Цель урока – рассмотреть распространенные нарушения синтаксических норм современного русского языка.
Задачи урока:
- Образовательные:
- совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся;
- повторение сложных вопросов различных разделов языкознания;
- разбор заданий ЕГЭ, связанных с синтаксическими нормами (А4 – А6);
- развитие умения видеть, классифицировать, исправлять грамматические ошибки.
- Развивающие:
- развитие навыков самоконтроля, необходимого для выполнения тестов;
- помощь в преодолении трудностей в выборе вариативных конструкций.
- развитие навыков работы с ЭОР.
- Воспитательные:
- формирование верной позиции учащегося, зоркости и внимательности в работе над тестовыми заданиями;
- воспитывать чувство ответственности в работе;
- воспитывать уверенность в себе;
- воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик–ученик», «учитель–ученик».
Планируемые результаты.
- Познавательные: умение выделять существенную информацию из различных источников;
- Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
- Коммуникативные: умение выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме; проявление творческого отношения к процессу обучения.
- Предметные: повторить понятия « грамматическая норма», «деепричастный оборот», «причастный оборот», «управление», «согласование», «сложноподчинённое предложение», «синтаксическая синонимия»
- Метапредметные: получение навыков извлечения существенной информации из различных источников; получение навыков постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении вопросов урока.
Урок построен на основе проектной технологии.
Изучение данной темы рассчитано на 90-130 минут
(2-3 урока).
Инструменты и средства: компьютеры с выходом в
интернет, проектор, экран (или интерактивная
доска), рабочие листы с заданиями для
обучающихся, дидактический материал, листы
самооценки.
Технология изучения темы
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание) |
||||
Цель деятельности |
Ситуативное задание |
Планируемый результат |
||
Мотивировать обучающихся к изучению темы. | Учитель: – настраивает учащихся на работу; – сообщает тему урока; – раскрывает цели и задачи обучения; – сообщает о значимости урока. Учитель: Ученики нашего класса приняли участие в лингвистическом эксперименте: они провели опрос среди учителей, учащихся нашей школы и среди родителей. Все они отвечали на следующий вопрос: «Нужно ли говорить правильно»? Опрашиваемые ответили: «Да». А вот на вопрос: «Исправите ли вы собеседника, если он сделал ошибку»? – получили 3 варианта ответа: «Нет», «Да, исправлю», «Не знаю». Один из ответов был таким: «Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считая себя умнее других». Согласны ли вы с таким утверждением? (Учащиеся размышляют) Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие “языковая норма” – ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку? (Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.) Какие нормы вы уже изучили? (Орфоэпические, лексические, морфологические) Слово – единица нашего языка. Слово можно сравнить с кирпичиком, из которого строится дом. Два слова, связанных между собой по смыслу и грамматически – уже словосочетание; несколько слов, связанных друг с другом, и мы получаем предложение. Вот об этих особенностях, о трудностях связи слов в словосочетаниях и предложениях мы и будем говорить на нашем уроке. Итак, о каких нормах русского языка на сегодняшнем уроке пойдёт речь? На сегодняшнем уроке мы должны разобраться с заданиями А4 – А6 в ЕГЭ по русскому зыку. Но важно помнить! Умение правильно строить предложения, а следовательно, владеть русским языком важно, конечно, не только для того, чтобы успешно сдать экзамен. Древние говорили: «Vitae, non scholae discinmus». («Для жизни, не для школы учимся»). Вот почему важно говорить на своём языке правильно, как следует! |
Личностный: проявление интереса к поставленной проблеме Предметный: разбираться в основных понятиях темы. Коммуникативный: умение слушать и вступать в диалог. |
||
II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания) |
||||
– Развивать познавательную
активность; – развивать навыки самостоятельной работы; – развивать умение работать с ЭОР; – развивать способность к самоконтролю; – воспитывать чувство ответственности в работе; – воспитывать уверенность в себе; – воспитывать культуру общения через работу в парах. |
Итак, наша работа сегодня будет
строиться следующим образом. Для выполнения домашнего задания вы распределились на 3 группы. Каждая из групп получила своё задание. Обратите внимание, на столе у каждого из вас лежит 3 кейса (материалы к занятию). 1 кейс содержит материалы, которые необходимы, чтобы выполнить задание типа А4. В нем вы найдете: а) информационный блок №1 в) выходной контроль (задание теста по вариантам) 2 кейс построен по тому же принципу, только содержит материалы к заданию А6. 3 кейс построен по такому же принципу. Он содержит материалы к заданию А5. Рядом лежат вспомогательные материалы: а) карта самооценки б) бланки ответов Задания для 1 группы. Используя данные ресурсы, рассмотрите правила построения предложений с деепричастным оборотом. http://interneturok.ru/ru/school/russian/10-11-klassy/podgotovka-k-ege/a4-deeprichastiya-i-pravila-ih-upotrebleniya http://rulinguistic.com/cat/normy-sintaksisa/ Дополнительные ресурсы: http://www.testsoch.com/sintaksicheskie-normy-postroenie-predlozheniya-s-deeprichastiem/ https://rus.1sept.ru/articlef.php?ID=200601003 Я предоставляю слово выступающим из 1 группы. Они, используя презентацию, сделанную дома, будут объяснять теоретический материал, привлекая к работе вас. Ваша задача внимательно слушать, вникать, включаться в работу с кейсом №1. (после выступления) Возьмите лист кейса №1 с тестами (см. Приложение 1). Работая в парах, в течение 10 минут вы выполните 10 заданий. Ответы поместите в бланк ответов №1. Подпишите его. Задание для 2 группы. Этой группе необходимо было рассмотреть правила построения предложений с причастным оборотом. http://interneturok.ru/ru/school/russian/10-11-klassy/podgotovka-k-ege/a6-obrazovanie-prichastnyh-oborotov-sintaksicheskie-normy Дополнительные ресурсы: https://rus.1sept.ru/articlef.php?ID=200601003 Теперь поработаем с заданиями, связанными с употреблением причастного оборота. Возьмите лист кейса №2 с тестами (см. в Приложении 1). Выполните задания. Ответы поместите в бланк ответов №2. В вашем распоряжении 10 минут Задание для 3 группы. Расскажите о выполнении задания А5 в ЕГЭ по русскому языку, рассмотрите оставшиеся синтаксические нормы, необходимые для выполнения этого задания. Для этого используйте следующие ресурсы: http://rulinguistic.com/cat/normy-sintaksisa/ http://interneturok.ru/ru/school/russian/10-11-klassy/podgotovka-k-ege/sintaksicheskie-normy-a5 http://rulinguistic.com/cat/normy-sintaksisa/ Дополнительные ресурсы: https://rus.1sept.ru/articlef.php?ID=200601003 http://nashol.com/2012030663876/predlojeniya-s-odnorodnimi-chlenami-v-russkom-yazike.html А сейчас мы возьмём 3 кейс и потренируемся выполнять задание А5 (см. Приложение 1). |
Познавательный – умение выделить главное в материале. Регулятивный – умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; – умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Предметный – имеют представление о таких понятиях, как: «грамматическая норма», «деепричастный оборот», «причастный оборот», «управление», «согласование» «сложноподчинённое предложение», «синтаксическая синонимия» |
||
III этап. Диагностика качества освоения темы |
||||
– установить степень освоения темы | 1. Ролевая игра: учащиеся 1-3 гр.
выступают в роли редакторов авторских текстов,
находят речевые ошибки, обосновывают их
использование (см. Приложение 2). 2. Самостоятельная работа учащихся 3. Проверка заданий. А теперь мы выполним тестовые задания, взятые из единого государственного экзамена по русскому языку. http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test300.xml (1 вариант) http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test305.xml (1 вариант) http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test75.xml (1 вариант) |
Регулятивный: умение выполнять задание в соответствии с целью. |
||
IV этап. Домашнее задание |
||||
Обобщить сведения о синтаксических ошибках. | 1. Составить словарик увиденных вами в
газетах ошибок. Исправьте их. 2. Решить тесты из открытого банка заданий ФИПИ. http://www.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj |
Личностный: творческое отношение к
процессу выполнения задания; Регулятивный: Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом; |
||
V этап. Рефлексия |
||||
Научить школьников: – соотносить полученный результат с поставленной целью; – оценивать результат своей деятельности. |
Сейчас заполните карту самооценки (см. в
Приложении 3). В первой
графе даны цели урока, ваше мнение нужно
отразить, поставив «+» или «–». Затем в следующей таблице отметьте задания, которые вызвали у вас затруднения (красной пастой). Проанализируем вашу работу на следующем занятии. Работая с заданиями, отвечая на вопросы, мы поняли, насколько важно правильно владеть русским языком, изучать его, дорожить им. |
Личностный: позитивный эмоциональный настрой учащихся, направленный на решение познавательной задачи поддерживался на протяжении всего урока |
Список использованных источников:
- http://interneturok.ru/ru/school/russian/10-11-klassy/podgotovka-k-ege/a4-deeprichastiya-i-pravila-ih-upotrebleniya
- http://rulinguistic.com/cat/normy-sintaksisa/
- http://interneturok.ru/ru/school/russian/10-11-klassy/podgotovka-k-ege/a6-obrazovanie-prichastnyh-oborotov-sintaksicheskie-normy
- https://rus.1sept.ru/articlef.php?ID=200601003
- http://rulinguistic.com/cat/normy-sintaksisa/
- http://interneturok.ru/ru/school/russian/10-11-klassy/podgotovka-k-ege/sintaksicheskie-normy-a5
- https://rus.1sept.ru/articlef.php?ID=200601003
- http://nashol.com/2012030663876/predlojeniya-s-odnorodnimi-chlenami-v-russkom-yazike.html
- http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test300.xml
- http://www.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj