Урок литературного чтения по теме "Былины и былинные богатыри". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Форма: урок с элементами  исследования.

Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний.

Педагогическая цель: узнать,  каким образом персонажи русских былин с нами и по сей день.

Задачи:

  • рассмотреть сходство характера современного человека и персонажей русских былин;
  • вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях и желание их читать;
  • воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • воспитывать  на примере подвигов  богатырей такие качества как мужество,  патриотизм, честность, смелость.

Оборудование:  

  • мини-музей  "Русские  доспехи  X – XVII  веков",
  • картины  В.М. Васнецова «Богатыри», «Богатырь», «Витязь на распутье»,
  • список всех известных богатырей, (Приложение 1, Приложение 3)
  • рисунки детей, 
  • грамзапись  былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
  • Презентация.

Книжная выставка:

  • Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
  • Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
  • Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
  • Г.В. Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004. Альбом «Россия».

Класс разделен на разноуровневые группы. В главе каждой группы (дружины) поставлен ученик с высокими учебными возможностями. Он совершенствует свои организаторские способности, при сборе информации. Учится обрабатывать собранные данные и оформлять полученные данные в диаграммах, выбирают подходящую форму, цвет, дизайн диаграммы. Кто из учеников затруднился провести опрос, старший  в дружине подсказывает,  как ему лучше сделать.

1 группа (дружина) 2 группа (дружина): 3 группа (дружина): 4 группа (дружина):
       

Табличка для самооценки на уроке:

  Опрос Физминутка Предварительное исследование Работа по отрывку и
ответы на вопросы
Составление пословиц Итоговое оценивание
отлично            
хорошо            
могу лучше            
надо повторить            

Оценочный лист для дружин:

  1 группа (дружина)
2 группа (дружина):
3 группа (дружина):
4 группа (дружина):
отлично        
хорошо        
Можно было лучше        

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.
Актуализация знаний (1 мин.)
Что здесь написано?  Правильно, на доске написано «Русские богатыри». (Презентация)

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли. (2 и 3 сл.)

– Да, ребята, каждый год 23 февраля  мы отмечаем праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы продолжаем говорить  о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

  Дети читают  название на доске и внимательно слушают стихотворение.
2. Мотивация (5 мин.) – Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением? Кустышева Соня:

Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

Вопросы:

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?
2. Что такое Былина? (3 слайд)
3. Кто слагал Былины о богатырях?
4. Как сказитель рассказывал Былину?
Сказитель так и говорил: (4  и 5 слайд)

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

5. А как мы должны читать былину?
Оцените свою работу.

– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
– Былина произошла от слова быль, было.
– Сказитель.
– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Медленно и напевно, делать остановки на знаках  препинания.
  – В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Вот так слагалась былина.

В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов).
И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. (6 слайд)
Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.
3. Создание проблемы (1 мин.) Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель — человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач нашего урока — учиться исследовательской деятельности. Другая задача — ведь это было так давно, а каким образом персонажи русских былин с нами по сей день? Варианты ответов.
4. Определение темы исследования, выдвижение гипотезы (3 мин.) Такие черты характера, как мужество, честность, мудрость, благородство, смелость мужество,  ум  делают героев русских былин современными нам.  
5. Физминутка вхождение  в образ

Дружно встали – раз,  два, три. (7 слайд)
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё
Через плечо.
За порядком посмотрели
И учиться дальше сели.
Оцените свою работу.

Дежурный в костюме богатыря.
6. Анализ предварительного исследования (15 мин.) В ходе подготовки к уроку вы провели опрос по следующим вопросам:
  • Какие былины вы знаете?
  • О чем нам говорят  былины?
  • Кто такие богатыри?
  • Каких богатырей вы знаете?
  • Кому служили богатыри: князю или народу русскому?
  • Во имя кого или чего совершаются подвиги богатырями?
  • Что привлекает в богатырях, почему былинные богатыри – национальные герои?

Оцените свою работу и работу каждой дружины.

Выступления групп по проведенному исследованию.
В форме презентации и или плакат с полученными данными.
Кого опрашивали, где и сколько человек, какого возраста.
7. Исследования на уроке (15 мин.) Ученикам предлагается прочитать отрывок из былины «Илья Муромец и Калин-царь».  (Приложение 2)
Круговые вопросы, для развития организованности, смекалки и проверки знаний, качества   необходимые    богатырям…
Вопросы расположены по кабинету в разных местах (по 3 вопроса каждой группе, 4  вопрос придумывает сама дружина).
(9 слайд)

Оцените свою работу.

Круговые ответы на вопросы.
  • Откуда сказители былин знали о далеких землях?
  • Найдите доказательство, что Илья Муромец смелый, храбрый, мужественный богатырь?
  • Чем подкупал богатыря Калин-царь?
  • От чего к нему шала сила и крепость?
  • На кого из богатырей вы бы хотели быть похожими и почему? Есть ли такие, которые  не понравились?
  • Кому из былинных героев вы бы поставили памятник?
  • За что Илья мстил врагам?
  • Какими из качеств богатырей обладают мальчики нашего класса?
  • Почетно ли наше время быть богатырем?
  • Не просто физически сильным, но и сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?
  • А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в ВОВ? Почему?
  • Что вы почерпнули из былин для себя?
(10 слайд) Да,  еще великий русский полководец Александр Васильевич Суворов назвал своих солдат исключительно «чудо – богатыри». С этими чудо – богатырями он одерживал множество побед и ни разу не проиграл!  И  годы ВОВ были такие чудо – богатыри. Например: старший лейтенант Константин Липилин в ночь с 29 на 30 августа в бою у села Безыменовка с моря высадился  с морским десантом. Короткой очередью уничтожил немецкий пулеметный расчет. Мгновенно вступил в рукопашный бой. Липилин обладал поистине   богатырской силой: 4 удара прикладом пулемета и 4 мертвых тела немецких офицеров. Остальные бросились врассыпную, но кого-то настигла пулеметная очередь, кого-то граната, метко брошенная Липиным.  В этом бою он уничтожил 50 фашистов,  два пулемета, захватил двух пленных, забросал гранатами и поджег шесть автомашин с грузом. Такая же истории повторилась с 7 на 8 сентября: 150 солдат и офицеров, 3 пулемета, один миномет, 10 повозок и три автомашины.  
8. Подведение итогов полученных данных и выводы по полученным данным (2 мин.) Обратившись к текстам былин и опросу,  мы видим, что этот жанр описывает подвиги богатырей. Герои  в них идеальны. Каждый из них имеет свой характер, свои индивидуальные черты. Русские богатыри служат «всему государству».
Сравнив результаты исследования и результаты работы с текстами,  увидели повторяющиеся черты: ум, мужество, силу, благородство.
(11, 12, 13  слайды)
  • Среди черт характера, предпочитаемых современным человеком  выделяются такие:   сила, смелость, отвага, храбрость, справедливость, щедрость, честность, мужество.  
  • Герои былин – это идеал человека прошлого и им свойственны и сила, и мужество, и честность, и ум, и благородство.
  • Характер человека современного и характер персонажа былин во многом схожи, и поэтому былины нам интересны не только с  исторической точки зрения.
9. Составление пословиц (3 мин.) – Какие пословицы о смелости и отваге русских героев, вы сможете составить и  как вы их понимайте. Проверить по слайду. ( 14, 15 слайды)

 

 

 

 

 

 

 

Оцените свою работу.

Предложены пословицы разбитые на две группы 1  и 2 часть. Составить как можно больше.
  • Смелость силе воевода.
  • Кто смел, тот на коня сел.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • На Руси не все караси, есть и ерши.
  • Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  • Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
  • В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
10. Итоги урока и оценивание работы за весь урок. Оцените свою работу и поставьте итоговый результат.