
4. Танки

– На площадках некоторых башен строящихся городов и в отверстиях больших круглых бойниц внутри башни устанавливали пушки, стрелявшие круглыми каменными ядрами. Это было первое на Руси огнестрельное оружие.

8. Как называли расписной дом на Руси?

1. Изба
2. Дворец
3. Терем
4. Коттедж

9. Верхнее округлое строение церкви, это –

1. Купол
2.Колокольня
3. Башня
4. Арка

10. Русские былины рассказывают, как в высоком княжеском тереме, за этими столами сидит князь Владимир со своей дружиной.

1. Берёзовыми
2. Осиновыми
3. Кленовыми
4. Дубовыми

11. Подумайте, что означает слово «опашень»?

1. Еда
2. Оружие
3. Одежда
4. Растение

(Опашень – старинная русская мужская одежда, долгополый летний кафтан с короткими широкими рукавами).

12. У кого из русских князей было прозвище Долгорукий?

1. Владимир
2. Олег
3. Ярослав
4. Юрий

13. В какой реке совершился первый обряд крещения на Руси?

1. Двине
2. Днепре
3. Волге
4. Оке

14. Главой Руси был

1. Царь
2. Великий князь
3. Рыцарь
4. Князь

15. Славянское слово «лето» – переводится, как

1. Каникулы
2. Жара
3. Год
4. Месяц

(Летопись – запись о событиях по годам (славянское слово «лето» соответствует нашему «год»). Сначала записи были очень краткими. Если на протяжении года – «лета» – ничего не произошло, летописец записывал: «В лето… не бысть ничего», «В лето… бысть тишина»).

16. Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»?

1. Друзья
2. Войско
3. Отряд
4. Класс

Подведение итогов «Блиц-опроса».

3. «Архаизмы»

– На этом этапе надо представить результаты исследования устаревших слов и слов – архаизмов. Напомню, что архаизмы – это слова, обозначающие понятия, предметы,  явления, существующие в настоящее время, но по различным причинам были вытеснены из активного употребления в речи. Читая книги, словари, готовясь к урокам по истории и литературе, вы часто встречаете такие слова в текстах.
Сейчас каждой команде будет предложено по три слова – архаизма, в течение двух минут  вспомните значение этого слова и объясните его командам-соперницам, жюри и болельщикам. Например, слово – «зело» – означает наречие очень. Мы не говорим сейчас: «зело красивый». А, вот в старину здания из камня воздвигались редко, сооружение каменных дел мастеров вызывало восторг всех горожан. Люди говорили о дворце: «Зело причудливые палаты».

Команды – внимание! Приготовьтесь записывать слова.

Десница –  правая рука
Ланиты – щёки
Рамена – плечи
Рыбарь – рыбак
Дружество – дружба
Зерцало – зеркало
Отрок – подросток, юноша
Сей – этот
Чело – лоб
Очи – глаза
Перст – палец
Град – город
Древо – дерево
Злато – золото
Уста – губы
Шуйца – левая рука
Брег – берег
Ведать – знать

Подведение итогов. Слово жюри.

4. «Узнай по описанию»

Знают взрослые и дети
Много разного на свете,
Но пока идут года,
Строят люди города.
Славятся они церквами,
Расписными теремами,
В них звонят колокола,
И сверкают купола.

– Мы приближаемся к завершению нашей Игры. Последний этап  состоит из двух конкурсов. На первом вам надо будет узнать по описанию и портрету известную историческую личность Древней Руси, а на втором, также по описанию и фотографии, догадаться о каком древнерусском городе идёт речь.
– И, внимание на экран!

1-й конкурс

1. Он был самым известным из русских летописцев, монах Киевского Печерского монастыря. Жил в конце XI – начале XII веков. Главный труд монаха – «Повесть временных лет» («Повесть о прошедших временах»). Это была не просто летопись. Автор описывает историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов. (Нестор)

2. Этот великий князь  был образованным человеком и «к книгам прилежал, читая их ночью и днем». Он заботился о процветании государства и стремился сохранить мир с соседями, На том месте, где русские дружины разбили кочевые племена печенегов, повелел князь возвести собор Святой Софии в честь великой победы. А при монастырях стали открываться школы. (Ярослав Мудрый)

3. При его правлении время на Руси было спокойным и мирным.  Великий князь завещал своим детям и всем людям быть добрыми, трудолюбивыми и заботливыми. (Владимир Мономах)

4. Могущественный и сильный князь пришёл из Новгорода в Киев. Он решил подчинить себе Киев и захватил его. Киев при нём не только богател, но и сильно укреплялся. Город был окружен рвом и крепкими бревенчатыми стенами. (Олег)

5.  Был этот князь умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни. О времени его княжения сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Период правления князя можно разделить на II этапа: языческий и христианский. (Владимир Красное Солнышко)

6.  Он решил составить славянскую азбуку. В работе над ней ему помогал старший брат. Часть букв он взял из греческого алфавита, а некоторые придумал для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою азбуку. О ком идёт речь? (Кирилл и Мефодий)

2-й конкурс

1. Этот город  стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». (Углич)

2. Перед вами самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем по прозвищу Мудрый. Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в нём первый в России общедоступный театр. Вот почему этот город называют родиной русского театра. (Ярославль)

3. Этот город – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на его улицах – как будто перенесся в далекое прошлое. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница. (Суздаль)

4. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток реки Оки). Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимаемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдем по его улицам. Вот перед нами замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)

5. Во времена Киевской Руси ближе к этому городу стали строиться и другие города. Тянулись к нему люди изо всех племен. Вот и стал он называться «матерью городов русских». (Киев)

6. Прошло время, и из маленького городка она превратилась в центр большого княжества.  Многие князья стремились занять этот трон. Одной из главных задач князья видели в расширении владений города. Города Коломна, Можайск, Переславль-Залесский первыми присоединились к этому княжеству. Позже было присоединено Тверское княжество. Была и еще одна причина усиления города – выгодное географическое положение. (Москва)

5. Итог игры. Рефлексия

Слово предоставляется командам-участницам, преподавателям студий-участниц Игры. Жюри подводит итоги, объявляет результаты Игры.

– Ребята, а нам бы хотелось, чтобы вы понимали и ценили красоту окружающего вас мира, бережно хранили память о прошлом, любили свою историю и Родину и чувства эти передали своим будущим детям и внукам.

Презентация