Синтаксические нормы русского языка

Разделы: Русский язык


Цель урока – рассмотреть распространенные нарушения синтаксических норм современного русского языка.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся;
    • повторение сложных вопросов различных разделов языкознания;
    • разбор заданий ЕГЭ, связанных с синтаксическими нормами (А4 – А6);
    • развитие умения видеть, классифицировать, исправлять грамматические ошибки.
  • Развивающие:
    • развитие навыков самоконтроля, необходимого для выполнения тестов;
    • помощь в преодолении трудностей в выборе вариативных конструкций.
    • развитие навыков работы с ЭОР.
  • Воспитательные:
    • формирование верной позиции учащегося, зоркости и внимательности в работе над тестовыми заданиями;
    • воспитывать чувство ответственности в работе;
    • воспитывать уверенность в себе;
    • воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик–ученик», «учитель–ученик».

Планируемые результаты.

  • Познавательные: умение  выделять существенную информацию из различных источников;
  • Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
  • Коммуникативные: умение выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме; проявление творческого отношения к процессу обучения.
  • Предметные: повторить понятия « грамматическая норма», «деепричастный оборот», «причастный оборот», «управление», «согласование», «сложноподчинённое предложение», «синтаксическая синонимия»
  • Метапредметные: получение навыков извлечения существенной информации из различных источников; получение навыков постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении вопросов урока.

Урок построен на основе проектной технологии. Изучение данной темы рассчитано на  90-130 минут (2-3 урока).
Инструменты и средства: компьютеры с выходом в интернет, проектор, экран (или интерактивная доска), рабочие листы с заданиями для обучающихся, дидактический материал, листы самооценки.

Технология изучения темы

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

Мотивировать обучающихся к изучению темы. Учитель:
настраивает учащихся на работу;
– сообщает тему урока;
– раскрывает цели и задачи обучения;
– сообщает о значимости урока.
Учитель: Ученики нашего класса приняли участие в лингвистическом эксперименте: они провели опрос среди учителей, учащихся нашей школы и среди родителей. Все они отвечали на следующий вопрос: «Нужно ли говорить правильно»? Опрашиваемые ответили: «Да». А вот на вопрос: «Исправите ли вы собеседника, если он сделал ошибку»? – получили 3 варианта ответа: «Нет», «Да, исправлю», «Не знаю». Один из ответов был таким: «Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считая себя умнее других». Согласны ли вы с таким утверждением? (Учащиеся размышляют)
Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие “языковая норма” – ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку?
(Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.)
Какие нормы вы уже изучили? (Орфоэпические, лексические, морфологические)
Слово – единица нашего языка. Слово можно сравнить с кирпичиком, из которого строится дом. Два слова, связанных между собой по смыслу и грамматически – уже словосочетание; несколько слов, связанных друг с другом, и мы получаем предложение. Вот об этих особенностях, о трудностях связи слов в словосочетаниях и предложениях мы и будем говорить на нашем уроке.
Итак, о каких нормах русского языка на сегодняшнем уроке пойдёт речь?
На сегодняшнем уроке мы должны разобраться с заданиями А4 – А6 в ЕГЭ по русскому зыку.
Но важно помнить! Умение правильно строить предложения, а следовательно, владеть русским языком важно, конечно, не только для того, чтобы успешно сдать экзамен. Древние говорили: «Vitae, non scholae discinmus». («Для жизни, не для школы учимся»). Вот почему важно говорить на своём языке правильно, как следует!
Личностный:
проявление интереса к поставленной проблеме
Предметный:
разбираться в  основных понятиях темы.
Коммуникативный:
умение слушать и вступать в диалог.

II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

– Развивать познавательную активность;
– развивать навыки самостоятельной работы;
– развивать умение работать с ЭОР;
– развивать способность к самоконтролю;
– воспитывать чувство ответственности в работе;
– воспитывать уверенность в себе;
– воспитывать культуру общения через работу в парах.
Итак, наша работа сегодня будет строиться следующим образом.
Для выполнения домашнего задания вы распределились на 3 группы.  Каждая из групп получила своё задание.
Обратите внимание, на столе у каждого из вас лежит 3 кейса (материалы к занятию).
1 кейс содержит материалы, которые необходимы, чтобы выполнить задание   типа А4. В нем вы найдете:
а) информационный блок №1
в) выходной контроль (задание теста по вариантам)
2 кейс построен по тому же принципу, только содержит материалы к заданию А6.
3 кейс построен по такому же принципу. Он содержит материалы к заданию А5.
Рядом лежат вспомогательные материалы:
        а) карта самооценки
        б) бланки ответов
Задания для 1 группы.
Используя данные ресурсы, рассмотрите правила построения предложений с деепричастным оборотом.
http://interneturok.ru/ru/school/russian/10-11-klassy/podgotovka-k-ege/a4-deeprichastiya-i-pravila-ih-upotrebleniya
http://rulinguistic.com/cat/normy-sintaksisa/
Дополнительные ресурсы:
http://www.testsoch.com/sintaksicheskie-normy-postroenie-predlozheniya-s-deeprichastiem/
https://rus.1sept.ru/articlef.php?ID=200601003
Я предоставляю слово выступающим из 1 группы. Они, используя презентацию, сделанную дома, будут объяснять теоретический материал, привлекая к работе вас.
Ваша задача внимательно слушать, вникать, включаться в работу с кейсом №1.
(после выступления) Возьмите лист кейса №1 с тестами (см. Приложение 1). Работая в парах, в течение  10 минут вы выполните 10 заданий. Ответы поместите в бланк ответов №1. Подпишите его.
Задание для 2 группы.
Этой группе необходимо было рассмотреть правила построения предложений с причастным оборотом.
http://interneturok.ru/ru/school/russian/10-11-klassy/podgotovka-k-ege/a6-obrazovanie-prichastnyh-oborotov-sintaksicheskie-normy
Дополнительные ресурсы:
https://rus.1sept.ru/articlef.php?ID=200601003
Теперь поработаем с заданиями, связанными  с употреблением причастного оборота. Возьмите лист кейса №2 с тестами (см. в Приложении 1). Выполните задания. Ответы поместите в бланк ответов №2. В вашем распоряжении  10 минут
Задание для 3 группы.
Расскажите о выполнении задания А5 в ЕГЭ по русскому языку, рассмотрите оставшиеся синтаксические нормы, необходимые для выполнения этого задания. Для этого используйте следующие ресурсы:
http://rulinguistic.com/cat/normy-sintaksisa/
http://interneturok.ru/ru/school/russian/10-11-klassy/podgotovka-k-ege/sintaksicheskie-normy-a5
http://rulinguistic.com/cat/normy-sintaksisa/
Дополнительные ресурсы:
https://rus.1sept.ru/articlef.php?ID=200601003
http://nashol.com/2012030663876/predlojeniya-s-odnorodnimi-chlenami-v-russkom-yazike.html
А сейчас мы возьмём 3 кейс и потренируемся выполнять задание А5 (см. Приложение 1).
Познавательный
– умение выделить главное в материале.
Регулятивный
– умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Предметный
– имеют представление о таких понятиях, как:
«грамматическая норма», «деепричастный оборот», «причастный оборот», «управление», «согласование» «сложноподчинённое предложение», «синтаксическая синонимия»

III этап. Диагностика качества освоения темы

установить степень освоения темы 1. Ролевая игра: учащиеся 1-3 гр. выступают в роли редакторов авторских текстов, находят речевые ошибки, обосновывают их использование (см. Приложение 2).
2. Самостоятельная работа учащихся
3. Проверка заданий.
А теперь мы выполним тестовые задания, взятые из единого государственного экзамена по русскому языку.
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test300.xml (1 вариант)
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test305.xml (1 вариант)
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test75.xml (1 вариант)
Регулятивный:
умение выполнять задание в соответствии с целью.

IV этап. Домашнее задание

Обобщить сведения о синтаксических ошибках. 1. Составить словарик увиденных вами в газетах ошибок. Исправьте их.
2. Решить тесты из открытого банка заданий ФИПИ.
http://www.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj
Личностный: творческое отношение к процессу выполнения задания;
Регулятивный:
Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;

V этап. Рефлексия

Научить школьников:
– соотносить полученный результат с поставленной целью;
– оценивать результат своей деятельности.
Сейчас заполните карту самооценки (см. в Приложении 3). В первой графе даны цели урока, ваше мнение нужно отразить, поставив «+» или «–».
Затем в следующей таблице отметьте задания, которые вызвали у вас затруднения (красной пастой).
Проанализируем вашу работу на следующем занятии.
Работая с заданиями, отвечая на вопросы, мы поняли, насколько важно правильно владеть русским языком, изучать его, дорожить им.
Личностный:
позитивный эмоциональный настрой учащихся, направленный на решение познавательной задачи поддерживался на протяжении всего урока

Список использованных источников: