Семь чудес города Краснодара

Разделы: Работа с дошкольниками


В 1998 году детский сад № 24 открыл первые в городе Краснодаре группы для детей с ОВЗ. Контингент воспитанников дошкольного учреждения составляют дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды, не передвигающиеся без посторонней помощи. Особенность работы нашего ДОУ заключается в совместном воспитании детей, имеющих различный уровень психического, интеллектуального и физического развития.

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших.

Вместе с тем она обретает новые характеристики и подходы к ее решению, как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.

Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей, а именно:

  • недостаточное оснащение материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
  • отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и подготовке их к военной службе;
  • малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
  • недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

С введением в действие закона Российской Федерации «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, историей страны и края.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Педагогами МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 24» был разработан проект: «Семь чудес города Краснодара», который направлен на привитие Любови детей-дошкольников к родному городу, его истории и культуре. Особенность этой работы заключается в том, что в ней участвуют воспитанники с различным уровнем интеллектуального развития. Подобный подход оказывает благоприятное воздействие на детей с тяжелыми нарушениями в развитии, способствует их социальной интеграции, а у «здоровых» детей, не имеющих серьезных отклонений в здоровье, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, которые будут им полезны в дальнейшей жизни.

В данном проекте речь идет о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Мы считаем, что успешность развития дошкольников при ознакомлении с городом Краснодаром возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром, эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные детям дошкольного возраста.

Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников с ОВЗ к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

  • Создание условий для ознакомления дошкольников, имеющих отклонения в здоровье, с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;
  • Развитие бережного отношения к достопримечательностям, культурным ценностям, природе Краснодара;
  • Обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
  • Ориентировать родителей воспитанников на гражданско-патриотическое воспитание детей в семье.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Для решения поставленных задач нравственно-патриотического воспитания работу необходимо строить в соответствии с местными условиями и особенностями развития детей, учитывая следующие принципы:

  • «позитивный центризм»;
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход (создание условий для самостоятельного познания, проявления инициативы, свободы выбора предметов и видов деятельности);
  • развивающий характер обучения, основанный на активности воспитанников;
  • принцип историзма: реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни). Это обусловлено тем, что детям с ОВЗ трудно представить историческую прямую времени, определить свое место на ней проследить удаленность тех или иных событий;
  • принцип гуманизации: предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также опираться на высшие человеческие понятия – любовь к Родине, родному краю, Отечеству;
  • принцип дифференциации: создание условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоений знаний о родном городе, с учетом возраста, пола, накопленного им опыта.

Для реализации проекта в нашем детском саду организованы следующие экспозиции:

1) «Уголок народного быта»: в нем находятся экспонаты, как подлинные, так и изготовленные руками педагогов совместно с детьми, которые позволяют ознакомиться им с материальными формами народной культуры Кубани.
2) «Мини-музей воинской Славы», где находятся атрибуты времен Великой Отечественной войны (фляжка, полевая сумка командира, пробитая каска солдата, альбомы с фотографиями ветеранов и орденами).
3) Фото-выставочный материал «Мой город вчера и сегодня», где размещены фотографии достопримечательностей прошлого века и настоящего времени;
4) На территории детского сада создан «Мини-музей: 7 чудес города Краснодара» – по всей территории установлены баннеры с изображением памятников города Краснодара;
5) В групповых помещениях оформлены уголки «Мы – патриоты малой Родины».

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный (сентябрь 2011 – август 2012 г)

  • Изучение теоретических вопросов проблемы. Анализ методической литературы по теме.
  • Посещение совместно с родителями библиотек, музеев, Храмов, парков, скверов, памятников города Краснодара.
  • Создание банка памятников и достопримечательностей города Краснодара.
  • Изготовление практического материала (дидактических игр, макетов).
  • Создание, оснащение и оформление уголка по краеведению.
  • Создание на территории ДОУ «Мини-музея «7 чудес города Краснодара»
  • Подготовка презентационного материала к НОД.
  • Разработка конспектов НОД.

II. Основной (сентябрь 2012 – май 2013 г.)

  • Мониторинг определения уровня сформированных знаний о родном городе у детей 5-7 лет коррекционной группы и группы «Особый ребенок».
  • Апробация конспектов НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

III. Заключительный (май – август 2013 г.)

  • Модификация (если необходима) и включение НОД по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ дошкольного возраста в сетку образовательного процесса ДОУ.
  • Выявление динамики воспитанников.

Результаты проекта:

Решение задачи воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в направлении воспитания чувства патриотизма.

Попутное решение дополнительных задач: по развитию речи (составление описательного рассказа, решение грамматических задач, развитие логическое мышление), решение многих задачи по изодеятельности, ручному труду, в рамках музейной педагогики – организованы мини-музеи.

Работа, построена таким образом, что позволило детям с ограниченными возможностями здоровья значительно расширить знания о родном городе, крае, стране, воспитывая в них чувство гордости и уважения к Родине, воспитывая настоящих патриотов.

Мы считаем, что данный проект может иметь широкое распространение в системе современного дошкольного образования. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о родном городе, знаменитых его жителях, история возникновения города доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Библиографический список

  1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
  2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
  4. История Кубани // Кубановедение, 2007.
  5. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
  6. «Их именами названы улицы города» (газета «Светская Кубань», 1966т. Я.Куценко)
  7. «Их именами названы улицы» (газета «Комсомолец Кубани» 1967г)И Горелова.
  8. Методическое пособие « Их именами названы улицы города»