Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”.[4] На данный момент, забота о здоровье ученика на уроке обрела оболочку в виде здоровьесберегающих технологий, которые призваны, всеми доступными средствами и способами, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. А так же, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. С другой стороны, здоровьесбережение – это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам. При этом обязательно выполнение следующих условий (по М.М.Поташнику): учет индивидуальных особенностей детей; получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся; обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе; обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Важная составная часть здоровьесберегающей работы образовательного учреждения – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм школьников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у учеников, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый учитель должен знать, что признаки утомления у детей 6-7лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 7-8 лет – через 10-12 минут, в 9-10 лет – через 12-15 минут. На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления. Утомление, выражается в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. При этом утомление – это защитная, охранная реакция организма. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление. О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:
- снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;
- ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
- появление чувства усталости.
Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаметозная терапия.
Итак, утомление, вызванное неправильным
проведением уроков, отрицательно влияет на
растущий организм. Момент наступления утомления
учащихся выражается в снижении их учебной
активности. Также утомление может проявляться
по-разному: зевотой, рассеянным вниманием,
отвлекаемостью, раздражительностью, появлением
непроизвольных движений, нарушением осанки и
координации движений. Исходя из этого,
предпринимаю все меры, чтобы организовать
индивидуальный подход в учебно-воспитательной
работе с учетом психических, физиологических
особенностей и состояния здоровья учащихся.
Здоровый и неутомленный ученик активен,
расположен к общению, с удовольствием включается
в работу, предложенную учителем, способен к более
качественному усвоению знаний. Одним из самых
эффективных способов предупреждения утомления,
улучшения общего состояния детей, смены их
деятельности считаются кратковременные
физические упражнения, так называемые
физминутки. Физкультминутки – естественный
элемент урока в начальных классах, который
обусловлен физиологическими потребностями в
двигательной активности детей. Они снимают
напряжение мышц, вызванное неподвижным
состоянием, переключают внимание с одной
деятельности на другую, успокаивают нервную
систему и восстанавливают работоспособность
детей.
Провожу физкультминутки, примерно через 10-15
минут от начала урока или с развитием первой фазы
умственного утомления у значительной части
учащихся класса. По содержанию физминутки в
начальной школе способствуют снятию локального
утомления и предназначаются для
определённого действия на конкретную область
тела. В связи с этим существует несколько видов
упражнений, которые включены в физминутки:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук;
- гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха;
- упражнения для профилактики плоскостопия;
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика.
Анализ детской заболеваемости у первоклассников показал, что лидерами являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем – ОРВИ, ОРЗ, на втором месте – нарушения зрения и на третьем – заболевания органов дыхания (бронхиальная астма).
Изучив данные о физиологическом состоянии каждого ребёнка и, составив сравнительную диаграмму заболеваемости класса, большое внимание уделяю во время проведения физминуток дыхательной гимнастике и гимнастике для глаз.
Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации. Гимнастика для глаз проводится на 10 - 11 минуте в течение 2-3 минут на занятиях, связанных со зрительным напряжением, на 17-18 минуте на занятиях, первая половина которых не связана со зрительной работой. Во время выполнения упражнений для глаз дети сидят в свободной позе. Активный вариант зрительной гимнастики провожу с музыкальным сопровождением или без него. В этом случае зрительная гимнастика выполняет дополнительно общеоздоровительную функцию. Упражнения для глаз часто сочетаю с играми и заданиями, направленными на развитие общей и мелкой моторики. Например: сортировка и раскладывание мелких предметов по цвету, форме. Упражнения для глаз использую на каждом занятии и при каждом длительном зрительном напряжении.
Принципы, соблюдаемые мною при использовании зрительных гимнастик:
- индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;
- регулярность проведения;
- постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
- сочетание с двигательной активностью;
- развитие интереса детей к этому виду упражнений.
Упражнения, рекомендуемые для составления комплексов гимнастики для глаз
Упражнения для снятия утомления с глаз, статического напряжения, расслабления зрительной системы.
- закрыть глаза, расслабить веки;
- направить, расфокусировать взгляд на горизонт или другой удалённый объект, не раздражающий глаза;
- посмотреть по горизонтали справа – налево, слева – направо;
- посмотреть вниз, вверх, задерживаясь в каждой позиции на 2-5 сек. ;
- поочерёдно посмотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний, левый верхний и правый нижний угол, задерживаясь в каждой позиции на 1-5 сек. ;
- круговые, вращательные движения по часовой и против часовой стрелки;
- смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см., зафиксировать взгляд;
- моргание;
- смотреть обоими глазами на палец, постепенно отдалять и приближать палец к глазам;
- «нарисовать» глазами восьмёрку, сначала расположенную вертикально, затем горизонтально.
Упражнения для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости в органе зрения.
- плотно закрыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз;
- закрыть глаза. Тремя пальцами слегка надавливать на глазное яблоко;
- закрыть глаза. Массировать глаза указательными пальцами;
- быстро моргать в течение 1 мин;
- соединить рёбра ладоней и мизинцы. Наклонить голову, ладони положить на закрытые глаза (1 мин.) легко помассировать ладонями глаза. Чередовать надавливания, вращения, поглаживания и вибрации (1-2 мин.)
Упражнения для тренировки аккомодационных мышц.
- смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см., зафиксировать взгляд;
- обоими глазами смотреть на указательный палец левой руки, вытянутой вперёд, постепенно приближать палец к носу;
- вытянуть руку с поднятым указательным пальцем вперёд. Поочерёдно переводить взгляд с кончика пальца на линию горизонта или на любую удалённую точку, задерживаясь в каждом положении на 2-3 сек.;
- попеременно переводить взгляд с кончика носа на линию горизонта или удалённую точку.
Упражнения для развития остроты зрения глаза.
- чередование крепкого зажмуривания и широкого открывания глаз;
- сортировка мелких предметов по форме и цвету;
- закрыть глаза, массировать их круговыми движениями;
- смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см., зафиксировать взгляд;
- обоими глазами смотреть на указательный палец левой руки, вытянутой вперёд, постепенно приближать палец к носу.
Упражнения для формирования сложных движений глазных мышц, улучшения координации движений глаз и головы.
- не поворачивая головы посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;
- поднять голову вверх, круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- поочерёдно смотреть на левый носок ноги и на потолок, в руках предмет, поднять его на уровень глаз, опустить вниз. Обоими глазами следить за предметом;
- двигать руками с предметом вправо – влево. Обоими глазами следить за ним.
Из вышеперечисленных упражнений, составляю
комплекс гимнастики и подбираю к нему текст.
Большой интерес у детей вызывают, используемые
мною на уроках, электронные физминутки для глаз
(физминутки – офтальмотренажеры). Это –
гимнастика для глаз, подготовленная заранее с
помощью компьютерных технологий. Электронные
физминутки в начальной школе помогают не просто
сохранить зрение школьников, но и носят
релаксирующий характер. Кроме этого, они удачно
вписываются в содержание занятий, что
немаловажно, особенно в начальной школе, где
учащимся, зачастую, интересен сам сюжет. Методика
проведения электронной физминутки проста в
использовании. Дети слушают музыку и следят за
движением объектов. Можно предварять их
стихами, объясняющими детям, как следует
проводить гимнастику для глаз.
Физкультминутки положительно влияют на
аналитико-синтетическую деятельность мозга,
улучшают кровоснабжение внутренних органов и
работоспособность нервной системы, активизируют
сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Большинство учащихся начальных классов не умеют
правильно дышать во время выполнения мышечной
нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях
относительного мышечного покоя. Неправильное
дыхание приводит к нарушению деятельности
сердечнососудистой и дыхательной систем,
снижению насыщения крови кислородом, нарушению
обмена веществ. Поэтому во время проведения
физминуток ввожу упражнения для выработки
глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с
различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам,
которые не были загружены при выполнении текущей
деятельности, а также способствуют расслаблению
мышц, выполняющих значительную статическую или
статико-динамическую нагрузку. Дыхательные
упражнения помогают повысить возбудимость коры
больших полушарий мозга, активизировать детей на
уроке.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетке.
Наиболее известными и широко используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова. Выполняя упражнения на развитие дыхания по методике А.Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:
- делать активный короткий вдох носом;
- выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;
- вдох делать одновременно с движением;
- все вдохи-движения выполнять в темпе марша;
- считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).
Дыхательная гимнастика по методике Б.С. Толкачева особенно рекомендуется часто болеющим детям. На уроках обучения грамоте во время речевой гимнастики использую упражнения с озвученным выдохом: «р-р-р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и т.д.
Комплекс упражнений должен состоять из одного-двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводится не реже одного раза в две недели. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-ой минуте урока, на втором и третьем уроках – по 2 физкультминутки на 10-й и 20-й минутах, на четвертом уроке – 3 физкультминутки на 10-ой, 20-ой и 30-й минутах.
Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей. Введение в структуру урока физминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Физминутки помогают получить новый заряд энергии, помогают активизировать дыхание, способны поднять детям эмоциональный настрой, снять статическое напряжение, вызванное продолжительным сидением за партой. И хотелось бы в заключение вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
Использованная литература:
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с. – (Мастерская учителя).
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 112 с. – (Педагогическая мастерская).
- Сухомлинский В.А. О воспитании // М., 1973 г.
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.
- Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.