Урок по теме "Обыкновенные дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщение знаний об обыкновенных дробях, действий над ними
    • формирование умений и навыков работы с обыкновенными дробями
    • умение находить часть от числа, числа по его части, какую часть одно число составляет от другого
  • Развивающие:
    • развитие познавательного интереса, логического мышления, взаимосвязи математики с жизнью, формирование представлений об историческом развитии понятия дроби
    • развитие логического мышления, памяти, внимания
    • работа по развитию навыков тестирования
  • Воспитательные:
    • формировать интерес к данному предмету, содействовать воспитанию интереса к математике, особенно в условиях информатизации общества, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды
    • воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе
    • формирование умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, работы в группе

Оборудование: компьютер и проектор с презентацией учебного материала; раздаточный материал, сигнальные карточки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы проведем необычный урок, мы отправляемся в поездку по некоторым предприятиям нашего города, ведь пройдет еще немного времени, и вы окончите школу и перед вами встанет вопрос: Какую профессию выбрать?
Вы уже знакомы с профессиями своих родственников, но существует еще много интересных профессий, и с некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.
И отправляясь в поездку, мы выясним, как вы усвоили тему «Обыкновенные дроби»
У каждого из вас имеется оценочный лист, в который вы будете проставлять баллы за свои ответы на уроке, по итогам путешествия каждый из вас получит оценку.
А для того, чтобы отправится в поездку, нам необходимо составить карту нашего маршрута, ваши ответы нам в этом помогут.

2. Устная работа

Учитель:

– Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?
– Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?
– Внимание на экран, работаем устно, за правильный ответ вы получаете один балл, а ваш ответ нам определит название остановки

– Итак, карта нашего маршрута составлена, и мы отправляемся в путь!

3. Закрепление ранее изученного материала

Остановка «Университет»

Внимание! На нашем пути – студенческий городок. Заглянем в одну из аудиторий университета. Здесь идет конференция по истории математики, давайте примем в ней участие:

  • Дроби в Древнем Египте
  • Дроби в Древнем Риме
  • Дроби на Руси

Выступающий получает 2 балла, а каждый член группы – 1 балл.
А в другой аудитории идет практическое занятие, примем и в нём участие
От каждой группы вызываются по одному человеку (работают у доски)

Пока ребята решают уравнения у доски, мы вспомним правила.

Вопросы задаются поочередно каждой команде:

– Какая дробь называется правильной?
– Какая дробь называется неправильной?
– Какая дробь больше 1 (меньше 1)?
– Какая дробь равна 1?
– Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
– Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?

Учитель: Прежде чем отправиться дальше, расшифруем высказывание Цицерона – древнеримского философа о дробях, для этого нужно расположить дроби в порядке возрастания

«Без знания дробей никто не может признаться знающим математику!»

Группа первая расшифровавшая высказывание получает 1 балл.

Учитель: А теперь отправляемся дальше в наше путешествие. А так как нам предстоит решать задачи практического характера, то нужно вспомнить
– Как найти часть от числа?
– Как найти число, если известна часть?

Следующая остановка «Хлебозавод» и здесь нам предложили решить задачу:

За три дня пекарь выпекает 680 кг хлеба, что составляет месячного количества хлеба. Сколько килограммов хлеба выпекает пекарь за месяц?
– О какой профессии мы узнали в задаче?

Профессия пекарь очень древняя. Раньше пекарей называли «басманниками» от слова
«басман» – хлеб для царя.
Нас угостили пирогом.
Пирог состоит из частей. На каждой части указана его масса. Вам нужно найти массу пирога. И сколько граммов пирога достанется каждому, если в поездке нас будет 20 человек.

Физкультминутка

Мы решали и устали
Дружно все мы тихо встали
Мы немножко отдохнем
И опять решать начнем

– Я называю дробь:

  • меньше 1 – приседаем
  • больше 1 – делаете ножницы
  • равна 1 – хлопаете в ладоши

Следующая остановка: завод «Баррикады», в настоящее время производственное объединение "Баррикады"– многопрофильное машиностроительное предприятие, выпускающее продукцию машиностроительной продукции оборонного и гражданского назначения.
1. Завод закупил 120 новых станков. В цехе установили полученных станков. Сколько новых станков осталось установить в цехе?
2. Токарь выточит на токарном станке 135 деталей, выполнив дневной нормы. Каковадневная норма токаря?

Учитель: С какой профессией мы познакомились на заводе?
С профессией – токарь.
Токарь– это одна из самых востребованных профессий на заводе.

Следующая остановка швейная фабрика «Виктория»

На сегодняшний день ОАО «Виктория» – самое крупное предприятие легкой промышленности в области. Предприятие производит мужские костюмы, пиджаки, брюки, пальто, школьную форму под торговой маркой "Виктория".

Задача. Фабрика сшила 2400 костюмов. Сколько костюмов осталось сшить фабрике, если фабрика сшила всех костюмов?

Вот мы и познакомились ещё с одной важной профессией – профессией швеи или как раньше называли обладателей этой профессии – «повелителем иголок». Всем, во что мы одеты, мы обязаны представителям этой профессии.

Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте подведем итоги и подсчитаем баллы. Но по итогам путешествия мы должны написать отчет в виде теста.

Тест по теме «Обыкновенные дроби»

Вариант 1.

Ответ:___________

Вариант 2.

Ответ:__________

4. Подведение итогов

Учитель:

– На каких предприятиях мы с вами побывали?
– С какими профессиями познакомились на уроке?
– Какую тему мы сегодня повторили?
– Имеются ли у вас вопросы по этой теме?

Домашнее задание у нас тоже будет необычное – творческое: написать сказку «Путешествие в страну Обыкновенных дробей».