«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»
Выготский Л. С.
Проблема инвалидности насчитывает многовековую историю. Очень долго данная проблема считалась в основном медицинской, и ее решение являлось прерогативой врачей. Однако, с развитием общества и ряда наук, в том числе прикладных, проблема инвалидности все более становилась проблемой общественной. Особенно эта проблема касается детей – инвалидов, так как таких детей с каждым годом становится всё больше.
Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, в настоящее время же детей-инвалидов насчитывается около 1 миллиона, и каждый год эта цифра увеличивается.
В Омской области отмечается тенденция снижения уровня инвалидизации населения: по состоянию на 1 января 2008 года насчитывалось 169,2 тыс. инвалидов (8,4 % от общей численности населения Омской области), на 1 января 2009 года – 164,4 тыс. инвалидов (8,16%), на 1 января 2010 года – 159,4 тыс. инвалидов (8,1 %), на 1 января 2011 года – 157,3 тыс. инвалидов (7,9%), на 1 января 2012 года – 153,8 тыс. инвалидов (7,8%), из них 7,2 тыс. дети – инвалиды.
В Нововаршавском районе проживает 1550 инвалидов, из них 98 – детей-инвалидов. На территории Нововаршавского поселения и Красного Яра проживает 27 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на указанные положительные тенденции изменения показателей инвалидности, остается нерешенной важная социальная проблема – устранение барьеров для инвалидов во всех сферах жизни. Конечно, много делается для устранения этих барьеров. Так, например, в Омской области действует долгосрочная целевая программа "Доступная среда". Ее цель – обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Более доступными для посещения инвалидов станут больницы, поликлиники, медико-санитарные части, родильные дома, театры, библиотеки, дома культуры, школы искусств, общеобразовательные школы, лицеи, бассейны, стадионы, спортивные залы, легкоатлетические манежи, спорткомплексы, лыжно-хоккейная база, крытые катки.
Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется в Омской области с 2009 года.
Проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Таким детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.
В Нововаршавском районе введено дистанционное обучение детей-инвалидов. Поэтому процесс освоения школьной программы идет успешно, дети, находящиеся на домашнем обучении, практически не отстают от своих сверстников. Но на сегодняшней день одной из нерешенных проблем детей-инвалидов нашего посёлка, проживающих в семьях, является изолированность от общения со сверстниками. Особенно это касается семей, в которых ребенок-инвалид обучается на дому, не посещает общеобразовательную школу. В этих семьях, как правило, – кто-то, вынужден постоянно находиться с ребенком. Проведя опрос 27 семей, где проживают дети-инвалиды по вопросу организации совместного досуга сделали следующие выводы: 82% родителей вынуждены постоянно находиться с ребенком; 54% родительской общественности поддерживает инициативу организации совместного общения и досуга. Проанализировав сложившуюся проблему, мы загорелись идеей организации проекта по созданию среды для преодоления социальной изолированности детей-инвалидов.
Цель проекта: создание среды для преодоления социальной изолированности детей-инвалидов
Задачи проекта:
- Создать инициативную группу по реализации цели проекта.
- Изучить законодательную и нормативно-правовую базу по теме проекта.
- Привлечь внимание общественности, учащихся к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Определить круг общественных организаций, государственных учреждений и всех заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут оказать помощь.
- Разработать план мероприятий по реализации проекта.
- Приготовить новогодние подарки для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Организовать досуг детей с ограниченными возможностями через проведение традиционного новогоднего праздника для них с привлечением учащихся Нововаршавской гимназии.
- Расширить знания учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья.
- Осуществить проект.
- Провести анализ результатов работы.
Так в чём же суть проекта?
В декабре всех охватывает чувство предвкушения
праздника и волшебства. Все начинают верить в
чудеса. Что уж говорить о детях? Для них декабрь –
самый волнительный месяц в году – вот-вот придет
Дед мороз и исполнит все их желания!
Больные дети, которые обречены большую часть
своей жизни проводить в больнице или дома,
абсолютно также ждут волшебства в новом году –
возможно ведь именно он принесет долгожданное
выздоровление и радостные улыбки.
Все с нетерпением ждут новогодний праздник,
заранее к нему готовятся. Собираются компаниями,
чтобы веселее его провести. Готовят подарки друг
другу. И только дети-инвалиды не могут встретить
Новый год в кругу своих сверстников. Но им так же
хочется иметь друзей, общаться, дарить и получать
подарки от своих друзей. Поэтому мы решили
провести акцию с целью изготовления подарков для
детей-инвалидов к Новому году. Приготовленные
подарки вручить детям с ограниченными
возможностями на новогоднем празднике,
специально организованного для них. А также
посетить всех детей, которые не смогут побывать
на новогоднем празднике, так же вручить им
подарки и пообщаться с ними.
Основные причины детской инвалидности в Омской области
Таблица № 1
Структура первичной инвалидности среди детей-инвалидов по формам болезней, в процентах к общему числу впервые признанных детьми-инвалидами | |||
Нозологические формы | Год | ||
2009 | 2010 | 2011 | |
Всего, из них: | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
туберкулез | 0 | 0,1 | 0,1 |
новообразования | 5,5 | 6,0 | 4,2 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ | 6,3 | 4,6 | 6,6 |
психические расстройства и расстройства поведения | 25,2 | 23,4 | 28,9 |
болезни нервной системы | 10,8 | 13,3 | 13,3 |
болезни глаза и придаточного аппарата | 2,1 | 2,3 | 2,7 |
болезни уха и сосцевидного отростка | 2,3 | 3,2 | 2,6 |
болезни системы кровообращения | 0,5 | 1,1 | 0,6 |
болезни органов дыхания | 0,2 | 0,8 | 0,4 |
болезни органов пищеварения | 0,9 | 1,1 | 1,1 |
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | 4,1 | 4,3 | 4,8 |
болезни мочеполовой системы | 1,5 | 1,0 | 0,2 |
врожденные аномалии и пороки развития, деформации и хромосомные нарушения | 31,0 | 30,2 | 27,0 |
отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде | 3,6 | 3,2 | 1,7 |
травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин | 3,4 | 2,2 | 2,8 |
прочие болезни | 2,6 | 2,5 | 0,1 |
Реализация проекта «Дети одного солнца»
Партнёры проекта:
- Администрация Нововаршавского городского поселения.
- БУ Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Нововаршавского района».
- Нововаршавский детский оздоровительно – образовательный центр.
Бюджет проекта
Предполагаемые расходы:
№ | Назначение расходов | Сумма |
1 | Закупка материалов для изготовления игрушек | 2000 руб. |
2 | Покупка билетов на развлекательно-театрализованное представление | 3000 руб. |
3 | Покупка призов для проведения развлекательно-театрализованного представления | 1000 руб. |
4 | Покупка подарков для детей с ограниченными возможностями здоровья | 2700 руб. |
5 | Расходы на транспорт | 1000 руб. |
Итого | 9700 руб. |
Предполагаемые доходы:
№ | Источники доходов | Сумма |
1 | Средства, выделенные администрацией Нововаршаского поселения | 3000 руб. |
2 | Средства, выделенные Комплексным центром социального обслуживания населения Нововаршавского района». | 1000 руб. |
3 | Пожертвования родителей учащихся Нововаршавской гимназии | 2000 руб. |
4 | Спонсорская помощь ДООЦ | 3000 руб. |
Итого |
Дефицит Бюджета: 700 руб.
Целевая аудитория проекта: дети-инвалиды от 6 до 17 лет.
Исполнители проекта: учащиеся Нововаршавской гимназии.
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта позволит:
- снизить дефицит общения ребенка, имеющего инвалидность;
- исключить изоляцию детей данной категории в социуме;
- приобрести друзей среди здоровых сверстников;
- больше узнать здоровым детям о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья;
- научиться здоровым детям деликатности, терпимости, пониманию своих сверстников с ограниченными возможностями здоровья;
- организовать творческую благотворительную деятельности среди учащихся гимназии;
- организовать и провести новогодний праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья;
Этапы реализации проекта
№ этапа | Название этапа | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Подготовительный | 1) анализ проблемы социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья
посредством общения со сверстниками, не имеющими
отклонений в состоянии здоровья; 2) поиск путей организации совместного отдыха детей с ограниченными возможностями и учащихся гимназии; 3) беседы о проблемах детей-инвалидов, регистрация участников акции |
Сентябрь – ноябрь 2012г |
2 | Организационный |
|
|
3 | Основной |
|
Декабрь 2012г. |
4 | Аналитический | 1) подведение итогов реализации проекта; 2) обсуждение планов дальнейшей работы в данном направлении. |
Январь 2013г. |
Заключение
Дети-инвалиды – часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов – люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в Паралимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы быть замеченными.
Осуществлённый проект не оставил без внимания
ни одного ребёнка с ограниченными возможностями.
Позволил им почувствовать себя нужными,
полноценными членами общества. Предоставил
возможность общения со сверстниками. В то же
время здоровые дети больше узнали о том, с какими
проблемами приходится сталкиваться их
сверстникам – детям – инвалидам.
Данный проект подтвердил, что все дети – дети
одного солнца, поэтому должны жить, учиться и
общаться вместе, не делясь на больных и здоровых.
Список литературы
- Доклад о положении детей в Омской области в 2011 году.
- Постановление Правительства Омской области об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области "Доступная среда" на 2013-2017 годы.
- Социальная защита инвалидов // http://www.sitesrez.com/art_5.htm