Цели урока:
- охарактеризовать внутреннюю политику правительства, государственный строй, сложившийся в эпоху Екатерины II. Показать противоречивость этой эпохи, как сплава просвещения и рабства;
- развивать навыки работы с документами, выделения главного, обобщения и систематизации материала;
- способствовать развитию логического мышления учащихся.
План урока:
1. Екатерина Великая и просвещенный абсолютизм.
2. "Наказ" Уложенной комиссии. Работа
Уложенной комиссии.
3. Реформы Екатерины после восстания Емельяна
Пугачева:
а) областная реформа;
б) "Жалованная грамота дворянству";
в) "Жалованная грамота городам".
Основные понятия: просвещенный абсолютизм, городская дума, губерния, уезд, Уложенная комиссия.
Важнейшие даты:
1767 г. – созыв "Уложенной Комиссии"
1775 г. – губернская реформа
1785 г. – жалованная грамота дворянам
1785 г. – жалованная грамота городам.
Выдающиеся личности: Екатерина II Великая Алексеевна, Н. И. Панин, С.Е.Десницкий.
Оборудование урока: портрет Екатерины II, карта "Россия во второй половине XVIII в.", учебник «История Отечества» А.А. Преображенского.
ХОД УРОКА
XVIII век был противоречивым, и не только для России, но и для Европы тоже. "Столетие безумно и мудро" – так оценил свой век поэт, живший в то время. Торжество разума и фанатизм, свободомыслие и подобострастие, стремление к независимости и деспотизм – все уживалось рядом.
В России в царствование Екатерины II противоречивость времени стала особенно заметна, и многие образованные люди, прежде всего сама властительница, замечали это. Пытались действовать во благо, но ход времени нельзя было преломить одним желанием, жизнь диктовала свое. "Екатерининский век" – "золотой век русского дворянства" вошел в историю как сплав просвещения и рабства.
Это нам сегодня и предстоит доказать. Мы увидим, почему время Екатерины называют "золотым" веком, для кого оно было действительно золотым.
1. Императрица вдохновлялась идеей просвещенной монархии. О просвещенной монархии в XVIII в. писали Вольтер, Руссо и другие просветители.
Просветители – мыслители XVIII в., которые высказывали идеи о "естественном равенстве людей", боролись за установление политической свободы в обществе, отмену сословных привилегий, гражданское равенство людей перед законом, иными словами, "за царство разума". Просветители говорили о необходимости образования и распространения научных знаний. Многие просветители выступали против мракобесия, предрассудков. Они осмеивали и бичевали произвол и деспотизм.
В те времена многие полагали, что история вершится великими людьми: полководцами, государственными сановниками и, конечно, монархами, от которых зависит процветание или несчастье государств.
Просветители негодовали на несуразности,
произвол, несправедливости окружающей их жизни,
но думали, что просвещенный правитель сможет все
это изменить. Нужно лишь издать совершенные
законы и следить затем, чтобы они строго
исполнялись. Тогда сильный не сумеет обидеть
слабого, богатый не будет тянуть последние жилы
из бедного. А слабый и бедный не покусятся из
зависти на имущество и положение богатого.
Восторжествует общественное равновесие,
всеобщее благо.
Идеям просвещенного абсолютизма пытались
следовать многие европейские монархи. (Людовик XV,
Фридрих Великий) Под влиянием идей французских
просветителей европейские монархи начинают
заботиться о просвещении своих народов, подъеме
их благосостояния, развитии гражданских основ
общества.
Просвещенный абсолютизм – распространившаяся в Европе в 1750-1780-х годах форма правления, поддерживающая распространение просвещения в рамках монархии. (запись в тетрадях)
В России это понятие связывают с царствованием Екатерины II. Самодурству ничем не ограниченного деспотизма императрица противопоставляла "здравый смысл" монархии, стоящей на страже законов, справедливости и воспитывающей народ в духе "общего блага". Екатерина была знакома с идеями просветителей, с некоторыми из них (Вольтер, Дидро) состояла в переписке.
2. Екатерина заявила, что для существенного улучшения российских порядков необходимо составить новое Уложение справедливых и разумных законов. К тому времени Соборное Уложение 1649 г. изрядно устарело. Выработку новых законов она решила поручить Уложенной комиссии из выбранных представителей почти всех сословий. И вот в 1767 г. в Грановитой палате московского Кремля собрались 564 депутата – представители дворян, купцов, государственных крестьян и даже депутаты от различных народов, входивших в Российскую империю. Не допущены к работе в Уложенной комиссии были только крепостные. Депутаты привезли с мест наказы.
Наказы – пожелания к новым законам. (запись в тетрадях.)
Открылась работа Уложенной комиссии слушанием "Наказа" Екатерины II. Императорский наказ содержал пересказ и заимствования из работ просветителей Монтескье, Беккария, Юста и статей знаменитой французской "Энциклопедии".
– Сейчас мы с вами прочитаем небольшой отрывок из этого наказа, и вы ответите на следующие вопросы: (работа с источником: Наказ Екатерины по составлению проекта нового Уложения. Текст лежит на партах.)
– Какой видела Екатерина власть в стране. (Самодержавие)
– Чем она это мотивировала? (См. п. 11, 12,13)
Екатерина заявила, что намерена продолжать начатое Петром Великим дело преобразования России на европейский лад. Императрица высказалась против крепостного права, против обычая применять в суде и следствии пытки, говорила о веротерпимости и предложила обсудить вопрос о равенстве всех людей перед законом. В заключение Екатерина выразила надежду, что новое Уложение сделает российский народ самым счастливым.
– А теперь, скажите, все ли из сказанного
Екатериной соответствовало действительности? (Вопрос
об усилении крепостного права – право помещиков
ссылать крестьян, торговля крепостными, запрет
крестьянам жаловаться на помещиков и т.п.)
– Итак, начались заседания Уложенной комиссии,
которые тянулись полтора года. "Общее благо"
никак не вырисовывалось...
– Почему? Сейчас мы это увидим.
Сценка о перепалке между депутатами (гос. крестьянин, дворяне, купец, пахотный солдат) на заседании комиссии по крестьянскому вопросу).
– Таким образом, каждое сословие отстаивало свои интересы. Единственным реальным делом Уложенной комиссии явилось преподнесение Екатерине II титула "Матери Отечества". Между тем грянула война с Турцией. Многие дворяне-офицеры заспешили в полки. Под предлогом войны деятельность комиссии временно приостановили, но и по окончании военных действий она так и не возобновила свою работу.
Некоторые аристократы, например воспитатель наследника Павла Никита Иванович Панин, надеялись, что при Екатерине II, будет ограничено самодержавие в пользу дворянства. Панин разрабатывал проект реформ, о котором нам расскажет Дмитриева Лена. А вот какие политические реформы предлагал С.Е.Десницкий (см. стр. 214, читаем вместе)
3. Усиление крепостного гнета привело к крупнейшему восстанию крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, о котором речь шла на предыдущем уроке.
После кровавого подавления крестьянских восстаний царское правительство приняло меры для укрепления власти на местах, дабы она могла лучше обеспечивать порядок.
– Что же это были за меры? – Это губернская реформа, проведенная в 1775 г. и изданные в 1785 г. Жалованные грамоты дворянам и городам. В чем их смысл, это вам сейчас предстоит выяснить. Для этого, каждая группа получает задание:
1 группа – губернская реформа, прочитать стр.213 учебника и дополнительный материал, лежащий на столе, и заполнить таблицу: "Губернская реформа 1775 г."
Название административной единицы | Количество жителей | Кто стоял во главе | Сколько их было |
Вывод: реформа укрепила господство дворянства на местах.
2 группа – "Жалованная грамота дворянам", прочитать стр. 214, дополнительный материал и заполнить 1 графу в таблице:
Права, полученные дворянами в 1785 г. | Права полученные горожанами в 1785 г. |
Вывод: закон окончательно оформил права дворянства как особого, привилегированного сословия Российской империи.
3 группа – "Жалованная грамота городам", прочитать стр.214, дополнительный материал и заполнить 2 графу в таблице (см. выше).
Вывод: уступки буржуазным элементам сочетались с сохранением господствующей роли дворянской администрации губернии и уезда.
В течение 5 минут учащиеся работают самостоятельно, затем по одному ученику от каждой группы выходят к доске и заполняют таблицы на доске, другие представители групп устно рассказывают суть реформы (используют схемы: "Система местного управления и суда в губернии и уезде по реформе 1775 г.", "Система городского самоуправления по Жалованной грамоте городам 1785 г.", схемы на экране)
– Итак, подведем общий итог. Почему же время
правления Екатерины называют "золотым
веком", для кого он был золотым?
– Дворяне назвали время царствования Екатерины
II "золотым веком". Для них это действительно
было золотое время, когда привилегии дворянства
и крепостной гнет достигли наивысшего развития.
– Почему это стало возможным?
– Екатерина становится императрицей в
результате очередного дворцового переворота.
– Екатерина видела в дворянстве
надежную опору трона и "раскрепостила" это
сословие.
– Благополучие дворянства зависело от труда
крепостных крестьян.
– Недовольство крестьян жестоко подавлялось.
– Поощрение просвещения поднимало авторитет
России в глазах Европы.
– Рабское состояние крестьян дворяне считали
нормальным.
4. Домашнее задание: 26 (до конца), вопросы 4,5.