Люди различного возраста и принадлежащие к
разным социальным группам, не имеющие
специального юридического образования, не очень
хорошо знают свои права и обязанности, не имеют
простейших навыков их защиты. Значит, их этому
нужно учить.
Учитывая то, что основной базовый уровень любых
знаний человек получает в школе, то и считается,
что правовым знаниям надо начинать именно
оттуда.
Но в настоящее время мы склоняемся к тенденции правового воспитания в дошкольном возрасте.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития толерантности, уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Для решения поставленных задач работа строится по нескольким направлениям:
- Взаимодействие с воспитанниками детского сада;
- Взаимодействие с родителями детей, посещающими детский сад;
- Взаимодействие с педагогическим коллективом;
- Взаимодействие с социумом.
Остановимся подробнее на каждом направлении.
Взаимодействие с детьми
Главными путями реализации поставленных задач являются игровые сеансы с детьми старшей и подготовительной групп в течение учебного года (героями этих игровых встреч выступают введённые в начале курса мальчик Саша и девочка Маша).
На протяжении всего курса по правовому воспитанию Саша и Маша ставят перед детьми проблемные ситуации. Например, чтобы дети сделали, если у них была бы золотая рыбка; как прекратить вражду волка и зайца из "Ну, погоди!", ситуации, связанные с внешним видом детей; когда дети не хотят идти домой, потому что мама с папой ругаются. Разрешение с детьми каждой проблемной ситуации, заставляет обращать внимание на рассуждения детей, так как дети, как открытая книга, и все их переживания выливаются в речь ребёнка. Дети осваивают элементарные нравственные нормы через анализ проблемных ситуаций.
Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, видоизменить, сочинить, проиграть роль.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребёнка в социальный мир. Дети регулярно получают мини-задания (в основном во время прогулки), основной целью которых является наблюдение. Я прошу пронаблюдать, как ведут себя дети, которые дерутся, почему они это делают; как ведут себя родственники дома, кто о ком заботится, кто кому помогает; что обижает других людей, как окружающие ведут себя во время ссоры и т.д.
Метод наблюдения способствует развитию эмпатии, эмоциональной отзывчивости у детей, а, следовательно, и реализации права на дружбу, внимание и заботу. Дети начинают понимать, что всё живое нуждается в защите, а также люди, окружающее ребёнка, тоже требуют тепла и помощи.
Игровые сеансы по правовому воспитанию ведутся один раз в месяц и за два года перед детьми раскрываются не все права, а конкретно:
- Знакомство с Конвенцией о права ребёнка, принятой в 1989 г.
- Право на жизнь
- Право на имя
- Право знать своих родителей и право на их заботу
- Право на отдых
- Право на жильё и его неприкосновенность
- Право на образование
- Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание
- Право на сохранение своей индивидуальности
- Право на гражданство
- Права детей и права родителей
- Обязанности детей.
Форма игровых встреч у нас свободная, подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Организованы сеансы по подгруппам, в игровом помещении, где мягкие модули выполняют роль стульев и кресел, также дети сидят на полу в свободной позе.
Игровые сеансы включают нравственные задачи, т.к. любая учебная организованная ситуация должна нести в себе момент воспитания (понятия о дружбе, о семье, о труде, о доброте и жадности). Основной принцип в работе – дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, провести анализ собственных поступков.
Одним из этапов реализации программы правового воспитания являются беседы с детьми. В основном это беседы об ответственности и правах ребёнка, о формировании элементарных нравственных представлений. Содержание бесед заключается в коротких рассказах с проблемными ситуациями, которые обсуждаются детьми и родителями (например, на родительском собрании или индивидуальной встрече-консультации).
Решение этих ситуаций может быть разным – в зависимости от личного опыта детей и родителей, их взглядов на воспитание, образования и социального статуса. Такое обсуждение помогает детям понять, что часто просто не существует однозначных решений, у каждого может быть своё мнение, которое нужно уважать.
В своей практике широко использую художественную литературу (Гадкий утёнок, Заюшкина избушка, Колобок, Волк и семеро козлят, Теремок, Аленький цветочек и др.) . А также сюжеты знакомых детям сказок и рассказов. На основе литературных произведений легче ставить перед детьми проблемные ситуации.
Особая роль в реализации программы отводится дидактическим, познавательным и развивающим играм, например, Чьи права нарушены на картинке, в сказке? Найди ошибку и исправь, Выбери нужный ответ, Соотнести поговорку и изображение и т.д.
Организуя работу с детьми, следует опираться на игровую и художественно-продуктивную деятельность дошкольников, характерную для их возраста.
Очень часто на занятиях мы проигрываем ситуации (Осеева "Просто старушка", один ребёнок обижает другого, обзывается). Приём драматизации посвящает ребёнка в чувства другого человека, дети стремятся побывать в роли другого персонажа. Данный метод даёт возможность "незаметным детям" раскрыться и преодолеть некоторые свои комплексы.
Работа по правовому воспитанию начинается с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учёт этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива . Например, вместе с детьми мы решаем задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу или машинку; что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях. Изучение особенностей детей проходит в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом.
Особую помощь в работе оказывает наглядный демонстрационный материал.
Вся работа способствует тому, чтобы ребёнок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника.
В последнее время широко используется в практике проектная деятельность. И темой своего проекта я выбрала правовое воспитание дошкольников и назвала проект "О правах – играя".
Следующее направление по реализации программы правового воспитания:
Взаимодействие с родителями
Работа с детьми всегда идёт в тесной
взаимосвязи с взаимодействием с родителями.
С целью повышения правовой культуры родителей
проводится ряд мероприятий:
- Групповые родительские собрания по направлениям работы по правовому воспитанию
- Привлечение родителей к участию в занятиях «Моя семья», «Моя профессия»
- Информационно-просветительская работа по вопросам правовой культуры
- Оформление наглядной информации на группах в родительских уголках.
В этом году мы внедрили в практику работы с родителями так называемые "Акции". Они разнонаправленные и анонимные. Цель их заключается в самоанализе и собственной оценке своей работы с детьми. Например, ко Дню дошкольного работника – акция "Хочу поблагодарить воспитателя за работу…"
(На входе в детский сад – коробочка с зелёными и красными жетонами, а в группе у каждого воспитателя свой ящик для жетонов. Родитель кладёт в коробочку зелёный или красный жетон в зависимости от качества голоса родителя)
В связи с Всемирным Днём ребёнка (20 ноября), была проведена акция "Моего ребёнка называют по фамилии. Стоп!". Ко Дню прав человека (10 декабря) проходит акция "Соблюдают ли права ребёнка в детском саду?"
C целью изучения семейных и социальных факторов развития детей, один раз в месяц проводится анкетирование родителей.
На анкетирование отводится, как правило, одна неделя.
Значительную часть работы с родителями составляет информационно-просветительская работа, как индивидуальная, так и групповая.
Темы консультаций:
- Поощрение и наказание ребёнка в семье;
- Современная семья. Какая она?
- Социальная защита неполных семей.
- Гиперсоциальное воспитание, или "правильные родители"
- Взрослые о детях. Чего бы взрослые хотели от детей.
- Как избежать детской ревности.
- Выходные дни с малышом.
- Особенности воспитания папой и мамой и т.д.
Взаимодействие с педагогическим коллективом
Правовое сопровождение педагогического
коллектива заключается в основном в
просветительской деятельности. Но формы этого
взаимодействия весьма разнообразны.
Например,
- Консультация «Методы семейной диагностики в повседневной работе воспитателя».
- Собеседование «Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми»
- Тренинговое занятие «Общение между нами и детьми»
- Анкетирование «Стили педагогического общения»
- Письменная консультация «Правила для воспитателя «Самое главное в воспитании детей…»
- Деловая игра «Знаем ли мы права детей?»
- Семинар «Социально-преемлемые способы наказания детей»
- Практикум «Общение педагога с родителями».
Взаимодействие с социумом и социальными службами района
К сожалению, взаимодействие с родителями и педагогами заключается не только в просветительской работе, но и в том, что приходится заниматься конкретно социальным сопровождением семей, когда нарушаются права ребёнка. Взаимодействие проходит в тесном взаимодействии с социумом. Огромная роль в моей работе отводится Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав, отделу опеки района. При социальном патронаже и обследовании жилищных условий наших воспитанников на контакт всегда идёт опорный пункт охраны правопорядка района.
Одна из главных задач моей работы – создать условия для эффективного взаимодействия с семьями наших воспитанников и предотвратить социальное неблагополучие как можно раньше
Итогом своей работы по правовому воспитанию дошкольников я могу считать:
- положительные изменения в отношениях детей к себе и к другим людям,
- снижение уровня агрессивности к окружающим сверстникам,
- сформированность у детей собственного мнения,
- изменение подходов в разрешении споров и конфликтов.
В настоящее время я работаю над исследовательским проектом "Поощрение и наказание ребёнка в условиях ДОУ и семьи".В наши дни среди педагогов и родителей бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей.
Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать лишь изредка. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание – это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Так как для меня эта проблема тоже актуальна, я решила разобраться в социально-приемлемых способах поощрения и наказания ребёнка.