Форма: урок с элементами исследования.
Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний.
Педагогическая цель: узнать, каким образом персонажи русских былин с нами и по сей день.
Задачи:
- рассмотреть сходство характера современного человека и персонажей русских былин;
- вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях и желание их читать;
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
- воспитывать на примере подвигов богатырей такие качества как мужество, патриотизм, честность, смелость.
Оборудование:
- мини-музей "Русские доспехи X – XVII веков",
- картины В.М. Васнецова «Богатыри», «Богатырь», «Витязь на распутье»,
- список всех известных богатырей, (Приложение 1, Приложение 3)
- рисунки детей,
- грамзапись былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
- Презентация.
Книжная выставка:
- Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
- Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
- Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
- Г.В. Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004. Альбом «Россия».
Класс разделен на разноуровневые группы. В главе каждой группы (дружины) поставлен ученик с высокими учебными возможностями. Он совершенствует свои организаторские способности, при сборе информации. Учится обрабатывать собранные данные и оформлять полученные данные в диаграммах, выбирают подходящую форму, цвет, дизайн диаграммы. Кто из учеников затруднился провести опрос, старший в дружине подсказывает, как ему лучше сделать.
1 группа (дружина) | 2 группа (дружина): | 3 группа (дружина): | 4 группа (дружина): |
Табличка для самооценки на уроке:
Опрос | Физминутка | Предварительное исследование | Работа по отрывку и ответы на вопросы |
Составление пословиц | Итоговое оценивание | |
отлично | ||||||
хорошо | ||||||
могу лучше | ||||||
надо повторить |
Оценочный лист для дружин:
1 группа (дружина) |
2 группа (дружина): |
3 группа (дружина): |
4 группа (дружина): |
|
отлично | ||||
хорошо | ||||
Можно было лучше |
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. Актуализация знаний (1 мин.) |
Что здесь написано? Правильно, на
доске написано «Русские богатыри». (Презентация)
– Да, ребята, каждый год 23 февраля мы отмечаем праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы продолжаем говорить о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней. |
Дети читают название на доске и внимательно слушают стихотворение. |
2. Мотивация (5 мин.) | – Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением? | Кустышева Соня:
|
Вопросы: 1. Как мы с вами узнали о
русских богатырях, которые жили в далёкой
старине и прославились своими подвигами и
делами?
5. А как мы должны читать былину? |
– Из былин, сказаний, из песен,
стихотворений, из книг. – Былина произошла от слова быль, было. – Сказитель. – Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Медленно и напевно, делать остановки на знаках препинания. |
|
– В русском народе много столетий из
уст в уста, от деда к внуку переходили былины о
могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь
русского народа, которая была очень нелёгкой на
Руси. Вот так слагалась былина. В давние-давние
времена большую опасность для русских земель
представляли набеги врагов (татар, печенегов). |
Почти в каждой из былин упоминается
Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие
красивые и загадочные слова. Русь. Совсем
короткое слово. Оно пришло к нам из седой
древности и навеки осталось с нами. Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро. |
|
3. Создание проблемы (1 мин.) | Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель — человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач нашего урока — учиться исследовательской деятельности. Другая задача — ведь это было так давно, а каким образом персонажи русских былин с нами по сей день? | Варианты ответов. |
4. Определение темы исследования, выдвижение гипотезы (3 мин.) | Такие черты характера, как мужество, честность, мудрость, благородство, смелость мужество, ум делают героев русских былин современными нам. | |
5. Физминутка вхождение в образ |
|
Дежурный в костюме богатыря. |
6. Анализ предварительного исследования (15 мин.) | В ходе подготовки к уроку вы провели
опрос по следующим вопросам:
Оцените свою работу и работу каждой дружины. |
Выступления групп по проведенному
исследованию. В форме презентации и или плакат с полученными данными. Кого опрашивали, где и сколько человек, какого возраста. |
7. Исследования на уроке (15 мин.) | Ученикам предлагается прочитать
отрывок из былины «Илья Муромец и Калин-царь».
(Приложение 2) Круговые вопросы, для развития организованности, смекалки и проверки знаний, качества необходимые богатырям… Вопросы расположены по кабинету в разных местах (по 3 вопроса каждой группе, 4 вопрос придумывает сама дружина). (9 слайд) Оцените свою работу. |
Круговые ответы на вопросы.
|
(10 слайд) Да, еще великий русский полководец Александр Васильевич Суворов назвал своих солдат исключительно «чудо – богатыри». С этими чудо – богатырями он одерживал множество побед и ни разу не проиграл! И годы ВОВ были такие чудо – богатыри. Например: старший лейтенант Константин Липилин в ночь с 29 на 30 августа в бою у села Безыменовка с моря высадился с морским десантом. Короткой очередью уничтожил немецкий пулеметный расчет. Мгновенно вступил в рукопашный бой. Липилин обладал поистине богатырской силой: 4 удара прикладом пулемета и 4 мертвых тела немецких офицеров. Остальные бросились врассыпную, но кого-то настигла пулеметная очередь, кого-то граната, метко брошенная Липиным. В этом бою он уничтожил 50 фашистов, два пулемета, захватил двух пленных, забросал гранатами и поджег шесть автомашин с грузом. Такая же истории повторилась с 7 на 8 сентября: 150 солдат и офицеров, 3 пулемета, один миномет, 10 повозок и три автомашины. | ||
8. Подведение итогов полученных данных и выводы по полученным данным (2 мин.) | Обратившись к текстам былин и
опросу, мы видим, что этот жанр описывает
подвиги богатырей. Герои в них идеальны.
Каждый из них имеет свой характер, свои
индивидуальные черты. Русские богатыри служат
«всему государству». Сравнив результаты исследования и результаты работы с текстами, увидели повторяющиеся черты: ум, мужество, силу, благородство. (11, 12, 13 слайды) |
|
9. Составление пословиц (3 мин.) | – Какие пословицы о смелости и отваге
русских героев, вы сможете составить и как вы
их понимайте. Проверить по слайду. ( 14, 15 слайды)
Оцените свою работу. |
Предложены пословицы разбитые на две
группы 1 и 2 часть. Составить как можно больше.
|
10. Итоги урока и оценивание работы за весь урок. | Оцените свою работу и поставьте итоговый результат. |