Тема урока: "Подготовка к сочинению-рассуждению". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения по типовому варианту заданий ЕГЭ (часть С1);
  • формировать и развивать у выпускников коммуникативные навыки (способность понимать высказывание, строить монологическое высказывание на общественно значимую тему), умение обобщать информацию, убедительно аргументировать мысль.
  • Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновать свою мысль.

Задачи: проанализировать текст С.Довлатова; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; помочь старшеклассникам выразить свое мнение по проблеме, предложенной в тексте; аргументировать собственную позицию по поводу прочитанного.

Подготовительный этап: знакомство с текстом, работа со словарём.

Задание к уроку (группам): выписать из толкового словаря значения слов, близких словам толерантность и нетерпимость.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип: развитие речи.

Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; портфолио; наглядный материал.

План.

  1. Лексическая разминка.
  2. Индивидуальные собщения.
  3. Работа с текстом.
  4. С/р №1 (в парах): тест.
  5. С/р № 2(в группах) + инд. задание.
  6. Д/з: написать сочинение-рассуждение; индивидуальное задание: сочинение по тексту С.Довлатова “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”. Дополнительное задание: объяснить орфограммы из лексической разминки.
  7. Работа с текстом художественной литературы (С.Довлатов “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”).

1. Вводно-мотивационный этап:

Учащиеся стоят.

- Здравствуйте. Все готовы к уроку?

- Сегодня на занятии мы с вами будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения. Данный урок второй. Первый был посвящен теоретической подготовке. Мы с вами собрали теоретический материал в портфолио. На сегодняшнем занятии мы будем с вами реализовать на практике полученные знания. Целью нашего урока является отработка критериев части С, а также развитие умения анализировать текст.

- Оценивать на занятии вы будете себя сами. Система оценивания у нас, как всегда, накопительная. В конце урока каждый получит оценки, в зависимости от успешности выполнения заданий. Работать мы будем по следующему плану.

- Обратите внимание, что работать вы будете и в парах, и в группах, а некоторые получат индивидуальные задания. Дома вы напишите сочинение по тому тексту, с которым мы будем работать сегодня на уроке.

Садитесь.

- Сегодня урок развития речи. И начать разговор хотелось бы со слов Дорис Лессинга: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами”. - Какой смысл скрыт в этих словах?

- Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития мышления свидетельствует умение владеть письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Именно этим мы занимались на уроках развития речи, и работу эту продолжим сегодня и на последующих уроках.

Запишите тему урока.

1. Начнём урок с лексической разминки.

Дома у вас было задание выписать из Толкового словаря слова и выражения, связанные с понятиями толерантность и нетерпимость.

-Ч то обозначают эти слова? (Терпимостъ к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям. То есть уважение к другим культурам).

- Итак, какие слова вы нашли? (Ребята называют слова, учитель вывешивает карточки со словами на доске)

Космополитизм (от др. греч. — космополит, гражданин мира) — мировоззрение, идея мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, либо такое понятие отрицающая.

КОСМОПОЛИТ

космополита, м. (греч. - вселенная и - гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством.

Веротерпимость - терпимость к чужой религии, признание её права на существование.

Миролюбие - стремление к сохранению мира, мирных отношений.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Терпимость - умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.

Ксенофобия - 1) болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми людьми; 2) ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.

Конфронтация - противостояние, противоборство (политическая).

Рознь - вражда, ссоры(религиозная рознь).

Расизм - реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.

Шовинизм - крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть.

Национализм - 1) проявление психологии национального превосходства; 2) идеология и политика, исхлодящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам. (Обычно в политике)

Агрессия - открытая неприязнь, вызывающая враждебность.

Учащийся называет слово и значение, вставая.

- Кто выписал более 5 слов? Поставьте 5 баллов на полях.

У кого от З до 5 - 4 балла. 1-2 слова - 3 балла. Кто не выполнил это задание - 0 баллов.

- Тема лексической разминки не случайна. Слова, с которыми мы познакомились сегодня, я надеюсь, помогут нам лучше понять смысл текста, над которым мы будем работать, а также пополнят ваш словарный запас.

2. Дома, кроме работы с Толковым словарём, некоторые получили и индивидуальные задания.

2 человека готовили выразительное чтение текста и 1 человек-индивидуальное сообщение. Анализировать мы будем очерк “Понадобились мне ...” из цикла “Сентиментальный марш” Сергея Донатовича Довлатова. О нём небольшое сообщение, а также стенд подготовила Филина Оксана. Посмотрите...

Послушайте сообщение. Особое внимание обратите на следующую информацию: в какой стране Довлатов получил широкое признание? В каких городах и странах он проживал?

Чтение сообщения.

Ответы на вопросы.

(В Америке)

- Эту информацию вы можете использовать в сочинениях.

1. А в какой части сочинения вы можете это сделать? Вспомним структуру сочинения.

Учащиеся называют.

- Проверим! Откройте портфолио и посмотрите.

(Памятка №1) Всё правильно назвали, ничего не перепутали? (Вывесить на доску).

- А что такое тема текста? Прочитайте определение из портфолио памятка №2).

- Итак, сейчас вы прослушаете текст и ответите на вопрос: Какова тема данного текста? У вас на столах лежат тексты, можете маркером или ручкой отметить ключевые слова (слова с одинаковым или похожим значением, которые чаще всего употреблены в этом тексте).

Итак, слушаем.

Выразительное чтение текста 2 учениками. (2-3 минуты)!

По мере чтения вывешиваются портреты А.Эйнштейна, Д.Джойса, Мохаммеда Али.

Итак, о чём этот текст? Назовите тему... Какие ключевые слова вы выделили? (Все люди - братья).

А какое слово из лексической разминки подойдёт больше всего?

Толерантность, космополитизм.

А что такое проблема текста? Прочитайте определение из портфолио. (Памятка №2)

А вот проблему нашего текста и авторскую позицию вы определите сами, выполнив самостоятельную работу №1 в дарах.

Можете друг с другом совещаться.

- А как может быть выражена авторская позиция? Прочитайте в портфолио. Памятка №4) У нас текст относится к какому стилю? (К художественному).

Обратите внимание на это при выборе ответа.

Выполняя тестовые задания, вы можете выбрать 1 или несколько вариантов ответа.

Время - 5 минут. Та пара, которая справится с заданием раньше, делает дополнительное задание на оценку.

Ответы:

1) 2, 3, 4.

2) 3.

3) 2.

4) 2, 3, 5.

Дополнительно: 2, 4, 5.

Самопроверка. Выставление оценок. (1 задание - 1 балл: дополнительное – максимально З балла)

В каких заданиях вы ошиблись?

Фронтальный опрос.

Итак, проблема текста - проблема единства народов и культур. Кто выбрал другую? Почему

Авторская позиция выражена словами Кеннета Бауэрса, что “люди всего мира - родственники”. Т.е. Кеннет Бауэр, герой очерка, всех людей мира разных национальностей считает своими родственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих. Безусловно, его можно назвать толерантным человеком, космополитом.

- Какие слова из нашей разминки близки мировоззрению Кеннета Бауэрса? Распределите на 2 колонки. 2 ученика выходят к доске.

Космополитизм

Веротерпимость

Гуманизм

Миролюбие

Терпимость

Милосердие

 

рознь

ксенофобия

шовинизм

национализм

конфронтация

Экстремизм

агрессия

расизм

В каких произведениях нам встречается подобная проблема? ...

Назовите...

(“Война и мир” Толстого, “На дне”Горького, “Тихий Дон”Шолохова.)

Можно ли назвать эту проблему важной и острой?

Да, она актуальна, так как в России проживает около двухсот народов и народностей, и обострение межнациональных отношений может привести к трагическим последствиям. Что мы и наблюдаем сейчас, например, на Северном Кавказе и в других местах мира. Подобные столкновения являются следствием национализма(например, акции скинхедов).

Запишите проблему и авторскую почтило.

Продолжим работу с текстом.

Разделимся на 2 группы (по рядам), каждая группа получает индивидуальное задание. Распределите обязанности в группе, чтобы успеть выполнить все задания. Выберите в каждой группе человека, который будет отвечать Вспомним ешё раз структуру сочинения... (Называют)

Начинать надо со ... вступления.

Я предлагаю несколько вариантов вступления. Выберите подходящее к нашему тексту. Прокомментируйте эту проблему. При затруднении можете воспользоваться подсказкой.

В этом случае - минус 1 балл при оценивании.

Этой работой будет заниматься группа № 1.

2 группа сформулирует авторскую позицию, выразит своё согласие или несогласие с мнением автора и приведёт аргументы (не менее 2-х). Вы также можете в случае затруднения обратиться к подсказке, но на тех же условия (минус 1 балл).

Время работы - 7 мин.

У каждой группы есть и дополнительные задания, за правильное выполнение которых вы получите дополнительный балл.

А один учащийся получает индивидуальное задание: написать сочинение из предложенного материала, вернее, соединить части “конструктора” устно.

Проверка: Чтение ответов учащимися. Обсуждение. Выставление оценок: в группах ставят самостоятельное 1 балл за каждое задание) +1 балл за дополнительное.

Дополнительное задание проверяется по контрольной карте (взаимопроверка между группами).

Чтение сочинения (индивидуальное задание).

Итог урока.

Итак, сегодня на уроке мы...Что делали? Что запомнилось? (Проанализировали предложенный текст с учетом требований, предъявляемых к выполнению части С: выделили проблему, авторскую позицию, охарактеризовали языковые особенности текста С. Довлатова, попытались корректно и доказательно выразить собственную точку зрения.)

Ещё раз обращаю ваше внимание на эпиграф. Сегодня вы рассуждали, размышляли, ошибались, но всё-таки сами. И, я надеюсь, вы это умение будете развивать и совершенствовать.

Надеюсь, что это занятие поможет вам успешно выполнить домашнее задание - написать сочинение.

А некоторые получают индивидуальное задание - сочинение по тексту С.Довлатова “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”. Дополнительное задание: объяснить орфограммы в словах из лексической разминки.

Самостоятельная работа № 1

Ответы (на обратной стороне доски):

  1. 2) 3) 4)
  2. 3)
  3. 2)
  4. 2) 3) 5)
  5. Дополнительное: 2, 4, 5

Самостоятельная работа №2 (устная проверка)

1 группа:

1. 3, 4.

2. 2 (назвать ошибки)

Нельзя не заметит, что рассказчик изумлён беседой с Кеннетом Бауэрсом, для которого все люди- родственники. В самом деле, кому из нас приходила мысль считать человечество одной большой и дружной семьёй? Однако автор так выстраивает диалог своих героев, что читатель невольно задумывается о несомненной правоте мудрого мастера.

2 группа:

  1. Авторская позиция выражена словами Кеннета Бауэрса, что “все люди- родственники ...братья”
  2. Любые два аргумента.

Дополнительное.

Проверка по контрольной карте:

  1. Мне импонируют те люди, которые всех людей считают братьями.
  2. Недавно мы приехали из санатория, в котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.
  3. Мнение многих по этой проблеме неоднозначно.
  4. Кеннет Бауэрс сказал, что он американец, и попросил меня занести ему свою фотографию.