Урок окружающего мира"Кто что ест?" 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомить с классификацией животных по типу питания, со способами приспособления.
  • Развивать умения ставить учебную задачу, самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока:

  • Урок «открытия» новых знаний

Оборудование:
Карточки с заданиями для групп, справочный материал для  детей, компьютер, мультимедийный проектор.

 

Этапы

Ход урока

Примечание

I. Оргмомент – Встали, подравнялись, проверили готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Желаю вам сегодня на уроке узнать много интересного.

Смарт-доска
(слайд 1)

(слайд 2)

(слайд 3)

(слайд 4)

II. Самоопределение к деятельности – Давайте попробуем составить план урока.
Расположите этапы урока, как вы себе его представляете. Молодцы!
– О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете собрав слово из букв на экране. (Животные)
– Мы продолжаем изучение темы «Животные». А о чем более подробно мы будем говорить, вы скажете сами.
 
III. Повторение пройденного – Докажите, что животные – живые организмы. (Питаются, растут, дышат, умирают, размножаются).
– А что необходимо для роста и развития животных? (Питание).
– Какова же тема урока? (Кто что ест? Кто чем питается?).
– Действительно сегодня на уроке речь пойдет о том, чем питаются животные и как к этому приспособлены. Сформулируйте цель нашего урока. (Познакомится с классификацией животных по типу питания).
– Каковы ваши ожидания от урока?
– На какие группы ученые зоологи разделили представителей царства животных. Расскажите о некоторых из них по плану.
 
IV. Физминутка    
V Изучение нового – Сегодня мы подробно рассмотрим особенности жизни животных. Разные животные питаются разной пищей.
– Посмотрите на экран. Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Коала).
– Какое растение помогает нам от простуды, о нем часто говорят по телевизору и показывают мишку коалу? (Эвкалипт).
– Как вы думаете, чем питается коала? (Листьями эвкалипта)
– Верно! Живут коалы в эвкалиптовых лесах Австралии. Они не могут, есть ничего кроме листьев эвкалипта.
– Как вы думаете, как можно назвать животных питающихся только растительной пищей?
– Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.
– Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Жаба)
– А чем питается жаба? Верно! Жабы питаются насекомыми и их личинками, которых они ловят или в воздухе, или на поверхности почвы.
– Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?
– Молодцы! Животных, которые питаются только насекомыми, называют насекомоядными.
– Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Рысь). Верно! А как вы думаете, чем питается рысь? Рысь – свирепый хищник. Она охотится на зайцев, лисиц, крупных птиц, копытных. Добычу подкарауливает в засаде около троп и водопоев.
– Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?
– Молодцы!  Таких животных называют – хищники.
– Какое животное изображено на следующем слайде? (Ёж) Скажите, а чем питаются эти животные? (Разной едой)
– Верно! В темное время суток ёж охотится на насекомых, мышей, лягушек, а также может полакомиться грибами, ягодами или стащить с огорода какой-нибудь овощ.
– Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?
– Молодцы!  Таких животных называют – всеядные.

– Итак, на какие группы делятся животные по способу питания?
– Все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания.
– Посмотрите на экран

Цепь питания – связь нескольких видов организмов.

  • В самом начале цепочки находятся растения, так как усваивают питательные вещества непосредственно из неживой природы. Это первое звено.
  • Растениями питаются растительноядные животные. Это второе звено в цепи питания.
  • Третье звено – насекомоядные или хищники.

– Посмотрите, вот пример цепи питания. 

– Давайте попробуем составить цепи питания.

(слайды 5, 6, 7, 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 9)

(слайд 10)

 

 

(слайд 11)

Дети передвигают картинки, составляя цепи питания

VI. Работа в группах

1. Проверка заданий

– Сейчас вы будете работать в группах. Вы должны самостоятельно или с помощью дополнительной литературы привести примеры животных по способу питания и составить схемы цепей питания. Делать записи нужно в самих карточках. Затем вы должны выбрать ответственного, который на доске запишет ответ.
– Сколько времени вам потребуется на выполнение задания? (10 минут).
Ученики получают задания

(слайды 12, 13)

VII. Итог урока. Рефлексия – Давайте подведем итог урока.

Договори предложение:

  • Животные по типу питания делятся на  (растительноядных, насекомоядных, хищников, всеядных)
  • Живые существа связаны между собой и растениями  (в цепи питания)
  • Цепи питания начинаются (с растения)
  • Второе звено в цепи питания (растительноядные животные)
  • А заканчивается цепь питания (хищниками и насекомоядными)

– Что на уроке понравилось?
– Не понравилось?
– Что можно было бы изменить, чтобы урок оказался еще интереснее?

 
VIII. Домашнее задание Учебник, с. 94-97 читать, отвечать на вопросы, пересказывать, тетрадь, с. 55-57  

Приложение 1

Приложение 2